Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции философии






Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Три основные формы мировоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании;

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия - высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Специфика философского знания

1) Теоретичность – опора на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства.

2) Всеобщность – нацеленность на решение проблем человека, как представителя человеческого рода.

3) Вечность – оказавшиеся в центре философского рассуждения проблемы действительны и актуальны для всех народов и во все времена.

4) Предельность – исключительная широта и первичность рассматриваемых ею вопросов.

5) Универсализм – стремление к обнаружению наиболее общих закономерностей в природе, обществе, человеческом мышлении.

6) Критичность – способность сомневаться в том, что кажется понятным и само собой разумеющимся.

Предмет и методы философии

1. Предмет - круг вопросов, изучаемых философией. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют такие разделы, как:

Онтология - учение о бытие.

Гносеология - учение об общих законах и формах познания.

Социальная философия

Философская антропология, о человеке

Логика, учение о нормах и законах мышления

Этика, о нравственности

Эстетика, о красоте и гармонии мира

Философия истории, о законах исторического процесса

История философии, как самопостижение философии.

Большую роль в последнее время стали играть философские науки.

Функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

• мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

Основной вопрос и основные направления философии

1. Основной вопрос - вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон, выделяются такие основные направления - материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

№2.Значение Древнегреческой философии. Поиски первоначал философии ранней античности. 1..Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия. Затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли.

2. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

• материальная основа расцвета - экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовный труд.

• стержневая идея древнегреческой философии – космоцентризм;

• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма;

• допускалось существование богов;

• древнегреческие боги - часть природы и близки людям;

• человек не выделяется из окружающего мира и является частью природы;

• были заложены два направления в философии — идеалистическое (" линия Платона") и материалистическое (" линия Демокрита"). Данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое направление, в классический период имели одинаковое влияние, в эллинистический период — материалистическое, в римский период — идеалистическое.

Характерные черты досократических философских школ:

• космоцентризм;

• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Для Фалеса:

• первоначало всего сущего - вода (" архэ");

• Земля - плоский диск, покоящийся на воде;

• Неживая природа, все вещи имеют душу;

• допускал наличие множества богов;

• Центр вселенной - Земля;

• точно определил продолжительность года — 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначало всего сущего - " апейрон" - вечная, неизмеримая, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи: все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричина всего сущего - воздух;

• Все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

• параллели между душой человека (" психэ") и воздухом (" пневмой") - " душа космоса";

• отождествление божества с силами природы и небесными светилами.

  1. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначало всего сущего - огонь;

• закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики;

• весь мир находится в постоянном движении и изменении

• сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего мира;

• всеобъемлющее, всепроникающее божество - Логос — Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• сторонник чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущая сила всех процессов - борьба: " война (борьба) - отец и мать всему".

  1. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричина всего сущего - число;

• познание мира через число

• единица - мельчайшая частица всего;

• " протокатегории" – категории, показывающие диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

  1. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. В древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное познание (мнение, " докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) " строительным материалом", " первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — " атомы".

Демокрит - основоположник материалистического направления в философии (" линия Демокрита" — противоположность " линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, " первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (в наше время опровергнуто наукой);

• имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, " с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно " увидеть" путем чувственного познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.