Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Платона. 2.Платон - основатель идеализма






1. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются " Апология Сократа", " Парменид", " Горгий", " Федон", " Государство", " Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2.Платон - основатель идеализма. Главные положения:

• изменчивость и непостоянство материальных вещей

• временность и изменчивость окружающего мира (" мир вещей"), не существующего, как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые идеи (бестелесные эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь - материальное отображение первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

  1. У чение о триаде: все сущее состоит из трех субстанций:

• " единое";

• " ум";

• " душа".

" Единое ":

• основа всякого бытия;

• не имеет никаких признаков;

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало идей, вещей, явлений, свойств.

" Ум":

• происходит от " единого";

• разделен с " единым";

• противоположен " единому";

• сущность всех вещей;

• обобщение всего живого на Земле.

" Душа ":

• подвижная субстанция, объединяющая и связывающая " единое — ничто" и " ум — все живое", а также связывающая между собой все вещи и все явления;

• Душа может быть мировой и душой отдельного человека; при одушевлённом подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) - часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти тело умирает, душа, после ответа за свои поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Гносеология (учения о познании):

• Так как материальный мир - отображение " мира идей", то предметом познания должны стать " чистые идеи";

• " чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (дает не достоверное знание, а лишь мнение — " докса");

• " чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать " чистые идеи".

  1. Платон выделяет семь типов государства: идеальное " государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

• монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия - несправедливые формы государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

  1. План государственного устройства:

• деление населения на три сословия — философы, воины, работники;

• работники - грубый физический труд, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не имеют частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

• все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

  1. Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая " линия Платона" — противоположность материалистической " линии Демокрита");

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории: бытие — становление, вечное — временное, и т.п.;

• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет.

№5.Философия Аристотеля.1. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона.

2. Философию Аристотель делил на три вида:

• теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (" первичная философия");

• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

• поэтическую. Фактически, четвертая часть философии - логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал " мир идей" от реального мира и рассматривал " чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др. Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

• не существует " чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

• данные вещи называются индивидуумами (в переводе - " неделимые"), то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не " идея лошади".

• индивидуумы - первичная сущность, а виды и роды индивидуумов (кони вообще) - вторичная.

4. Поскольку бытие не есть " чистые идеи" (" эйдосы") и их материальное отражение (" вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Ответ на этот вопрос, Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории. Аристотель выделяет 10 категорий:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? Материя — это потенция, ограниченная формой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция - пассивное начало, форма — активное;

• высшая форма всего сущего - Бог, имеющий бытие вне мира.

6. Носитель сознания - душа. Выделяют три уровня души:

• растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями обладает и животная душа, однако благодаря ней организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира. Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности, один из видов высокоорганизованных животных;

• отличается наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить в коллективе

Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества — большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.

  1. Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Аристотель разделяет " дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и " хорошие" (монархия, аристократия и полития). Полития — наилучшая форма правления, совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство " среднего класса" (идеал Аристотеля).

  1. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о " чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.