Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 5. Дайте характеристику личностных новообразований, возникающих у детей в период кризиса трех лет.




1. Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение НЕГАТИВИЗМА в поведении ребенка.

Это не обычное непослушание. Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрос­лые. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых. Ребенок отказывается делать что-либо только пото­му, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предла­гает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он наста­ивает: «Гулять. Гулять!» При яркой форме негативизма ребенок отри­цает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и т.д. Как только взрослый соглашается с ним, его мнение резко меняется на противоположное. Ребенок действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям, его поведение противоречит очевидности. Такое поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и вопреки очевидности, чтобы вы­разить свое отношение другому.

2. Следующим характерным симптомом кризиса является УПРЯМСТВО в поведении, которое следует отличать от настойчивости.

Упрямство — это такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хочет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя своим перво­начальным решением /«я так сказал»/ и ни за что не хочет отступать от него. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним, как с личностью.

3. Третий симптом кризиса — СТРОПТИВОСТЬ. Этот симптом является центральным, поэтому иногда данный возраст называет возрастом строп­тивости.

Строптивость в отличие от негативизма носит более общий и более безличный характер. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни, против установленных норм воспи­тания* Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказы­вается чистить зубы, надевать тапочки и т.п. Он как бы бунтует про­тив всего, с чем имел дело раньше.

4. Четвертый симптом — СВОЕВОЛИЕ, своенравие в поведении ребенка. Оно заключается в стремлении к эмансипации от взрослых, к: само­стоятельности, отказе от помощи.

Отчасти это напоминает кризис 1 года, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла. Подавить эту тенден­цию — значит обречь его на вечную зависимость, сначала от родителей, потом от сверстников и всех других, и породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.



5. ПРОТЕСТ-БУНТ, который проявляется в частых ссорах с родите­лями. Ребенок как будто находится в состоянии войны с окружающими людьми, в постоянном конфликте ними, ведет себя очень агрессивно.

6. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЛИЗКИХ. Малыш из нормальной воспи­танной семьи может начать ругаться, обзывает мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Ребенок старается обес­ценить буквально все, от своих вещей до взрослых.

7. Наконец, в семьях с единственным ребенком встречается ДЕСПОТИЧЕСКОЕ ПОДАВЛЕНИЕ окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истеричес­кие приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и т.д. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к младшему ребенку, в, требованиях постоянного внимания к себе.

Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всег­да 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведе­ния или же быстро их преодолевают. И в то же время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать объективный и субъ­ективный кризис. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал