Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение полихромии городов Древнего мира






Древнейшие города мира, дошедшие до нас или известные по описанию, были построены из земли, глинистых, песчаных, лёссовых материалов, лежащих под ногами людей древних цивилизаций Африки, Азии, Ближнего Востока.

Пять тысяч километров Великой Китайской стены, построенной из глин многих районов, по которым она прошла, свидетельствуют о прочности этого материала. Земляными стенами окружались многие города мира.

Глиняные постройки и целые города в своей массе имели серо-охристый и красно-коричневый колорит, в зависимости от особенностей местных глин и компонентов, добавляемых в глиняную массу, например, сухой соломы. Полихромия искусственной среды городов оставалась тысячелетиями пассивной.

Сейчас в народной архитектуре Йемена, Буркина-Фасо, Нигерии, Мексики, Перу можно видеть глинобитные постройки, частично расписанные яркими красками. Росписи подчеркивают наиболее значимые части сооружения – окна, входы, венчания (см. с. 99). Но традиция яркой окраски, как отдельных сооружений, так и целых городов появилась из глубины веков. Купола, мечети, въездные ворота и стены часто выделялись цветом. Например, стены – белились. Цветные росписи глинобитных построек были распространены в странах с сухим климатом – наилучшим условием для сохранения глиняных строений.

Точных данных о развитии полихромии рядовой застройки городов древнего мира почти не сохранилось, но можно воссоздать их многоцветие в общих чертах, опираясь на полихромию уникальных сооружений, дошедших до нас или документально зарегистрированных историей.

Город Ур, расцвет которого относится к III тысячелетию до н.э., помимо стен, дворцов и храмов имел башню – зиккурат с цветными ярусами. Зиккурат в Уре, который удалось раскопать из-под занесших его слоев песка и частично восстановить, состоял из трех, поставленных одна на другую, усеченных пирамид-ярусов. Низ был выкрашен в черный цвет. Первый ярус зиккурата выкрашен в красный цвет; второй – в белый; третий, в которой находилось святилище, был голубым.

Есть предположение о том, что в архитектуре зиккуратов широко использовались золото, серебро, бронза. Чаще бронзой обрабатывали верхний ярус. Зиккураты древних городов Востока, сооружения высотой в 40 – 50 м и более, имели культовое назначение (см. с. 100).

Зиккурат Вавилона – ступенчатая башня из семи ярусов. В основе религии Вавилона лежал культ небесных светил. Количество ярусов повторяло число планет солнечной системы, а цвета ярусов символизировали каждую из них. Предполагают, что ярусы снизу вверх имели цвета: черный, оранжевый, красный, желтый, зеленый, голубой и белый. В монохромной среде города, по преимуществу созданной из глины, высилась колоссальная форма, несущая локальные цвета – символы. Полихромия выражала ее смысловое содержание, утверждая как важнейшую доминанту города.

Двуречье не имело собственного камня и леса. Имея только песок, глину и битум (земляную смолу), местные строители изобрели глиняный кирпич, применяя в постройках необожженный кирпич. Потом научились кирпич обжигать, наносить на него цветную лазурь и придавать ему пластичную фасадную поверхность.

Возникновение поливной керамики позволило надежно оберегать от влаги поверхности стен, сводов и куполов, возведенных из необожженного кирпича. Преимущественно сине-зеленая гамма керамики контрастировала с тепло-охристыми оттенками архитектурного окружения.

В ассиро-вавилонском зодчестве рельефный цветной декор не только украшает, но и сохраняет целостность архитектурной формы. В орнаментальных мотивах используются изображения зверей, стражей и воинов. В декоре городских ворот богини Иштар в Вавилоне керамические рельефы фантастических зверей не нарушают плоскость и геометрическую четкость форм (см. с. 100).

В архитектуре древних народов цвет чаще всего имел символическое значение. Полихромия архитектуры выражала на языке цвета духовные ценности эпохи и транслировала их.

И все же восточный город, земляной или кирпичный, оставался в основном монохромным. Внутреннее пространство воспринималось своим, родным, и потому украшалось. Зато внешняя поверхность здания несла образ отчуждения и охраны от окружающей чужой среды. И потому цветовой декор здесь был неуместен. Внешняя поверхность зданий, за исключением сооружений правителей, выпадала из поля художественного творчества.

В Древнем Египте, где строительство важнейших объектов велось из камня, может показаться невероятным покрытие поверхности естественного камня краской. Красочный слой не мог защитить камень от разрушения, а значит, не способствовал, как обычно, его сохранению. Египтяне действовали так потому, что были подвластны традиции цветовой символики, сложившейся в прежние времена (см. с. 101).

Древнеегипетская архитектура, сооружаемая из камня, не нуждалась в цветовой облицовке, довольствуясь покраской. В Египте в условиях исключительно сухого климата стенная живопись долговечна. На камень наносили грунт, а затем – краски.

