Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы выражения грамматических значений слова




По своему грамматическому строю русский язык относится к языкам флективным с элементами аналитизма. Поэтому боль­шинство грамматических значений выражается в нем синтети­ческим способом, т.е при помощи средств, находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, формообразую­щие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение. На­пример, в предложении Наступила зима в словоформе насту пила синтетически выражены значения прошедшего времени, изъявительного наклонения (суффиксом -л-), женского рода, единственного числа (окончанием -а), а в словоформе зима — значения женского рода, именительного падежа, единственного числа (окончанием -а).

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т. е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова. Например, в предложении Буду работать в бригаде аналитически выражено значение будущего времени глагола (сло­вом буду). В выражении значения предложного падежа (в бри­гаде) одновременно участвуют и аналитическое (предлог в), и синтетическое (окончание -е) средство.

С помощью вспомогательных слов образуются аналитиче­ские формы слова. Такие грамматические формы слова состо­ят из двух компонентов: один — основной — является носите­лем лексического значения слова, а другой — вспомогатель­ный — служит для выражения грамматического значения. Так, в аналитической форме буду читать лексическое значение слова выражает основной компонент читать, а грамматические значения будущего времени, 1-го лица и единственного числа — вспомогательный компонент буду. Ср.: будешь читать (2-е л. ед. ч.), будем читать (1-е л. мн.ч.), будут читать (3-е л. мн. ч.) и т.п.

Аналитические формы слова входят в его парадигму вместе с синтетическими формами. Например, в парадигму глагола любить входят не только люблю, любил, люби и т. д., но и буду любить, будешь любить, любил бы, пусть любит и т. п. В парадигму прилагательного честный входят честная, чест­ной, честную, честнее, честен, честна и т. д. и самый чест­ный, наиболее честный и т. п.

Часто грамматические значения одного и того же слова выражаются и синтетически и аналитически. Так, синтетически выражаются значения сравнительной и превосходной степени: добрее, добрейший, наидобрейший. Однако параллельно с этими формами существуют аналитические: более добрый, самый доб­рый, добрее всех.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т. е. средствами контекста, окружающих слов, например: Кра­сивое кашне закрывало его шею. Значение среднего рода неиз­меняемого слова кашне выражено употреблением прилагатель­ного красивое и глагола закрывало в форме среднего рода. Ср.: черный кофе, горячее какао, красивый кенгуру, черное пальто.



При помощи контекстуальных средств дифференцируются значе­ния мужского и женского рода существительных общего рода. Ср.: Пришла твоя любимая Женя. Пришел твой любимый Женя, Он такой неряха. — Она такая неряха.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические зна­чения супплетивным способом, т. е. при помощи форм, имеющих разные корни. Например: человек (ед. ч.) — люди (мн. ч.), говорить (несов. вид) — сказать (сов. вид), иду (наст, вр.) — шел (прош. вр.), хороший — лучше (сравнит, степень).

Итак, в парадигме одного слова объединяются его синтети­ческие, аналитические и супплетивные грамматические формы. Ср.: 1) ребенок, ребенка, ребенку...; ребята, ребят, ребятам... и дети, детей, детям,..; 2) иду, идет, идем...; будет идти; пусть идет; шел, шел бы...

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал