Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция материалов для письма и форм книги.






Книга – основная разновидность документа, источник информации, средство ее хранения и передачи во времени и пространстве, свидетельство духовной и материальной культуры.

В ГОСТе 7.60.-03. «Издания. Основные виды. Термины и определения» сказано, что книжное издание – это издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.

Эволюция книги, как документа связана с процессом создания письменности, эволюцией материалов и инструментов для письма. В развитии книги можно выделить два этапа: рукописный и печатный. Известны различные формы рукописной книги.

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении б.крайне неудобны. Одним из первых доступных(легче и проще) материалов стала использоваться глина. Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. Широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э. Они делали таблички, на которых острой палочкой из тростника вырисовывали клиновидные значки, каждую табличку обжигали в печи, а потом «листы» укладывали в деревянный ящик, прикрепляя ярлык с названием произ, им. автора, владельца. Известна библиотека, состоящая из многих десятков тысяч глиняных дощечек, принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VI в. до н.э.). Наиболее распространенными формами рукописной книг были свиток (ленточная форма) и кодекс (блочная). Прототипом книги-кодекса явился Полиптих, Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка. Среди древних книг в форме кодекса известны 3 Библии, названные по месту их нахождения – Синайская, Ватиканская, Александрийская. Первая русская книга «Остромирово Евангелие» имела переплет, роль которого выполнял серебряный оклад, служивший переплетом этой книги.

Книга - свиток возникла в Египте примерно в III тысячелетии до н.э. и была основной формой до VI в. н.э. Книги писались на папирусе. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе (из тросника, растущ.в долине Нила). В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы. Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. В 15 в. Иоганн Гуттенберг - ксилографические книги, изготовил нужное количество литер и сделал печатный станок, напечатал первые в Европе книги. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности. С открытием светочувствительности и растра возникает фото. Развивается офсетная печать. Сегодня, во время информационной революции, появился новый тип книг – электр книги. с разным платформами, компания ASUS разрабатывает Ebook Reader(бук-ридер, в похож на книгу привычной формы). А также книги в 3D формате.

Но бесконечность возможностей, открывающаяся перед издателями книг в новых форматах, оборачивается и множеством новых проблем: авторские права, программное обеспечение, новые каналы дистрибуции, формы продвижения продукта. Однако доступ к информации ещё никогда не был столь простым.

32. Изобретение книгопечатания: предпосылки и следствия. Начало книгопечатания в Москве. Деятельность И. Федорова.

Революцией в развитии книжного дела стало изобретение печатного станка, приведшее к массовому производству книг. Все части печатного станка — литеры, печатная форма и др. — возникали постепенно, приобретая в различные эпохи разные формы. Так, было время, когда, высекая буквы на каменной плите, люди замазывали этот участок краской и прикладывали бумагу. Затем литеры уже вырезали из дерева, глины и даже бронзы. Потом появились наборные кассы, также из разных материалов в различных странах. Есть различные свидетельства о первых опытах книгопечатания в Китае, Японии, Монголии, Корее уже в X-XI веках. Однако реально отпечатанных книг, многократно описанных, не осталось. Поэтому изобретателем книгопечатания, несмотря на постоянные исследования этого вопроса, по-прежнему считают Иоганна Гуттенберга(15в.). Его заслуга заключается в том, что он соединил разные технологии, существовавшие в производстве, и создал совершенную для того времени технологию изготовления книг. Прежде всего, Гуттенберг изобрел новый способ изготовления шрифта. Это уже были не отдельные литеры, а отлитые из металла в зеркальном изображении штампы, которые вдавливались в медную пластину, после чего углубления заливали сплавом. Отливать буквы и слова стало возможным в большом количестве. В эпоху Возрождения, Реформации, великих географических открытий, научно-технической и промышленной революции безудержно растущая потребность в информации могла быть удовлетворена только за счет непрестанно совершенствуемого книгоиздания и книгораспространения. В этот период в Европе возникают и отрабатываются формы и методы книгопроизводства, присущие современной цивилизации. Что касается Русского государства, в котором процесс экономического, политического и культурного обновления проходил замедленно по причине затянувшегося чужеземного ига и поздней ликвидации феодальной отсталости, введение книгопечатания по сравнению с Западной Европой запоздало на 100 лет. В середине XVI в. и в Москве созрели условия для введения книгопечатания. Они диктовались необходимостью идеологического укрепления государства и православной церкви: дать церкви единый текст церковных книг, переписывание которых от руки порождало многочисленные искажения и ошибки; во-вторых, удовлетворить резко повысившийся спрос на богослужебные книги, снабдить ими многочисленные, впервые открываемые церкви. В России типографское дело зародилось в 1550-х годах во время правления Ивана Грозного, оказавшего содействие этому. Первая типография в Москве появилась в 1553 году во времена правления Ивана Грозного. Однако первые книги вышли без выходных сведений, поэтому данные о первой типографии и ее работниках отсутствуют. В те годы опыт передавался, как правило, от учителя к ученику, овладевать ремеслом приходилось самостоятельно, без каких-либо пособий и руководств. Так овладевал искусством книгопечатания и Иван Федоров - основатель книгопечатания в России. 1 марта 1564 года в Московской типографии Ивана Федорова вышла первая русская книга " Апостол". Она предназначалась для религиозных деятелей. Это было первое датированное издание в России, снабженное иллюстрациями и выходными данными. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для напечатания «А». Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла подготовка текста. стала образцом для последующих изданий, и начало деятельности первой государственной типографии было положено.

