Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория каузальной атрибуции Бернарда Вайнера






Атрибуция – приписывание, кауза – причина. Как человек приписывает причины своего успеха и неуспеха и чему. Этой теории предшествовало открытие феномена или явления локуса – контроля – это установка человека приписывать ответственность за происходящее либо себе, либо внешним обстоятельствам.

Основания для приписывания причин:

1) Локус контроля: внешний или экстернальный (когда человек ответственность приписывает внешним обстоятельствам) и внутренний или интернальный (человек видит причины своих успехов и неудач в себе самом). Например, «я получил хорошую оценку на экзамене, потому что я хорошо подготовился» – внутренняя причина или «я получил хорошую оценку на экзамене, потому что мне просто повезло (товарищ помог и др.)» –приписывание внешним обстоятельствам.

2) Основание для приписывания причин – стабильное во времени (причины, которые существуют постоянно: например, усердие или лень – как черты личности) или нестабильное во времени (например, состояния в данный момент: старался или не старался, оказали помощь или не оказали помощь).

3) Контролируемость или неконтролируемость причин успеха или неуспеха. Насколько может человек контролировать причины своего успеха или неуспеха, потому что некоторые причины того или иного успешного или неуспешного действия могут не подчиняться контролю.

МИНУС ТЕОРИИ: люди могут по-разному понимать причину. Некоторые считают, что способности стабильны, а другие считают, что способности нестабильны – они развиваются – как считают отечественные психологи. Он будет способности считать причиной контролируемой и стабильной. Бывают и другие типы атрибуции, которые здесь никак не отмечены и т.д. Здесь когнитивный фактор влияет на побуждение. В конце концов, что человек выберет в следующий момент, какую задачу он себе поставит, зависит именно от того, как представляет себе причины произошедшего.

ТЕОРИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СЕЛИГМАНА

Выученная беспомощность – психологическое состояние, которое включает нарушение в мотивации, а также в когнитивной и эмоциональной сферах из-за пережитой субъектом неподконтрольности.

Селигман заключил, что выученная беспомощность характеризуется проявлением дефицита в трех областях: (1) неспособность действовать (инициировать ответы), (2) неспособность обучаться и (3) эмоциональные расстройства.

· Проводились эксперименты с собакой, которую били током через пол закрытой комнаты. В первом случае она не имела возможности спрятаться. Через некоторое время она смирялась. Во втором случае собаку помещали в комнату, где можно было спрятаться о тока. Однако она смирялась с неприятными ощущениями и не искала способа избежать их.

·. Человек в первой серии слышит неприятный резкий звук, этот звук он никак не может контролировать. Во второй серии оказывается, что он может его контролировать – надо руки по-другому разместить – те их положение на столе поменять и звук ослабнет и исчезнет. Время реакции у людей с выученной беспомощностью гораздо дольше

· Другой тест.Половине испытуемых в каждой их трех групп говорилось, что они имеют дело со случаем, а половине – что тестируются их умения. При навязывании экспериментатором атрибуции первого рода латентное время выключения звука оказывалось больше (во всех трех группах), чем при атрибуции второго рода

Селигман выявил 2 таких типа объяснения (стиля объяснения):

1) Пессимистичный

2) Опитимистический

Объяснения затрагивают несколько параметров:

1) Параметр постоянства.: причины неприятностей – постоянные, а причины успехов носят временный характер (почему неуспех? «потому что я плохой, конченый человек»).

2) Широта объяснения – насколько обобщается эта причина или, наоборот, носит конкретный характер. Оптимисты объясняют причины неудач конкретно, а причины успеха – универсальными причинами, а пессимисты, наоборот, – неудачи носят причины постоянного характера, а успехи они объясняют причинами конкретного характера. Оптимисты рассуждают – почему я на экзамене провалился? Потому что конкретный профессор нечестный, а пессимисты говорят – все преподаватели нечестные. Объясняя причины расхождения с молодым человеком, оптимистка говорит – я отвратительна для него, я не нравлюсь именно данному конкретному человеку. Пессимистка скажет – я вообще никому не нравлюсь – я вообще отвратительна.

3) Персонализация – кому приписывается причина неудачи (локус контроля). Оптимисты: причины успеха во мне, а причины неуспеха во вне. Пессимисты: причины успеха во вне, а причины неуспеха во мне.

