Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение и развитие диалектики.






История древнегреческой философии - классический образец ясности, в которой выступает противоположность двух методов мышления – диалектического и метафизического. Уже ранние материалистические гипотезы, например как у Гераклита, представляют собой цельное мировоззрение, в котором материалистические по содержанию космология, физика и психология пронизаны диалектическими представлениями о характере изменений, происходящих в мире. Подчеркивается всеобщность изменчивости, раздвоение «единого» на противоположности. И Гераклит - самый яркий представитель ранней диалектики в античной философии – не исключение. Фундаментальный образ, используемый Гераклитом, - образ огня. Ритмичная пульсация вечно живого огня, его размеренное возгорание и угасание - причина мировых процессов: возникновение и исчезновение вещей составляют противоречивое единство. Но космос Гераклита – это не просто единство, согласие, гармония противоположностей, а их борьба. Борьба – созидающее начало жизни и бытия. Чем больше противоположности расходятся, тем более они сходятся для борьбы, и из этой борьбы возникает «прекраснейшая гармония». Гармония выражает глубокое чувство единства мира, составленного из противоположных качеств, стихий, стремлений и тенденций. Идея борьбы противоположных начал сочеталась у Гераклита с мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в образе потока, течения реки. Диалектика Гераклита еще не была выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах – понятиях и смыслообразах.

Для Сократа (470 – 399 гг до н.э.) «диалектика» - искусство ведения спора, «рождающего истину». Сократу принадлежит специфическая концепция диалектики как искусства исследования понятий, с целью постижения истины. Суть метода: для начала, находящимися и уточняющими вопросами привести собеседника к противоречию с высказанной точки зрения, затем - начать совместный поиск истины. Истина не возникает и не находится в голове в готовом виде, а рождается в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Данный метод Сократ называл майевтикой (повивальное искусство, помогающее рождению истины).

Для Платона, субъективная диалектика - метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям. Его теория идей сближается с предположением о причинах всего возникающего. Все такие предположения восходят к единой, но уже не предполагаемой основе – к идее блага, что противоречит существованию таких понятий, которые нельзя возвести к единому высшему понятию. Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному.

Величайший из учеников Платона, Аристотель (384 – 322 гг до н.э.), не был согласен с философской концепцией платонизма и считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Ему принадлежит учение о первоначалах, или первопричинах всего существующего. Формальная причина, или ее эйдос, обусловливает «суть бытия», то, без чего вещи нет. Материальная причина рассматривалась им в двух планах: как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Движущая причина является столь же необходимой, как и первые две. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели. И завершает концепцию Аристотеля учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, ничем не обусловленного, а зависящего только от самого себя.

Вывод: В философском мировоззрении древних греков значительное место принадлежало диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический подход к миру. Теория объективной диалектики есть результат отражения, объектом которого является реальность, как она существует безотносительно знанию. Теория же субъективной диалектики выступает результатом отражения, объектом которого выступает знание, как оно существует в голове человека безотносительно к реальности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.