Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колорит русского города






 

В России до XVIII в. строительство в городах и сельской местности велось главным образом из дерева. После петровских реформ в городах стали возводить каменные дома, но дерево по-прежнему оставалось одним из основных строительных материалов. Дерево на Руси было всегда самым дешевым, доступным, легко поддающимся обработке материалом. Поэтому из дерева строили не только храмы и оборонительные стены, но и целые города.

Цветовой образ древних русских городов ассоциируется с цветовой сдержанностью древесных пород: сосны, лиственницы, дуба, осины и ели. Они составляли узкий, но выразительный цветовой диапазон мягких охристо-коричневых или серо-серебристых оттенков.

Эта цветовая однородность русских городов в основном просуществовала до XVI – XVII вв. – начала применения кирпича и камня в крепостном, дворцовом и храмовом строительстве, значительно изменивших их цветовой облик.

Языческие деревянные храмы, как и жилые крестьянские дома на севере Руси, обрабатывались резьбой и росписью. Это декорирование было вызвано необходимостью выражения с древних времен символики. Наружная окраска жилых построек сосредоточивалась, главным образом, на нижних поверхностях свесов и кровель, на верхних частях стен, наличниках и ставнях окон, столбов крылец.

До нашего времени не дошел ни один дворцовый комплекс, выполненный в дереве. Но сохранились документы, рисунки. Есть и макет дворца в селе Коломенском под Москвой – выдающегося произведения деревянной дворцовой архитектуры XVIIв. Дворец был построен в 1667 – 1668 гг. для царя Алексея Михайловича. Простояв сто лет, в 1768 г. он был разобран из-за ветхости.

Дворец, кроме сложной композиции комплекса разнообразных объемов, отличался активной полихромией. Храмы, переходы, церковь, крыльца отличались индивидуальной пластикой стен, галерей, шатровых покрытий. Украшены были резьбой и раскрашены (см. с. 106).

При всем разнообразии компонентов композиция воспринималась целостно благодаря цветовому решению: нижний ярус всех объемов преимущественно оставался белым, средний был цветным, но с преобладанием красного, верхний ярус (шатровые, бочечные, кубоватые покрытия) имел в основном зеленый цвет, в который вписывалось золото отдельных шатров и куполов. Композиция, структурно организованная в целом, оставалась эмоционально-импровизационной на уровне деталей. Полихромия дворца в селе Коломенском заявляла, прежде всего, о художественно-эстетических мотивах, побудивших зодчих использовать цвет.

В настоящее время дворец Алексея Михайловича воссоздан как музей, расположен он в Коломенском, но не на историческом месте. Особенно удалась создателям музея полихромия царских интерьеров.

Вплоть до X в. русские города были сплошь деревянные. После принятия христианства (988 г.) в русском деревянном городе, начиная с Киева, стали появляться каменные храмы. Обладая большими размерами, простыми и монументальными формами, они ярко выделялись на фоне пепельно-серой деревянной застройки. Храм превратился в решающий фактор городского ансамбля.

Киевский собор Св. Софии (1017 – 1054 гг.) сохранился до наших дней с частичными изменениями. Он был центральным собором Древней Руси, непревзойденным по грандиозности до конца XVв. София Киевская во многом сохранила, особенно в интерьере, первоначальный облик. Благодаря работе реставраторов можно полнее представить внутренний вид Софии времен Ярослава – огромное пространство с мерцающим золотом мозаик, с цветистым ковром фресок, расчлененных шиферными карнизами и резными плитами парапетов, блеск полированных каменных плит облицовки, глубокие тона красного шиферного пола с узором из смальты, белая мраморная алтарная преграда, которую позднее сменил иконостас. Органичное единство живописных изображений и архитектуры, синтез которых дополнялся пышной театральностью богослужения (см. с. 107).

Хуже сохранился внешний облик храма. Храм сейчас побелен, однако в некоторых местах стены оставлены раскрытыми. Здесь можно найти живописный рисунок кладки из чередующихся рядов камня, кирпича и широких слоев раствора, в который вводился мелкодробленый кирпич. Это придавало Софии и многим ее «сверстникам» неповторимую нежно-розовую, красноватую «окраску», так сочетавшуюся с зеленью травы и деревьев. Фасад также дополнялся орнаментальными кирпичными вставками в виде крестов и меандра.

К этому времени относятся и первые побелки храмов. Это связано с тем, что смешанная кладка из плохо поддающегося обработке камня и кирпича была неровной, имела случайную фактуру. Белая поверхность стен, скрыв разнородность материалов, оказалась прекрасным фоном для наружных фресок.