. Пессимистичный стиль – предиктор депрессии и др. психологических нарушений. А оптимистичный стиль – залог психического или даже физического здоровья. Дети с пессимистичным стилем объяснения хуже учатся в университете, чем дети с оптимистичным стилем объяснения. Хотя дети все были уравнены и по уровню способностей, и по Айзенку, и по IQ. Уровень интеллекта у этих детей измеряем, набираем группы с одинаковыми показателями, смотри их академическую успеваемость. У оптимистов она выше, а у пессимистов – ниже.

Источниками пессимистичного или оптимистичного стиля являются отношения с матерью – стиль объяснения матери. Если у матери оптимистичный стиль объяснения, то и у ребёнка тоже оптимистичный стиль объяснения, поскольку ребёнок чаще всего общается с матерью в нашей культуре. Он берёт от неё этот стиль объяснения. Другое – обратная связь при общении с взрослыми. Например, при общении со школьным учителем. Если учитель объясняет всё пессимистичным образом, то ребёнок может формировать свой неадаптивный стиль объяснения. Правильная обратная связь – ребёнок получает двойкуку, а учитель говорит – ты плохо здесь постарался, надо было бы подготовиться к работе, и был бы лучший результат. Здесь объясняются временные причины. В данном случае неправильный ответ со стороны учителя – ты всегда ленишься – ты ленивый, это устойчивая черта. Тут одновременно адресуется и к постоянству и к внутреннему локусу при объяснении неудачи и т.д.

Теория имплицитных представлений о способностях Кэролл Двек

Имплицитный – скрытый.

1)Данностная теория – человек думает, что интеллект – фиксированная способность – с чем родился, с тем и проходит по жизни.

2)Прибыльная теория интеллекта: интеллектуальные способности изменяются и могут развиваться в течение жизни.

В чистом виде мы не увидим этого. Люди так распределены по континууму – между этими двумя теориями. Мы можем сказать, что у человека прибыльная теория интеллекта, если на вопрос «интеллект – это сколько процентов усилий и сколько процентов способностей» он отвечает: «65 усилий и 35 способностей», а если 35 и 65 то – данностная.

 

В зависимости от того, как люди представляют себе, что такое интеллект, они по – разному ведут себя и у них разная мотивация достижений.

При данностной теории: человеку интересна достиженческая деятельность, интересно решать трудные задачи, интересно учиться, интересно преодолевать трудности. Их преодоление вызывает у него удовольствие и радость. Главной целью человека является сохранение своей самооценки. Здесь человек желает выглядеть умным.

У сторонников прибыльной теории: наблюдается ориентация на мастерство. Они испытывают удовольствие, сталкиваясь со сложными задачами – теми, которые им помогают научиться и развить интеллект. При трудностях не пасуют – интенсифицируют свои усилия. Цель – усовершенствовать себя и увеличить свою компетентность. Человек желает усовершенствовать свой ум. Мотивация достижения выше чем у сторонников данностной теории.

Теория самоэффективности А. Бандуры

Самоэффективность – это ощущение себя компетентным в конкретной деятельности.

Как человек оценивает насколько он успешен в психологии, в решении задач по алгебре, в фигурном катании? Этот параметр не является чертой личности, это когнитивное образование, которое влияет на мотивацию достижения, как бы вносит свой вклад в мотивацию и соответственно в поведение.

Как формируется самоэффективность:

1) Из опыта собственных успехов. Если человек видел позитивный результат в какой-то деятельности, то опыт успешности в этой деятельности накапливается, и самоэффективность формируется.

2) Наблюдение за чужими достижениями тоже вносит вклад. Если он будет видеть, как другие в этой деятельности неуспешны, это понизит его самоэффективность.

3) Вербальные убеждения – это ещё один компонент, который вносит вклад в самоэффективность. Мать может убедить ребёнка перед контрольной по математике (важен статус говорящего - авторитет), что он успешен, но это убеждение, чтобы оно сработало должно опираться на предшествующие результаты (у него должны должны быть не только двойки за предшествующие контры). Он понимает, что мама его любит – может обмануть в данном случае, а говорит просто, чтобы его подбодрить и т.д.

4) Это должно быть в границах реальных возможностей. Когда ребёнок понимает, что что-то ему не по силам, то и убеждение не подействует.

5) Обратная связь от эмоционального и физиологического состояния тоже формирует самоэффективность.Сейчас, например, если человек ощущает себя спокойным или, наоборот, в состоянии подъёма, с жаждой деятельности – это повысит самоэффективность. Если он ощущает себя слабым, больным и усталым, то понизит. Эмоциональное напряжение и др. тревоги и страхи приводят к снижению самоэффективности.

Самоэффективность измеряется до выполнения деятельности. Для самоэффективности важно не сравнение с другими, а использование критерия мастерства и компетентности по отношению к другому человеку – это частная характеристика. Она зависит от конкретного вида деятельности. Человек может иметь много эффективности в разных областях и ощущать себя весьма эффективным в одной области и весьма неэффективным в другой. Я знаю геометрию, но не знаю географию – говорит себе человек. Это не личностная черта, а конкретный конструкт, который повлияет на конкретную мотивацию и конкретное поведение. Самые уверенные студенты хуже готовятся к экзаменам, чем их более тревожные и не менее способные сверстники. Если уравнять группу по знаниям и уровню интеллекта, то этот показатель самоэффективности, то он будет предиктором – поможет предсказать успех или неуспех на экзамене. Лучше всего иметь умеренную, но не чрезмерно высокую самоэффективность и не чрезмерно низкую. Исследования чрезмерно низкой, как она плохо влияет на психическое здоровье и на успехи в конкретных видах понятны и очевидны


 

23. Агрессия: эмоциональные и мотивационные аспекты.

Мотивация асоциального поведения

Агрессия – намеренное приченение вреда другому человеку (физического, психологического, перпятствие намерениям, препятствие удовлетворению его потребностей и др).

Агрессивность – склонность, предрасположенность к агрессии.

Классификации видов агрессии по типу реакции:

· вербальная и физическая;

· прямая и замаскированная.

· спонтанная (внешние обстоятельства не вызывают агрессии) и реактивная (человека толкнули, он огрызнулся); один вид агрессии может маскирвоаться под другой.

Классификации видов агрессии по направлению:

· экстравраждебная (на внешний мир, на сам объект; сдвиг объекта агресии на беззащитную жертву)

· интровраждебная (на себя).

Классификации видов агрессии целям агрессии:

· инструментальная (цель – реализация какого – то другого мотивая, а приченение вреда – средство): личностноориентированная и социориентированная (ради общественно полезных целей причиняется вред; например, штраф нарушителей.)

· враждебная (цель – приченение вреда и переживание удовольствие от того, что объекту наносится врде)

· экспрессивная (цель – разрядка возникшего напряжения).

Агрессивное поведение регулируется общественными нормами. Есть нормы агрессии и нормы возмездия (как можно отвечать на агрессию). Нормы агрессии - существующие в данном обществе правила, о допустимости оперделеных типов агрессивного поведения, их частоте и масштабах.Этологи и психоаналитики считают, что агрессия врождена, им противостоят теории социального научения

Самооправдание агрессии:

· Снижение значимости агрессии через сравнение (сравнивает себя с другими).

· Служение агрессии высшим целям (увидев сына с сигаретой, отец наказывает его ремнем и говорит, что тот ему еще спасибо скажет).

· Отрицание своей ответственности (мне приказали).

· Разделенение ответственности (несколько человек принимает участие в агрессивном действии)

· Дегуманизация жертвы (людей нельзя убивать, но разве это люди).

· Постепенное привыкание, примерение (человек постпенно эмоционально принимает свои действия).

Теории возникновения агресии:

1) Агрессия- базовая инстинктивная мотивация, которая требуется в разрядке, иначе будет патология Теория влечений (З. Фрейд).. К. Лоренц придерживался аналогичных взглядов. Он считал, что в организме животных и человека постоянно накапливается энергия агрессивного влечения, при чем накопление происходит до тех пор, пока в результате соответствующего пускового раздражителя эта энергия не разрядится. По Лоренцу животные: 1)хищники(много запирающих ключевых стимулов –тормозят агрессию) и 2)канибалы (нет механизмов торможения агрессии).Лоренц изучал на животных внутривидовую агрессию, он считал, что она полезна и существует как самостоятельный инстинкт.