В 1565 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издают Часовник (двумя изданиями), книгу богослужебную по своему характеру, но, как и " Апостол" в Древней Руси, служащую для обучения, но не духовенства, а только приобщающихся к грамоте детей. Часовник по своему полиграфическому исполнению ниже " Апостола". После издания Часовника деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Москве вскоре прекращается, и они покидают пределы Московского государства. Иван Федоров в послесловии к львовскому " Апостолу" (1574 г.) пишет о людях, суть которых, по Федорову, заключалась в невежественном толковании их работы, возможно, по редактированию текста " Апостола". Но это мог быть лишь повод для отъезда. Считается, что Иван Федоров относился к числу людей определенного политического, религиозного направления и в период изменения внутренней политики самодержца (в 1565 г. Иван Грозный объявляет об оставлении царства, вскоре вводится опричнина) считает за благо покинуть Москву. Однако это здравое рассуждение не может быть окончательно принято, ибо, оставляя столицу, первопечатник увозит с собой оборудование, то есть государственную собственность, что без ведома власти сделать было невозможно. Т.е.причины отъезда –остается загадкой.(изд-ет еще «Учительное Евангелие, Псалтырь с Часословцем, " Львовский Апостол", «Азбука», " Новый Завет", " Книжка собрание вещей нужнейших», полная печатная славянская Библия)

Книгопечатание в Москве развивалось и после Ивана Федорова. В столице первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, из которой в 1568 г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь. В 1571 г. пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. После долгого перерыва в 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежа издает Триодь постную. Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.

 

33. Состояние книгоиздания России конца ХХ – начала XXI веков: основные тенденции, система издательств.

Важнейшей правовой предпосылкой становления новой системы средств массовой информации, соответствующей реалиям демократического реформирования общества, стало принятие в июне 1990 г. Закона СССР " О печати и других средствах массовой информации", который декларировал реальную свободу печати и информации и отмену цензуры. (м.отдельным гражданам(от 18) и объединениям граждан учреждать СМИ)

СССР, достигшими 18 лет. Кроме того, Законом устанавливалось, что учреждение СМИ должно носить не разрешительный, а регистрационный, заявительный характер. Эти же основополагающие принципы были заложены и в Законе РФ " О средствах массовой информации", принятом уже после распада СССР, в декабре 1991 г., и ставшем одним из важнейших факторов формирования новой издательской системы России

В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Количество выданных лицензий на ведение издательской деятельности составило в 1991 г. – 1597. По данным Министерства РФ по делам

печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15 апреля 2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.

В РКП за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона " Об обязательном экземпляре документов" (принят 23 ноябр.1994г.Гос.Думой), в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных (и получивших лицензию).