В древнерусских храмах особое место занимали стенописи, выполнявшиеся обычно в технике фрески. Роспись покрывала не только внутренние стены храмов, она выходила и наружу, акцентируя, как правило, вход, выделяя в ансамбле главное. Рождественский собор Ферапонтова монастыря близ Вологды полностью расписан фресками Дионисия (нач. XVIв.). В цветовом колорите росписи храма доминируют синие и охристые тона. Но палитра намного шире. Ведущую гармонию двуцветия дополняют пурпурные и зеленые, фиолетовые и желтые, оранжевые, розовые. Они обогащают полихромию, создавая многоплановость колористического звучания. Цвета, кроме изобразительного, несут и символическое значение. Как всегда, например, синий – цвет неба, вечности.

Цвето-ритмическая система живописи не связана жестко со структурой интерьера и имеет относительную самостоятельность. Однако она не создает иллюзий, прорывающих стены. Светлая, мягкая полихромия создает ощущение пластичности, текучести пространства собора (см. с. 107).

По цветовой палитре фреска наружной стены близка интерьерной. Ее композиционная структура, основанная на вертикалях и горизонталях, не подчиняется сложной форме стрельчатого портала, но хорошо согласуется с ясным прямоугольником западного фасада.

В традиционных росписях русских церквей благодаря выбранным контрастам цветовых отношений и масштабу росписи разных участков стен помещения формируется определенный образ пространства церкви. Живопись активно включается в работу по созданию иллюзии пространства, преодолевая ряд свойств изначальной формы.

Полихромия московской архитектуры с XV в. строится на контрастном сочетании красного кирпича и белого камня. Красно-белым был храм Василия Блаженного (1561 г.) на Красной площади. А свое пестрое цветовое убранство он получил в конце XVII в. Убедительный пример московской традиции красно-белой архитектуры представлен церковью Троицы в Никитниках (1653 г.). На красном фоне стен четко прочитывается узор белых деталей. Усиливает эмоционально восприятие и зеленый цвет кровель и куполов, контрастный красному. Несмотря на дробность деталей, чрезмерную «изукрашенность» фасадов, светлотный и цветовой контрасты выявляют структурность композиции.

В конце XV в. в декоре московской архитектуры появляются изразцы. В их расцветке преобладают зеленый, желтый и синий. Сначала изразцы украшают парапеты лестниц и галерей, затем – целые фризы, и, наконец, в XVII в. большие поверхности фасадов сплошь облицовывают узорными изразцами. Крутицкий терем (1694 г.) – яркий пример: его главный фасад в пределах второго этажа облицован изразцами преимущественно зеленого цвета, а ниже фасад оставлен белым. Мелкий масштаб деталей и цветовых пятен полихромии изразцового ковра не изменяет форму, но фактура изразцов придает плоскости стены фасада ощущение драгоценности, эмоционально возвышая тон восприятия.

Широкое распространение изразцы получили в Ярославле. Здесь они контрастно выделяются на кирпичном поле стены в сложном и богатом по цвету восьмиметровом наличнике окна (ц. Иоанна Златоуста в Коровниках, сер. XVIIв.). Поскольку изразцы были холодного зеленого цвета, то они прекрасно сочетались с розово-коричневым тоном кирпичной кладки (ц. Иоанна Предтечи в Ярославле, кон. XVIIв.). Такое двуцветие стало для Ярославля характерным (см. с. 108).

В конце XVII в. распространенным приемом стала роспись отдельных фасадов под «бриллиантовый руст». Иллюзия рельефа на стене возникала в результате окраски граней воображаемого руста. Нижняя грань была темной, верхняя – светлой, боковые грани – красными, желтыми или зелеными. Такие росписи можно встретить в Москве, Костроме, Загорске, Ярославле и других городах. Бриллиантовый руст дополнялся живописным орнаментом на тему вьющихся виноградных лоз, сказочных птиц, плодов и др.

Полусферические купола церквей, первоначально крытые листами свинца, позднее приобретали более вытянутую вверх шлемовидную форму. С развитием ремесленного производства уже в XII в. стала вырабатываться золоченая листовая медь, и с этого времени на главных соборах появляются золотые купола.

Русский город, где присутствуют и красно-белый контраст, и контраст зелено-синих изразцов с краснокирпичной стеной, на фоне синего неба золотые главы соборов, часто в созвучии с белокаменными стенами и все это в природной раме зелено-синих лесов и рек, получает свой многокрасочный колорит, который вызывал радостное, праздничное настроение.

