Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте определение следующих понятий






> Кризис новорожденности.

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период но-ворожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода но-ворожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоорди-нированы. В комплексе зарождается координация движений.

> «Комплекс оживления».

Основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

> Непосредственное эмоциональное общение.

Общение с помощью выразительных движений, которые соответствуют определенному эмоциональному состоянию: позы, мимика, интонация голоса, прикосновения, поглаживания, прижимания к груди, отталкивание подобное.

> Явление госпитализма (см выше, задание про значение общения ребенка со взрослым).

> Перестройка голосовых реакций в поведенческие акты.

Уже на 3 месяца ребенок различает интонации, соответственно реагирует на них, что дает возможность использовать их как средство поощрения или стимулирования действий ребенка.

Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые попытки обратить на себя внимание с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Уже с первых месяцев жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гудение, лепета. При верном и достаточном общении ребенка и взрослого фонематический состав лепета соответствует фонематического состава родного языка.

Второе полугодие жизни ребенка связано с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготовлен всей предшествующей жизнью ребенка. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым.

Акт хватания - это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган обследования, чтобы она «раскрылась». Первое время рука ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратится в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, чтобы рука приближалась к предмету.

> «Автономная речь» ребенка.

Автономная речь - один из ранних этапов развития речи ребёнка. Автономная речь выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счёт повторения. Автономная речь ситуативна, неопределённа и многозначна, так как ребёнок ещё не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. Автономная речь в зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребёнка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.