Основные регионы-производители книг в России – Москва и Санкт-Петербург. За посленее время выросла доля выпуска книг почти во всех регионах России. Подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, малые предприятия. Наряду с ростом числа небольших издательств проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он близок к 30% (2004 г.), а по тиражу составляет более 67% (2004 г.) всей выпускаемой книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, – " АСТ", " Дрофа", " Олма-Пресс", " Просвещение" и " Эксмо-Пресс" – составляет около половины (49%) общего тиража по стране. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2004 г. две трети по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр – 91%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России, особенно в восточных районах страны.

Не только в России, но и в других странах книгоиздатели и книготорговцы ведут постоянную борьбу за выживание. Помощь со стороны государства сми, книгоиздательским структурам, развитию культуры в целом осущ. в двух формах: в форме прямой финансовой поддержки отдельных проектов и программ и в виде различного ряда льгот и преференций налогового, таможенного и иного характера (т. н. косвенная поддержка), принято законодательство по охране авторских прав(1993): одно из самых развитых в мире.

Так, в соответствии с «Федеральной целевой программой поддержки полиграфии и книгоиздания России», утвержденной Правительством РФ, в 1996—2001 гг., на поддержку 2, 5 тыс. социальнозначимых изданий было выделено и израсходовано около 300 млн. руб. (примерно 10 млн. долларов США). С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002—2005 гг.)» как часть федеральной целевой программы «Культура России».

Косвенная поддержка издательствам осуществляется на основе Федерального Закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» (1995 г.). Законом предусмотрен ряд льгот по налоговому, таможенному, валютному и иным видам финансового и хозяйственного регулирования редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Поддержка не оказывается издательствам, которые выпускают рекламную и эротическую лит-ру Важнейшей из перечисленных мер было освобождение указанных видов деятельности от налога на добавленную стоимость, что в совокупности явилось мощным стимулом роста книгопроизводства и сыграло большую роль в том, что издателям удалось избежать последствий дефолта 1998 г. Недостаток закона – принят на 3 года (1996 – 1998). 1.Благосостояние большинства людей ухудшилось, не все м.купить книгу.2.Появление компьютерных технологий, интернета способствует уменьшению тиражей, т.е. доля времени, уделяемого на чтение раньше, сейчас снизилась.3.Сама культура российского общества стала менее литературоцентричной.

После кризиса 1998 г. около 1000 издательств обанкротились.

Сейчас во всем мире падает средний тираж, т.к. темпы роста числа названий значительно выше, чем темпы роста тиража. У нас сейчас средний тираж 8 тыс. на 1 название.

Если в советский период популярность авторов и книг сохранялась довольно долго, то теперь список бестселлеров меняется очень быстро. Увеличилась издательская активность на периферии, выпуск за счет средств автора, печатают книги на зарубежных полиграфических предприятиях, свободные цены, продажа книг по почте.

Сейчас на территории РФ около 6000 издательств. Издательства: мелкие – 90%; средние-9%; крупные – 1%. В РКП приведены списки 100 издательств, выпустивших наибольш.кол-во книг и брошюр в 2013 г. 1 место- Эксмо-9015(число книг и брошюр) общ.тираж-56855; 2)АСТ-5704, тираж-31722, 3)Просвещение- 1859, тираж-59826.

Список наиболее издаваемых авторов по худ. литр-ре: Донцова(143), Акунин (60), Устинова(55).

Детск. лит-ра6 Чуковский, Барто, Носов.

Число выпущенных книг и брошюр в 2013: 120 512(печ.единица).

Тиражи падают, книгоиздание связано с сост. экономики, падение экономики-падение тиражей, выпуска книг. Журнальные издания закрываются или переходят в электр.вид. Молодые авторы выкладывают свои произведения на бесплатные сайты. Н: «Проза.ру».

Размещение изд-в по территории РФ: 1.ЦФО – 63% от выпуска названий (Москва). 2.СЗФО – 12, 4% (С-Пб.).Издательская система расположена в России неравномерно, это создает сложности для реализации книг. В России ставка НДС составляет 18%, распространяемая на все издания, кроме учебной и научной литературы (с 1 января 2003 г.) на которые действует ставка 10%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.