Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 Финансовый анализ предприятия.






1. Понятие и методология финансового анализа.

2. Финансовая отчетность в системе управления предприятием.

3. Анализ финансового состояния предприятия.

4. Финансовый анализ результатов деятельности предприятия.

5. Анализ движения денежных средств предприятия.

6. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

 

1. Понятие, эволюция и методология финансового анализа.

Экономический анализ как вид деятельности - система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Финансовый анализ изучает качественные характеристики и показатели использования финансовых ресурсов для оценки финансового состояния предприятия и выявление возможности более эффективного их использования с помощью финансовой политики.

Цели и инструменты финансового анализа зависят от субъективных интересов отдельных пользователей финансовой информации (собственников, кредиторов, потенциальных инвесторов, фискальных органов и т.д.).

Возникновение финансового анализа можно отнести к возникновению двойной записи, как методу веления бухгалтерского учета (Лука Пачели). Родоначальником систематизированного экономического анализа как составного элемента бухгалтерского учета считают Ж. Савари (1622 – 1690), который ввел понятие синтетического и аналитического учета (его же считают предтечей управленческого учета). В то же время А. Ди Пиетро пропагандировал методологию сравнения последовательных бюджетных ассигнований с фактическими затратами (метод сравнительного анализа). В XIX в. идеи Савари были углублены итальянским бухгалтером Д. Чербони, который создал учение о синтетическом сложении и аналитическом разложении бухгалтерских счетов. В этот же период времени Анвентури разработал анализ динамических рядов показателей финансовой деятельности.

В конце XIX в - начале XX в. появилось особое направление в учете - балансоведение. Оно развивалось по трем основным направлениям:

- экономический анализ баланса (способствовало повышению эффективности использования ресурсов);

- юридический анализ - анализ в интересах собственников;

- популяризация знаний о балансе среди пользователей - требование составление баланса всех субъектов предпринимательской деятельности. Со временем балансоведение трансформировалось в систематизированный анализ финансовой деятельности. В 20-е годы теория балансоведения, в частности методика анализа баланса, была окончательно сформулирована в трудах А.П. Рудановского, Н.А. Блатова и др. В конце XIX в - начале XX в активно развивается и наука о коммерческих вычислениях. Анализ баланса и коммерческие вычисления и составили, таким образом, суть финансового анализа.

В настоящее время западными специалистами выделяется пять школ теории финансового анализа:

1) Школа эмпирических аналитиков (Р. Фоук).

Предложили и обосновали определенный набор относительных показателей, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности, для оценки кредитоспособности предприятия.

2) Школа статистического финансового анализа (А. Уолл).

Предполагали, что " система финансовых показателей имеет смысл лишь с точки зрения сравнения их с некоторым пороговым или критическим значением".

3) Школа мультивариантных аналитиков (Дж. Блисс).

Они пытались показать зависимость показателей финансового состояния предприятия и эффективности текущей деятельности с обобщающими показателями финансово-хозяйственной деятельности.

4) Школа аналитиков- прогнозистов (Р. Смит, Э. Альтман).

Представители этой школы считали, что финансовые показатели нужны лишь в том случае, если они способны предсказать будущее финансовое состояние компании, т.е. упор делался на перспективный финансовый анализ. Ими была разработана модель возможного банкротства.

5) Школа участников фондового рынка (Дж. Фостер).

Предполагали, что " ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги и степени связанного с этим риска".

Методология финансового анализа - система категорий научного инструментария или методов и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Научный инструментарий - совокупность способов и методов исследования явлений.

К основным методам финансового анализа относятся:

1) Чтение отчетности - изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от деятельности и прибыль текущего года.

2) Горизонтальный анализ. Он позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом.

3) Вертикальный анализ - проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итогом показателе, принимаемом за 100% (например, удельный вес статьей актива в общем итоге баланса).

4) Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.

5) Расчет финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:

- общепринятыми стандартами;

- среднеотраслевыми показателями;

- аналогичными показателями предшествующих периодов;

- показателями конкурирующих предприятий;

- какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Основные принципы финансового анализа:

- системность;

- комплексность;

- регулярность;

- перспективность;

- объективность.