Цветовая палитра в Древнем Египте чаще всего была такой: золотой, желтый, красный, зеленый, синий, пурпурный, белый и черный цвета. Золотой и желтый символизировали солнце; красный цвет символизировал человека; зеленый – вечность природы; пурпурный – землю; синий – справедливость. Там, где мы говорим о цветовой гармонии, о способности цвета возбуждать эмоции и создавать психофизиологический комфорт, египтянин, прежде всего, связывал с цветом определенность его символического значения. На лице Большого сфинкса до сих пор можно видеть остатки красного пигмента.

Полихромной была и египетская скульптура: золото, красный, зеленый и синий цвета. То же самое являют нам и сияющие цвета Карнака. Известняк, песчаник, гранит – материалы того времени – полировались и раскрашивались согласно требованиям культа. Цвет участвовал в создании грандиозных архитектурных ансамблей.

Ансамбль пирамид в Гизе состоит из трех пирамид фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена и Микерина, окруженных мастаба приближенных сановников. Ансамбль, помимо пирамид и мастаба, включает в себя высеченную из каменного монолита двадцатиметровую скульптуру сфинкса.

Эстетические взгляды древних египтян требовали декоративной обработки поверхности. Римский географ Страбон подтверждает использование каменных облицовок пирамид в Гизе. Пирамиды Хеопса и Хефрена были покрыты плитами белого камня. Часть этих плит в незначительном количестве сохранилась на вершине пирамиды Хефрена. А пирамида Микерина до половины своей высоты была покрыта черным полированным гранитом.

Орнаменты в древнеегипетской архитектуре отличались контрастностью цветов, что иллюзорно подчеркивало рельеф, создавало ощущение большой глубины фона, усиливало пространственность сооружения. Таким образом, цвет использовался как композиционное средство архитектурной формы.

До второй половины XII в. архитектура Средней Азии оставалась монохромной. Сырцовые постройки мало отличались от лёссовой почвы. В середине XII в. начинают использовать голубой глазурованный кирпич. Он был обнаружен в наружном куполе мавзолея Санджара в Мерве, в шатрах мавзолеев Фарх-ад-дин-Рази и Текеша в Куня Ургенч. Голубой купол мавзолея Санджара диаметром 17 м, по свидетельству путешественников, был виден на расстоянии одного дня пути (не менее 20 – 25 км).

Прием сосредоточения крупных масс цвета на величественных, парящих в небе куполах и минаретах, приобрел значимость в среднеазиатском городе, где застройка практически повторяла цвет земли.

Полихромия архитектуры XIV – XV вв. отличается декоративным богатством цвета глазурованных плиток. Палитра керамической облицовки становится разнообразной, но господствуют голубой и синий цвета. Вырабатывается прием контрастного сопоставления дополнительных цветов: охристого и сине-зеленого. Орнаментальное цветовое декорирование – обязательное условие возведения монументальных зданий.

Во времена правления Тимура в Самарканде – столице государства – возводятся такие сооружения, как мавзолей Гур-Эмир, мечеть Биби-Ханым, мавзолеи некрополя Шахи-Зинда, сверкающие глазурью своих облицовок. Палитра расширяется, к синему и голубому цвету прибавляется белый, желтый, зеленый, фиолетовый и черный. Для архитектуры времени Тимура характерны огромные размеры зданий, рассчитанные на то, чтобы поражать зрителя: грандиозные порталы, величественные купола на высоких барабанах, вздымающиеся ввысь минареты, господствующие над всем, исключительно разнообразные декоративные приемы. Глазурованный кирпич, майоликовые плитки, глазурованная резная терракота создают сплошь полихромные фасады. Подчас, архитектурный массив сооружений из кирпича-сырца как бы исчезает под декоративной облицовкой.

Сильное эмоциональное воздействие оказывает ансамбль площади Регистан в Самарканде, который сложился в течение веков (XV – XVII вв.). Окружение мощными плоскостями насыщенного цвета, созданное стенами трех медресе – Улугбека, Шир-Дор, Тилля-Кари – подобно театральным кулисам, создает ощущение себя вне реального времени.

Активная полихромия памятников Средней Азии предлагает свое представление пластики архитектурной формы. Она нивелирует реальную пластику, создавая иллюзию рельефа на плоскости стены. Цвет приобретает композиционную самостоятельность относительно других свойств формы, конструктивных основ здания (см. с. 102).

Крито-микенская культура сложилась одновременно с древнеегипетской и распространилась на островах Эгейского моря, его малоазийском побережье, включая Трою и побережье Греции. Политический и культурный центр располагался на о. Крит.

Отличие критской культуры градостроительства – это отсутствие укреплений – городских стен. Возможно, критяне были уверены в том, что окружающее море и их флот служат им надежной защитой. Жилые дома, в основном из сырцового кирпича, были обращены к улице окнами в наружных стенах. Жилая застройка не сохранилась, но сохранились изображения домов на керамических табличках. Судя по этим изображениям, фасады домов часто покрывали декоративные росписи. Также и поверхности стен дворца из камня оштукатуривались и расписывались.

