Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классицизм. Романтизм






Зародившись во Франции в XVII в., классицизм нашел отражение в архитектуре большинства европейских стран, отличаясь в каждой из них своеобразными особенностями.

Декоративный стиль барокко не мог соответствовать экономическим возможностям зарождавшегося круга заказчиков, перестал отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям.

Принципиально различное понимание архитектурной формы эпох барокко и классицизма проявилось и в использовании цвета. Цвет утратил инициативу композиционной активности и занял явно подчиненное место относительно строгой пластики формы, пропорциональных соотношений ее элементов. Цветовое решение, чаще всего, характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники (см. с. 112).

Своеобразие русского классицизма проявилось в объемно-пространственной организации зданий и архитектурных ансамблей: в их пластичности, силуэтности и полихромии. Оштукатуренные фасады окрашивали устойчивыми красителями. Обычно это были серые, желтые, оранжевые, красные и синие цвета. На фоне окрашенных стен четко выделялись белые колонны и сандрики, наличники и другие архитектурные детали. Осуществлялось золочение куполов, главок, шпилей, крестов. В XIX в. в гамме цветов доминировало охристо-белое двуцветие. В климатических условиях средней полосы и севера страны включение в архитектуру цвета позволяло лучше выявить пластику зданий, композицию их фасадов, которая хорошо воспринималась и в сумерки, и в пасмурные дни. В этом художественном подходе, предопределенном природно-климатическими условиями, проявилась национальная традиция русского народа, его стремление к активной полихромии.

Одновременно с классицизмом развивалось другое направление – романтизм, определяемое эмоциональным тоном восприятия жизни, стремлением к тесному общению с природой. Это выражалось в обращении архитекторов к средневековому искусству, что позволяло использовать различные исторические стили. Творческий поиск не всегда мог удовлетвориться лишь идеями классицизма, потому зодчие грезили романтическими проектами, которые иногда удавалось осуществлять.

В подмосковном ансамбле Царицыно В.И. Баженов создал выразительные композиции, отличающиеся яркой индивидуальной формой, активной полихромией. Здесь было воплощено исконно русское понимание прекрасного, которое так отчетливо прослеживается в орнаментах народной вышивки, в пластике резьбы по дереву (см. с. 112).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.