 

 

2. Финансовая отчетность в системе управления предприятием.

Финансовая отчетность - совокупность форм отчетности составленных на основе данных бухгалтерского и управленческого учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

К пользователям финансовой информации относятся:

1) Внутренние (управленческий персонал предприятия).

2) Внешние:

а) пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании

- нынешние и потенциальные собственники предприятия;

- кредиторы;

- поставщики;

- покупатели;

- государство (например, в лице налоговых органов, органов статистики);

- служащие компании;

б) юридические и физические лица, которым изучение отчетности необходимо для защиты интересов пользователей группы а):

- аудиторские службы;

- консультанты по финансовым вопросам;

- биржи ценных бумаг;

- регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;

- законодательные органы;

- юристы;

- пресса и информационные агентства;

- торгово-производственные ассоциации;

- профсоюзы.

Составление финансовой отчетности должно быть основано на ряде принципов, которые и делают ее достаточно эффективным инструментом финансового управления.

Основные принципы составления финансовой отчетности представлены на рисунке 1.

Основное требование к информации, предоставляемой пользователям, заключается в том, чтобы она была полезной для них, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:

1) Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Также она должна обеспечивать возможность перспективного и ретроспективного анализа и быть своевременной.

2) Достоверность информации определяется следующим:

- правдивостью, т.е. информация не должна содержать ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицировать события хозяйственной жизни;

- преобладанием экономического содержания над юридической формой. Это означает, что все включаемые в отчетность сведения рассматриваются, прежде всего, с точки зрения их экономического содержания, даже если их юридическая форма предусматривает иную трактовку;

- возможностью проверки и документальной обоснованностью;

- нейтральностью данных, т.е. финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой группы.

3) Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

4) Сопоставимость требует, чтобы сохранялась последовательность в применяемых методах бухгалтерского учета на данном предприятии, и тем самым обеспечивалась сопоставимость данных о деятельности предприятия за несколько отчетных периодов.

Каждая единица информации включается в отчетность исходя из того, что учет этой финансовой информации производился на основе определенных принципов учета, а также принимая во внимание существующие ограничения на включение данных в отчетную информацию.

К принципам учета относятся:

1) Принцип двойной записи.

2) Принцип экономической единицы учета, в соответствии с которым хозяйственная единица, идентифицируемая в отчетности, отделяется от ее собственников или других единиц.

3) Принцип периодичности.

4) Принцип автономности.

5) Принцип непрерывности.

6) Принцип начислений.

7) Принцип соответствия доходов и расходов.

К ограничениям на информацию, включаемую в отчетность, относятся:

1) Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотносится с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных заинтересованным пользователям.

2) Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

3) Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах.

Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах, в том числе в Украине, основными являются Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о собственном капитале и Отчет о движении денежных средств.

Основные направления анализа финансового состояния:

1) Анализ ликвидности.

2) Анализ платежеспособности.

3) Анализ структуры капитала.

4) Анализ результатов деятельности.

5) Анализ деловой активности.

6) Анализ положения предприятия на рынке ценных бумаг.

7) Анализ возможности банкротства.

Для проведения перечисленных направлений финансового анализа используются соответствующие финансовые коэффициенты.

1) Показатели ликвидности.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:

· коэффициент общей (текущей) ликвидности;

· коэффициент срочной ликвидности;

· коэффициент абсолютной ликвидности;

Коэффициент общей ликвидности (Кол) показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда 2, 5). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть по меньшей мере достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Значительное превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику.

, где

ТА - текущие активы (II раздел актива баланса);

ТО - текущие обязательства (IV и V разделы пассива баланса).

 

Коэффициент срочной ликвидности (Ксл) определяется как отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, текущих финансовых инвестиций и дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборотными средствами и материально-производственными запасами.

Необходимость расчета коэффициента срочной ликвидности вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств.

, где

З - запасы;

ДС - денежные средства и их эквиваленты;

ТФИ - текущие финансовые инвестиции;

ДЗ - дебиторская задолженность.

Желательно, чтобы значение данного показателя превышало единицу.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал ) показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена немедленно.

.

 

2) Показатели платежеспособности.

Данные показатели позволяют оценить способность предприятия своевременно выполнить свои обязательства.

Чистый оборотный капитал (ЧОК) или собственные оборотные средства (СОС) - показывает:

- какая часть собственного капитала используется для финансирования текущих активов. В данном случае исходят из того, что долгосрочные обязательства в полном объеме привлекаются для покрытия потребности в необоротных активах, так как являются дорогостоящими и могут использоваться длительный период. А собственный капитал может использоваться для финансирования как необоротных активов (если долгосрочных источников не достаточно), так и текущих обязательств.

Где

ПК - постоянный капитал;

НА - необоротные активы.

, где

СК - собственный капитал;

ДО - долгосрочные обязательства.

Схематически определение СОС отражено на рис.2.

 

НА СК ПК
ДО
  ТА   СОС
ТО  

Рис.2 Определение СОС

- какая часть текущих активов финансируется за счет собственного капитала (рис. 3).

  НА СК ПК  
ДО  
СОС   ТА  
    ТО    

Рис.3. Определение СОС

Чистый оборотный капитал необходим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие чистого оборотного капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в компанию.

Чистый оборотный капитал придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).

Оптимальная сумма чистого оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности, приобретением дорогостоящих объектов основных средств без предварительного накопления денежных средств на эти цели, выплатой дивидендов при отсутствии соответствующей прибыли, финансовой неподготовленностью к погашению долгосрочных обязательств предприятия.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствуют о неэффективном использовании ресурсов.

Нормальные источники формирования запасов (ИФЗ).

Как правило, к нормальным (приемлемым) источникам формирования запасов относят:

- СОС;

- краткосрочную кредиторскую задолженность по товарам, работам, услугам (КЗт);

- краткосрочные кредиты банка (ККБ).

В зависимости от соотношения рассмотренных показателей можно с определенной степенью условности выделить следующие типы текущей финансовой устойчивости предприятия:

- абсолютная финансовая устойчивость:

З < СОС

Все запасы полностью покрываются СОС, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация может рассматриваться, с одной стороны, как возможность предприятия расплатиться с кредиторами наиболее ликвидными текущими активами (ДЗ, ДС), с другой стороны, может означать, что администрация не умеет, не желает или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности.

- нормальная финансовая устойчивость:

СОС < З < СОС+КЗт

Приведенное соотношение соответствует положению, когда успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные " нормальные" источники средств - собственные и привлеченные.

- потенциально неустойчивое финансовое положение:

СОС < З < ИФЗ

В данной ситуации предприятие вынуждено дополнительно прибегать к более дорогим источникам финансирования запасов (ККБ), что может создать в будущем кризис неплатежеспособности.

- неустойчивое финансовое положение:

ИФЗ < З

Для формирования запасов предприятие помимо ИФЗ еще использует и, так называемые, нетрадиционные источники покрытия запасов, например, счета начисления (СН) - задолженность по зарплате, выплатам в бюджет и т.п.

- критическое финансовое положение. Характеризуется ситуацией, когда в дополнение к предыдущему неравенству предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а также просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.

Коэффициент покрытия запасов нормальными источниками формирования (Кпз).

Характеризует достаточность нормальных источников для финансирования запасов.

Для сохранения платежеспособности предприятие должно поддерживать Кпз на уровне больше единицы (Кпз≥ 1).

Для оценки платежеспособности в долгосрочном периоде используют показатели структуры капитала. Они характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. А также отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность.

Коэффициент автономии (Ка) характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании, а, следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов.

Коэффициент привлеченных средств (Кпс) отражает долю заемного капитала в источниках финансирования. Этот коэффициент является обратным коэффициенту автономии.

Коэффициент финансовой зависимости (Кфз) показывает, сколько гривен обязательств приходится на 1 грн. собственного капитала.

Он также характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем выше данный показатель, тем больше займов у компании, и тем рискованнее ситуация, которая может привести к банкротству предприятия. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств. Особенно в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. таких расходов, которые при прочих равных условиях фирма не сможет уменьшить пропорционально уменьшению объема реализации. Кроме того, высокий коэффициент финансовой зависимости может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.

Коэффициент структуры привлеченных средств (К стр-ры пс) показывает какова доля заемных средств (платных) в общей сумме привлеченных средств. К заемным средствам можно отнести кредиты банков, процентные векселя и облигационные займы, т.е. привлеченные средства, по которым выплачиваются проценты.

Коэффициент капитализации (Кк) показывает, сколько гривен активов принесла 1 грн. собственного капитала. Он свидетельствует о качестве управления на предприятии.

При отсутствии СОС иногда целесообразно рассчитать долю необоротных активов, потенциально принадлежащую кредиторам:

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (КмСОС) показывает, какую долю собственных оборотных средств составляют высоко ликвидные текущие активы.

Коэффициент маневренности собственного капитала позволяет оценить долю собственного капитала, которую предприятие может потерять при проведении операций с повышенным риском.

Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты процентов за предоставленный кредит. По этому показателю судят, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам. Этот показатель отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

, где

Пн/обл - прибыль от обычной деятельности до налогообложения.

 

 

3) Показатели рентабельности.

Коэффициенты рентабельности показывают эффективность деятельности компании, которая определяется путем соотношения результатов деятельности с затраченными ресурсами. Чаще всего рентабельность рассчитывают в процентах.

Рентабельности активов (РА) показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения средств. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

, где

П - прибыль;

- среднеарифметическая (или среднехронологическая) величина активов за период.

Числитель данной формулы зависит от целей анализа.

Так, чтобы оценить на сколько эффективно использовались активы предприятия для получения финансового результата определенного вида деятельности, в качестве числителя из " Отчета о финансовых результатах" (ОФР) берут соответствующий финансовый результат:

- для операционной деятельности:

а) " Финансовые результаты операционной деятельности": стр. 100 " Прибыль" или стр. 105 " Убыток";

б) расчетный показатель - валовая прибыль за вычетом административных расходов и расходов на сбыт: стр. 050 " Валовая прибыль" - стр. 070 " Административные расходы" - стр. 080 " Расходы на сбыт". Данный показатель целесообразен с экономической точки зрения, а именно с точки зрения организации планирования, так как основными плановыми показателями операционной деятельности на предприятии являются: выручка от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, административные расходы и расходы на сбыт

- для обычной деятельности:

а) " Финансовые результаты обычной деятельности до налогообложения": стр. 170 " Прибыль" или стр. 175 " Убыток";

б) " Финансовые результаты обычной деятельности", после налогообложения прибыли: стр. 190 " Прибыль" или стр. 195 " Убыток".

- для обычной деятельности с учетом чрезвычайных событий - " Чистые: прибыль (стр. 220), убыток (стр.225)".

Если в общей сумме активов значительна доля расходов будущих периодов (РБП), то баланс необходимо модифицировать, исключив из итога баланса часть данного вида расходов, которая была и на начало года, и на конец года. Например, на начало года РБП - 100 тыс. грн., на конец года - 80 тыс. грн.. Следовательно, из итога баланса необходимо вычесть 80 тыс. грн.

 

Рентабельность собственного капитала (РСК) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании.

С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала, большое значение имеет отношение чистой прибыли (с учетом или без учета результатов чрезвычайной деятельности) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражения действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результата деятельности компании.

, где

ЧП - стр. 190 " Финансовые результаты обычной деятельности: Прибыль" или стр. 220 " Чистая прибыль" (ОФР);

- среднеарифметическая величина собственного капитала за период.

Рентабельность реализации (Рр) показывает, сколько денежных единиц прибыли заработало предприятие с 1 грн. реализованной продукции.

Различают два основных показателя рентабельности реализации: из расчета валовой прибыли от реализации (1) и из расчета по чистой прибыли (чистая рентабельность реализации) (2).

Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности, выплаты налогов и т.д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен и усиления контроля над использованием материально-производственных запасов.

, где

ВП - валовая прибыль от реализации;

чВ - чистая выручка от реализации продукции товаров, работ, услуг.

В ходе анализа этого показателя следует учитывать, что на его уровень существенное влияние оказывают применяемые методы учета материально-производственных запасов.

Рентабельность затрат на производство продукции, выполнение работ, оказания услуг (Рз) показывает сколько денежных единиц заработало предприятие с 1 затраченной денежной единицы.

, где

С/с - себестоимость реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Данный показатель не традиционен для финансового анализа, чаще всего его используют при проведении экономического анализа.

Рентабельность операционной деятельности (Роп.д) показывает эффективность операционной деятельности.

, где

Поп.д. - прибыль от операционное деятельности.

Числитель может представлять собой:

- расчетный показатель (данные ОФР):

а) валовая прибыль за вычетом административных расходов и расходов на сбыт;

б) валовая прибыль за вычетом административных расходов и расходов на сбыт после налогообложения прибыли, т.е (стр. 050 - стр.070 - стр. 080)*(1 - ставка налогообложения прибыли) - целесообразно использовать при планировании деятельности или анализе выполнения плана;

- прибыль от операционной деятельности (стр. 100), но тогда в знаменателе - сумма чистой выручки от реализации (стр. 035) и прочих операционных доходов (стр. 060), т.е. сопоставляются денежные потоки операционной деятельности. Тогда данный показатель позволит оценить, какую прибыль приносит каждая денежная единица операционной деятельности.

Рентабельность обычной деятельности (Роб.д.).

, где

Поб.д. - прибыль от обычной деятельности.

В качестве Поб.д. может быть:

- в целях организации планирования - расчетный показатель:

валовая прибыль за вычетом административных расходов, расходов на сбыт и финансовых расходов, т.е (стр. 050 - стр.070 - стр. 080 - стр. 140).

- согласно структуре финансовой отчетности:

- " Финансовые результаты обычной деятельности до налогообложения": стр. 170 " Прибыль" или стр. 175 " Убыток";

- " Финансовые результаты обычной деятельности", после налогообложения прибыли: стр. 190 " Прибыль" или стр. 195 " Убыток".

 

4) Показатели деловой активности.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Важность этих показателей определяется тем, что скорость оборота средств предприятия оказывает непосредственное влияние на его платежеспособность и на обеспечение непрерывности хозяйственной деятельности.

Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации ) характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Т.е. он показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

При сопоставлении данного коэффициента для разных компаний или для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов. Более того, показатель оборачиваемости активов при прочих равных условиях будет тем выше, чем изношеннее основные средства предприятия.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КоСК). Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность для обращения собственного капитала за период; с финансовой - активность денежных средств, которыми рискует вкладчик; с экономической - скорость оборота вложенного капитала.

Если данный показатель слишком высок, то это приводит к росту кредитных ресурсов в структуре источников капитала. Если слишком низкий - это свидетельствует о неэффективном использовании собственного капитала и возникает проблема поиска новых источников доходов.

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (КоЗ ) показывает, сколько раз за анализируемый период запасы обернулись в себестоимости реализованной продукции.

, где

- среднеарифметическая стоимость запасов за отчетный период.

Период оборачиваемости запасов (ПОЗ) (в днях) - отражает скорость оборачиваемости этих запасов.

В числителе показателя периода оборачиваемости отражают количество дней анализируемого периода (для года - 365 или 366 дней, для месяца - 28, 30 или 31 день и т.п.)

В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении деятельности данного предприятия с конкурентами.

В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение суммы запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может ощутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

По коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности (КоДЗ) судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность за товары, работы, услуги превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.

, где

- средняя стоимость чистой дебиторской задолженности за период.

В данном показателе для сравнения результатов деятельности с другими предприятиями в числителе отражают выручку от реализации продукции в кредит, а если необходимо сравнить результаты данного предприятия с результатами прошлого периода - можно взять чистую выручку от реализации.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности (ПОДЗ) показывает, сколько в среднем дней требуется для оплаты дебиторской задолженности.

 

Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

Длительность операционного цикла (ДОЦ). По этому показателю определяют, сколько дней в среднем требуется для производства, продажи и оплаты продукции предприятия.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (КоКЗ) показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов по коммерческому кредиту.

, где

- средняя стоимость кредиторской задолженности за товары, работы, услуги.

Период оборачиваемости кредиторской задолженности (ПОКЗ) показывает сколько в среднем дней требуется для оплаты кредиторской задолженности.

Длительность финансового цикла (ДФЦ) - период времени, в течение которого предприятие испытывает нехватку или имеет высвобожденные финансовые ресурсы.

Если ДФЦ > 0, то это свидетельствует о дефиците источников финансирования основной деятельности предприятия, так как период времени, в течение которого денежные средства " заморожены" в запасах и дебиторской задолженности, превышает сроки погашения предприятием своих обязательств; если ДФЦ < 0 - обратная ситуация, т.е. имеются временно свободные денежные средства (избыток финансирования). При ДФЦ = 0 сроки получения денег от основной деятельности и оплаты обязательств совпадают.

Важным приемом анализа является оценка взаимозависимости показателей деятельности для выявления факторов, обусловивших их изменения.

Так взаимосвязь рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов отражена формулой:

, где

чРр - чистая рентабельность, которая показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли (без учета чрезвычайной деятельности) принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

Оборот - общая сумма дохода предприятия.

Полученное уравнение называется формулой Дюпона, поскольку именно компания Дюпона первой стала использовать ее в системе финансового менеджмента. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов, а также показывает:

§ значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов;

§ значение коэффициента рентабельности реализованной продукции;

§ возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости, или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации, скорости оборота активов, или же повысить оба эти показателя.

Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов. Расходы могут быть снижены, например, за счет:

§ использования более дешевых сырья и материалов;

§ автоматизации производства в целях увеличения производительности труда (что, правда, может привести к увеличению активов и, следовательно, при прочих равных условиях снизить скорость их оборота);

§ сокращение условно-постоянных расходов, таких, как расходы на рекламу, расходы на научно-исследовательские разработки, расходы на совершенствование системы управления.

Повышение цен на реализуемую продукцию также может служить средством увеличения рентабельности активов. Однако в условиях развитой рыночной экономики это достаточно сложная задача. Только компании, имеющие ценовую власть, могут повышать цены на свою продукцию и таким образом сохранять уровень рентабельности активов в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры.

Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении активов на постоянном уровне, или же при уменьшении активов. Например, компания может:

§ снизить материально-производственные запасы (при условии четкого контроля за уровнем этих запасов);

§ ускорить темпы оплаты дебиторской задолженности;

§ выявить и ликвидировать неиспользуемые основные средства;

§ использовать денежные средства, полученные в результате вышеперечисленных действий для погашения долга, выкупа своих акций, или для вложения в другие более доходные виды деятельности.

Возможно таким же образом разложить рентабельность собственного капитала:

Таким образом, взаимосвязь данных показателей позволяет оценить деятельность различных служб предприятия. Так, например, рентабельность реализации показывает эффективность деятельности производства и службы сбыта, коэффициент трансформации - финансовой и плановой служб, а отношение средних активов к средней величине собственного капитала - высшего управленческого персонала. Первые два показателя определяют тактику предприятия, третий - стратегию.

5) Показатели рыночной активности предприятия.

Показатели данной группы рассчитываются только для компаний, работающих на рынке ценных бумаг.

Прибыль на одну акцию показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Коэффициент рассчитывается делением суммы чистой прибыли на общее число обыкновенных акций в обращении. Если в структуре компании имеются привилегированные акции, из чистой прибыли предварительно должна быть вычтена сумма дивидендов, выплаченных по привилегированным акциям. Методика расчета данного показателя приведена в П(С)БУ 3 " Отчет о финансовых результатах."

Таким образом, прибыль на одну акцию определяется по формуле:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.