Исключительно разнообразно по тематике живописное убранство дворца – орнаменты с изображением фантастических животных или жанровые сцены из жизни дворца и празднеств в нем. Образы росписей динамичны, что резко отличает их от статуарного египетского и ассиро-вавилонского декора (см. с. 103).

Культура греков занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Цветовая символика, которая использовалась в Древнем Египте, странах Двуречья, странах Малой Азии при использовании полихромии, также была раскрыта и в культуре Древней Греции (см. с. 104).

Жилые здания строили из сырцового кирпича, но применяли и обожженный, а позднее – камень. Основным строительным материалом гористой страны был камень, который чаще использовался для строительства общественных зданий.

К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь. В храмах Акрополя греческие зодчие смело использовали приемы полихромного решения фасадов зданий.

Древнегреческие зодчие не довольствовались естественным цветом камня или дерева. Храмы Пороса, возведенные в древние времена из пористого известняка и ракушечника, обрабатывались известковой штукатуркой, на которую затем наносили цвет.

Постройки из мрамора почти всегда окрашивались. Палитра греков была шире палитры египтян. Использовались марганцевые, медные и железистые пигменты. Знали греки и фиолетовый цвет. Многие храмы имели яркую окраску энкаустикой – восковыми красками, не скрывающими структуры мрамора и создающими эффект глубинного свечения. Новый Акрополь, построенный Периклом, был из пентелийского мрамора. Доминировал над всем комплексом дорический Парфенон, у которого были окрашены лишь отдельные элементы.

Окраска отдельных частей греческих храмов подчинялась определенным принципам. В цвете естественного материала оставались основные тектонические части сооружений: стены, колонны, архитравы, лестничные марши. Цветность начиналась с крыши, которая была красной или голубой, затем следовали карниз, тимпан вместе с рельефной пластикой фриза и капители колонн. Активная цветность греческого храма концентрировалась в его верхней части. Выделение цветом отдельных деталей позволяло видеть их отчетливо с больших расстояний.

Строение полихромии храмов опиралось на общую творческую установку зодчих, стремившихся, сохраняя цельность общего впечатления, раскрыть элементы произведения, дополняющие это впечатление. Окраска позволяла достичь контрастных сопоставления деталей, преодолеть действие мощной светотени. Этот же принцип распространялся и на древнегреческую скульптуру – органичный элемент архитектурного целого.

Появление энкаустики красного, синего, желтого, голубого и зеленого цветов было вызвано цветовой символикой, которая не могла выразиться цветовой палитрой мраморов. Мрамор светлых оттенков служил фоном для многоцветных деталей, что создавало необходимые контрасты.

Представим себе фронтон греческого храма. Западающая синяя плоскость тимпана казалась задвинутой глубже, в то время как чередующиеся красные и зеленые горельефные изображения фигур значительно выдвигались вперед. В реальном пространстве фронтальной композиции полихромия создавала иллюзию дополнительной пространственности. Окрашивая мрамор и грубую кладку, покрытую штукатуркой, греки стремились к определенному художественному воздействию на зрителя.

Для Византии характерно богатство полихромии. Но византийская архитектура сосредоточивает внимание на внутреннем декоре. Как и большинству византийских архитектурных памятников храму св. Софии в Константинополе присущ эффект контраста наружного объема и внутреннего пространства. Суровый недекорированный крупночлененный наружный вид объема и сложный, многоцветный, многоракурсный, изукрашенный интерьер. Солнечный свет льется в храм через проемы в основаниях купола, полукуполов и апсид, через окна в северной и южной стенах. В этом нарядном солнечном свете сверкают золотые мозаики полукуполов, парусов и внутренней поверхности арок и блещет мраморная цветная облицовка стен и колонн (розовая и светло-зеленая).

В интерьерах церквей Византии мозаики из насыщенных цветов смальты, монументальная живопись органично связаны с архитектурным пространством, что придает им силу воздействия на восприятие человека (см. с. 105).

В городе же доминировали кирпич, черепица и розовая штукатурка, создавая теплый колорит.

В Древней Армении до I в. н.э. дома были преимущественно глинобитными. Позднее они стали строиться из камня, который служил основным материалом и для храмовых комплексов.

Цвет средневековой архитектуры Армении – это цвет строительного материала: туфа, базальта, фельзита. Церкви, крепости, целые комплексы зрительно остаются принадлежностью ландшафта. Традиция создания полихромии на базе оттенков камня оказалась устойчивой и до наших дней. В регулярной каменной кладке учитывается цвет блоков. Они укладываются в шахматном порядке. Другая кладка использует чередование светлых и темных рядов камней. Позднее регулярность кладки трансформируется в мозаичную декоративную поверхность, утратившую связь с конструктивной основой (см. с. 105).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.