Функции внутривидовой агрессии:

· естественный отбор,

· забота о потомстве(более сильный самец он оставляет потомство и агрессия помогает защищать ему потомство),

· обеспечение изоляции группы в пределах одной популяции, что, например, препятствует перемешиванию стай при встрече их на одной территории;

· противодействие проникновению в данное сообщество чужих особей, а также ограничение числа производителей путем изгнания части самцов; в таких случаях возникает " резерв" мигрирующих особей, за счет которого пополняется недостаток производителей в других популяциях

· участие в формировании и поддержании структуры индивидуализированных сообществ.

·

2) ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (А. Бандура). Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, и оттормаживаются такие действия, которые подкрепляются отрицательно (например, через наказание). В процессе развития личности внешние подкрепления, позитивные и негативные, интериоризируются и переходят во внутренний план, становясь уже субъектными, внутриличностными регуляторами поведения. Таким образом, ситуативное развитие агрессивных действий становится зависимым от личностных структур, либо облегчающих проявления агрессии, либо, напротив, обладающих по отношению к ним преградным смыслом.

Эксперимент Бандуры: детям показали фильм, в котором герой проявляется словесную агрессию.

3) ФРУСТРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ. Фрустрация – психическое состояние, котороые возникает вследствие реального или воображаемого препятствия на пути достижения цели (проявляется в виде гнетущего напряжения, треовги, отчаяния, гнева). Агрессия – это результат фрустраций.

Агрессия должны быть экстравраждебной, выплескиваться во в нешнюю среду, она не должна становится интровраждебной, аутоагрессией (результаты – алкоголизм, суицид и др.).

Признаки детеныша и признаки самки являются тормозящими агрессию факторами. Эти механизмы торможения агрессии есть у хищников (волков, собак, ворон, сорок). Стимул тормозящий агрессию – это, например, подставление беззащитной части тела. У животных – каннибалов нет механизмов, тормозящих агрессию, человек один из них. Человек создал оружие в качестве защиты, оружие облегчает убийство. Деревенские жители имеют различные механизмы выброса агрессии: много пространства, совместная охота, враждебная соседняя деревня и др. Нарушение психологичсекого пространства усиливает агрессию. У городских жителей наблюдается обилие социальных связей, нарушение психологического пространства, мирные занятия. От агрессии нужно освобождаться. Бить тарелки – лучший способ реализации агрессии нежели ссоры с близкими. Конкуренция в спорте, в науке и т.д. – хороший способ реализовать агрессию по отношению к другим.

Агрессивность – это предрасположенность к агрессивным действиям.

Враждебность – негативная установка, готовность одного воспринимать другого негативным образом. Агрессия – это черта личности.

На агрессию также влияют ситуативные факторы:

1) намерение, которое приписывается нападающему (как только субъект решил, что другой решил причинить ему вред, это вызывает у него гнев; эту установку очнеь сложно изменить);

2) ожидание мести за совершенную агрессию (если против человека совершены агрессивные действия, то он осуществляет принцип мести даже тогда, когда существует вероятностьм ести в ответ);

3) ключевые раздражители, которые содействуют агрессии (наличие соответствующих агрессии ключевых раздражителей может повысить интенсивность агрессивного действия, таким раждражителем является, например, оружие);

4) удовлетворение в результате достижения цели агрессии (человеку, который был объектом агрессии, удовлетворение приносят любые проявления страдания жертвы);

5) самооценка (уровень самооценки регулирует внутренне обязательные стандарты нормы, которые могутк ак мешать, так и содействовать осуществлению агрессии; Хейкхаузен: если в результате несправделивого, по мнению жертвы, нападения было задето чувство собственного достоинства. то агрессия в форме мести будет направлена на его восстановление; в случае слишком сильной агресси может возникнуть чувство вины, т.е. негативная самооценка);

6) оценка со стороны других людей (оценка другими людьми является действенным мотивационным стимулом). Можно выделить соответственно: в ознаграждаемую агрессия (кубок за победу в чемпионате по боксу) и невознаграждаемую агрессию.

Как измерить агрессию, как личностную черту. Машина агрессии Басса Дарки. Машинное устройство с кнопочками, каждая имеет цифру. Испытуемому говорится, что цифра означает силу тока, которой наказывается другой человек. Человек выполняет задачу, он ученик, испытуемый – учитель. При неправильных выполнениях задачи человек получает удар током от испытуемого (вернее так думает испытуемый).


 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.