Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цветовые предпочтения






Цветовые предпочтения людей определяют уровень развития цветовой культуры. Цветовые предпочтения обусловлены рядом факторов: физиологическим, т.е. уровнем развития цветового зрения; духовным содержанием эпохи; материальным фактором, наличием определенных красителей.

Способность человеческого зрения различать цветовые оттенки – не одинакова. Сегодня человек различает больше цветовых оттенков, чем человек, живший в глубокой древности. Цветовая чувствительность глаза может совершенствоваться. Наиболее развита она у людей, профессионально связанных с практической работой в области цвета.

История искусств указывает на то, что первыми цветами первобытных людей были белый, черный и красный. Подобная трехчленная цветовая классификация существовала во многих примитивных культурах. Эти же цвета остаются наиболее предпочитаемыми почти во всех современных цветовых культурах.

Надо также заметить, что отсутствие названий некоторых цветов в древних литературных источниках все же не дает основания утверждать, что цветовосприятие того времени было весьма ограниченным. А ограничения цветовой лексики лишь отражают на конкретный исторический момент состояние восприятия и осмысления мира.

В древних языках, несмотря на отсутствие слов, обозначающих некоторые цвета, имелось несколько названий других цветов. Одно из современных племен Южной Африки называет зелень лугов и голубизну неба одним словом, хотя для обозначения оттенков коричневого цвета шерсти домашних животных у них имеется большое количество слов.

Отношение к цвету определяется также духовной сущностью эпохи, которая зависит от общественной формации и мировоззрения человека.

Античная живопись часто ограничивала свою палитру желтой, красной и белой красками, хотя были распространены и зеленая, синяя, серая. В античное время в сознании человека преобладала непосредственность, чувственная окрашенность восприятия, ощущение единства с миром. Потому и преобладал определенный колорит. Теплая красно-желтая часть спектра созвучна душевному строю античной культуры.

Холодная часть спектра была более органична культуре Средневековья и эпохи Возрождения. Этот период характеризуется процессами формирования индивидуалистического, дифференцированного восприятия мира. В эту эпоху сопричастность миру сменилась противопоставлением своего «Я» миру и переориентацией ценностей.

Синий цвет – это не предметная краска, а краска среды. Синий цвет – холодный, вызывающий чувство внутреннего самоуглубления с последующей целью – самоотстранения субъекта от мира. В Европейской цивилизации произошла переориентация цветовых предпочтений.

Цветовые предпочтения определялись и наличием определенных красителей. Вначале в качестве красителей использовались естественные вещества: земля различных оттенков, сок растений и др. Этими красками украшалось непосредственное окружение человека. Потребность к цветовой выразительности требовала постоянного расширения цветовой палитры.

Излюбленным цветом русских крестьянок был красный. В XIX в. использовалось 33 оттенка этого цвета, причем, каждый имел свое название. Во второй половине XIX в. изменился колористический строй русского народного костюма, связанный с распространением химических анилиновых красителей. На смену спокойным, глубоким, сдержанным тонам естественных красителей пришли тона яркие, насыщенные, звеняще-пронзительные. Однако народ научился добиваться цельности колорита и смело использовать палитру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.