Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения






1. Основные направления философии эпохи Возрождения:

• гуманистическое;

• неоплатоническое;

• натурфилософское;

• реформационное;

• политическое;

• социалистическо-утопическое.

2. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Центр - Италия. Основные черты гуманизма:

• антицерковная и антисхоластическая направленность;

• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

• жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним, прежде всего, относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла. Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор " Божественной комедии" (им самим названной просто " Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:

• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

• восхваляет человека;

• отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

• признает за человеком наличие как божественного и природного начал, гармонирующих с друг другом;

• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте (" Новая жизнь" и т. д.).

Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор " Книги песен", трактата " О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам, близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:

• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;

• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата " О наслаждении как об истинном благе":

• ниспровергал церковные авторитеты;

• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;

• в центр мироздания ставил человека;

• верил в возможности человека и его разум;

• отвергал аскетизм и самоотрешение;

• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;

• был сторонником равенства мужчины и женщины;

• высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм — идеалистическое направление в философии, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:

• противопоставление сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новой философской системе, основанной на идеях Платона;

• предложили новую картину мира, где уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

• не отрицали божественную природу человека, но и в то же время, он - самостоятельный микрокосм;

• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известные представители неоплатонизма: Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

4. В период Позднего Возрождения (XVI — XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии:

• обоснование материалистического взгляда на мир;

• стремление отделить философию от теологии;

• формирование научного мировоззрения, свободного от теологии;

• выдвижение новой картины мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);

• Мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркие представители натурфилософии эпохи Возрождения: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.