 

3.3. Полихромия городов средневековья Западной Европы

 

Города Западной Европы эпохи средневековья, соединяя в себе кварталы фахверковых построек, здания из камня и кирпича, становились хроматически разнородными. Внешность фахверковых домов имела насыщенную окраску деревянного каркаса, контрастирующую белому, серому или желтоватому полю стены. Крыши покрыты красной черепицей или черным шифером. Кроме входного портала, иногда украшавшегося деревянной или каменной резьбой, жилой дом не имел никакого декоративного убранства. Только цветы в ящиках под окнами оживляли вид. При таких условиях художественное значение приобретали и ползучая растительность, нередко обвивавшая весь фасад, и кованые фонари, и золоченые вывески ремесленников.

Начиная с XII – XIII вв. над всем этим пестрым разнообразием, объединяя его, начинают доминировать готические соборы, возводимые из кирпича и тесаного камня. Полихромия в готических соборах используется, в основном, для интерьеров. На фасадах соборов цвет появляется лишь в отдельных местах.

Огромные интерьеры готических соборов озарялись светоносной полихромией витражей. Проникая сквозь них, лучи солнца придавали архитектурной конструкции фантастический облик, динамично интерпретируя их материальную сущность (см. с. 109). В храме всегда расцвечивались полы. Большей частью они были выложены глазурованными плитками, иногда набирались из разноцветных мраморов.

Готические храмы Европы возводились преимущественно из серых и коричневых известняков, песчаников различных оттенков. Грандиозные сооружения с течением времени приобретали темно-серый оттенок, позднее становились почти черными. Купольные венчания и крыши храмов покрывали серым шифером, иногда – цветной черепицей, а чаще – медными листами, которые, окисляясь, приобретали ярко-зеленую окраску. Сочетание темно-серого и ярко-зеленого цветов контрастировало с черно-белой графикой фахверковых домов, их красными черепичными и черными шиферными крышами, возвышалось над серой массой оштукатуренных строений, создающих мозаичный нижний ярус цветового поля города.

Если на севере Европы готические соборы были почти монохромные, то в Италии широко применялась двуцветная мраморная облицовка, а также многокрасочная мозаика и майолика. В Италии, обладающей карьерами мраморов и туфов, готические постройки облицовывались светлым камнем. Многие церкви имели горизонтальные полосы из серого и белого мрамора. В отличие от мрачных доминант немецких городов, готические соборы Италии представляют собой светлые вертикали.

Архитектура эпохи Ренессанса проявляет новое отношение к цвету по сравнению с готикой. Гуманизация науки и искусства приводит к отмиранию канонов архитектурной полихромии, построенных на символике цвета. Обращаясь к наследию античности, утверждению красоты и гармонии мира, зодчие начинают использовать цвет в крупных городских ансамблях. С помощью цвета стремятся выявить художественный строй архитектурных сооружений, связать их с окружающей средой. Многоцветные мраморные фасады, цветовое членение зданий, крупный рисунок мощений указывает на сознательное преобразование визуального окружения.

Одним из распространенных архитектурных приемов стала разбивка светлой плоскости цветными полосами, образующими геометрический рисунок. Появляется тенденция в использовании цвета для графического выражения тектоники сооружений. Цветовая палитра выбирает контрастные цвета мрамора. Этот прием реализован в облицовке собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. По светлому мраморному фону фасадов расположены прямоугольники, кольца, рамки, инкрустированные темно-зеленым мрамором. Это усложняет пластику архитектурной массы, визуально членит ее и масштабно связывает громаду собора с окружающей застройкой. Тем более что с примыкающих улиц собор воспринимается по частям (см. с. 110).

Этот прием контрастной графичности широко использовался, он позволял и на плоских фасадах церквей вызывать ощущение пластического развития поверхности, т.е. контрасты цвета создавали ощущение рельефности плоскости.

В системе архитектурной полихромии Возрождения весомое место занимают фрески, мозаичные панно мастеров этого времени. Столкновение полихромии и пластики завершается в пользу полихромии – фреска вытесняет рельефную орнаментацию. Микеланджело освобождает интерьеры Сикстинской капеллы от рельефных украшений, и потолок капеллы становится триумфом фрески. В то же время опыт Ватикана показывает, что пластика равноправно соседствует с живописью, если рельеф активно окрашен.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.