Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль общения в психическом развитии личности




Выше мы уже говорили о том, что личностью человек становится под влиянием социализации и адаптации. Но условием протекания этих процессов является общение, которое представляет собой одну из базовых потребностей человека как общественного и социального существа. Человек не самодостаточен. Его жизнь невозможна без контактов с природой и контактов с другим человеком. Первый вид контактов связан с деятельностью, которую можно назвать специфическим видом активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Об этом мы уже говорили в первом разделе данной лекции.

Теперь нам предстоит рассмотреть общение, которое представляет собой полифункциональный феномен, характеризующий контакты людей друг с другом. Но общению люди должны обучиться, так как от природы общительностью обладает лишь род человеческий, а не отдельный индивид. Еще Кант отметил, что отдельный человек необщителен.

Общение в этой связи есть процесс, в котором формируется человеческая субъективность – сознание, речь, внутренний психический мир, умения пользоваться предметами по-человечески, личностные качества и их индивидуальная форма проявления, индивидуальность. В этом процессе можно выделить отдельные действия, которые зависят от ситуации и определяются ситуацией.

Именно ситуация является фактором, определяющим методы и способы взаимодействия людей. Представим себе человека в той или иной ситуации, в которой он испытывает некоторый дискомфорт, возникший из–за каких–либо трудностей. Чтобы решить возникшую жизненную проблему, возьмем для анализа тот аспект ситуации, который заставляет нас вступать в контакт с другими людьми. Люди, составляющие обстоятельства нашей жизни, могут относиться к нам по-разному. Это определяет особенности нашего общения, которое может быть доброжелательным, безразличным, конфликтным.

Дадим общую типологию ситуаций, которые определяют специфику наших контактов с другими людьми:

1. Ситуации, в которых мы чувствуем, что другие люди нас одобряют.

2. Ситуации, в которых другие нас осуждают.

3. Ситуации, в которых другие к нам равнодушны.

4. Экстремальные ситуации.

5. Ситуации неопределенности.

В любую из перечисленных ситуаций входит наше настоящее, прошлое и будущее. Прошлое – это наш опыт, освоенные нами программы поведения в обществе, предрассудки других людей, с которыми мы вынуждены сталкиваться, их точки зрения, о которых мы знаем и не знаем. Будущее – наши страхи, ожидания, надежды, желания. Настоящее – настроения, эмоции, установки, различные фильтры, через которые мы воспринимаем ситуацию и мешающие объективному восприятию действительности. Наша задача – осмыслить процессы, происходящие в ходе коммуникации с другими людьми.



В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание связано с информацией, которая в процессе взаимодействия передается друг другу. Это могут быть сведения о чувствах, эмоциях, переживаниях, потребностях, интересах, о состояниях внешней среды, например, сигналы об опасности или наличии каких–либо положительных факторов. Цели общения могут быть различны. Они реализуют удовлетворение многих человеческих потребностей – социальных, культурных, эстетических, интеллектуальных, нравственного развития. Цели выполняют в общении несколько функций: контактную, информационную, побудительную, координационную, эмотивную, установления отношений, оказание влияния.

Почему иногда наше общение с другими людьми оказывается успешным или неуспешным, от чего это зависит? Попробуем ответить на этот вопрос. Опыт показывает, что в общении ярко выступают два начала: потребность в самовыражении и потребность в коммуникации. Если на первом этапе общения наиболее ярко выступает функция самовыражения, то на других этапах необходимо эту потребность облечь в совершенно определенную коммуникативную форму. И если этого не происходит, т.е. стремление к самовыражению не уравновешивается коммуникацией, то общение прерывается. Но главное – это постоянная направленность на другого человека, что дает возможность управлять, регулировать процесс общения.

Важно уметь заинтересовать партнера собой, самому заинтересоваться партнером, сделать «драматургию» взаимодействия более динамичной, увлекающей. Характер общения зависит:



– от нашей способности к общению.

– от способности к общению других людей.

– от средств, которыми мы пользуемся для общения, т.е. орудий общения.

– от мировоззренческих позиций партнеров по общению (пока другие разделяют ваше мнение, действуют и чувствуют аналогично – все в порядке, в общении проблем не возникает).

– от умений убедить другого понять вашу точку зрения.

– от умений понять другого, найти общие точки соприкосновения, а не то, что разъединяет.

Есть и другие составляющие. Но сейчас обратим внимание на основные механизмы понимания людьми друг друга, что является одним из условий успеха в общении. Это нам нужно для того, чтобы затем определить действия, способствующие успешности общения. Представим себе, что каждый из нас находится как бы в своем «круге», в котором есть свое настоящее, прошлое и будущее. Но в таком же «круге» находится другой человек, другая неповторимая индивидуальность. Встречаются две индивидуальности, два человека, у которых в одинаковой степени есть базовая потребность в контактах с другим человеком (см. рис., А).

Чтобы реализовать свою потребность в общении, они должны стать партнерами. Но сразу возникает вопрос: пересекутся ли их круги и если пересекутся, то в какой степени. Если круги пересекаются, то возникает определенное согласие (см. рис., Б). Например, у вас схожие цели, есть общее в прошлом. Чем больше область пересечения, тем успешнее коммуникация (см. рис., В). Если область пересечения достаточно велика, то наступает полное взаимопонимание. Но если пересечения нет или оно незначительно, то тут необходимо искусство коммуникации. Нужно попытаться «навести мост», который поможет преодолеть дистанцию между партнерами общения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал