Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория К. Левина.






Потребность - динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.

Квазипотребность - некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Социально обусловлена, т. е. не врожденная и не биологическая, с динамическими характеристиками. Социальное означало лишь, что потребность возникала в данный конкретный момент..

1. Зейгарник. Лучше запоминается незавершенное. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. Лучше запоминаются те, которые были незавершены.

Овсянникова Даётся задание(что-то соорудить, слепить, лекгое), отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию.

Внезапное формирование квазипотребности, любой по содержанию, — это специфически человеческое свойство.

· По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных (устойчивых) потребностей.

Пиример с официантом.

· Феномен возвращения к прерванному действию и лучшего воспроизведения незавершенных действий послужил Левину доказательством того, что для природы наших психических процессов существенным является их динамика, возникающая в данной ситуации. Динамическое состояние, напряжение является решающим, а главное, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Именно динамическая сторона намерения обусловливает выполнение намерения.

· Удовлетворение потребности состоит в ее разрядке, в изменении динамики состояния.

· Способ удовлетворения квазипотребности у человека носит гибкий характер.

· Г.В. Биренбаум изучал забывание намерения. Эксперимент: испытуемым даются листы бумаги, на каждом нужно выполнить какое – то задание и подписать его.

Факторы влияющие на действенность намерения:

I. Значимость намерения;

II. Эмоциональная окрашенность намерения;

III. Степень связи намерения с основной деятельностью;

IV. Наличная ситуация («психологическое поле»);

V. Личностные особенности.

Поле – это вся совокупность переживаемого субъектом в данный момент, «жизненное пространство индивида». Появление квазипотребности становится возможным, если человек что-то совершает в реальной окружающей его ситуации. К. Левин подчеркивал связь квазипотребности с предметом. В формулировке Левина это звучало так: вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью.

Валентность – это положительная или отрицательная ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила.

«Ханна садится на камень». К. Левин объясняет: камень, на который хочет сесть ребенок, имеет для него положительный характер, т. е. притягивает его, а для того, чтобы сесть на камень, надо совершить действие, обратное этой положительной валентности, т. е. отвернуться от камня. Ребенок не может сесть на камень, потому что не в состоянии преодолеть притягивающую силу.

Опыт в комнате с вещами. Колокольчик, шкаф с занавеской, книга.

Поведение становилось «ситуативно обусловленным», «полевым». Это ситуативное, «полевое» поведение носило в данном случае мимолетный характер: позвонив в колокольчик, человек занимался своим делом. Окружающее психологическое «поле», окружающая ситуация таят в себе возможность вызвать действие в направлении предмета с положительной валентностью или уйти от предмета с отрицательной валентностью. Это означает, что субъект с его внутренними заряженными системами и окружающая ситуация («психологическое окружение») составляют единый континуум.

Если получается встать «над полем» и выполнить действие, намеренное, опосредованное, то такое поведение называется волевым. Те же испытуемые, которые испытывали на себе власть «поля», подчинялись ему, были не в состоянии «стать над ним» — не могли совершить намеренного, волевого действия.

Эксперименты в комнате со столом с едой, с танцами.

К. Левин считал, что взаимодействие валентных объектов и потребностей должно быть таково, что валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности. Если человек подчиняется в основном смыслу потребности — это действие намеренное. Если же человек подчиняется валентности вещей, за которой не стоит потребность, то такое поведение не намеренное «полевое».


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.