Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация теорий личности




  Параметры классификации Теории личности
1. Способ объяснения поведения личности Психодинамические теории Социодинамические теории Интериористические теории  
2. Способ получения данных о личности Экспериментальные теории Неэкспериментальные теории  
3. Исходные принципы исследования личности Структурные теории Динамические теории Гуманистические теории
4. Возрастной диапазон личности Дошкольные и школьные теории личности Общие теории личности  
5. Понятия, в которых описывается личность   Теория черт личности Поведенческие теории личности  

Рассмотрим некоторые теории более подробно. Так, например, Г. Оллпорт и Р. Кеттелл начали разрабатывать теорию черт личности. Ее можно отнести к разряду динамических теорий. Эта теория была основана на том, что люди различаются по набору и степени развитости у них индивидуальных черт. Р. Мейли выделил 33 характеристики, которые являются необходимыми и достаточными для полного описания личности. На данный момент этот набор увеличен до 200 характеристик.

Как альтернатива теории черт, за рубежом получила распространение теория социального научения. Основная психологическая парадигма этой теории заключается в том, что индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта и длительного пребывания в различных социальных условиях. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством ситуаций, оценкой его поведения другими людьми.

Особый интерес представляет психоаналитическая теория личности 3. Фрейда, основанная на внутренних психологических свойствах индивида, связанных с его потребностями и мотивами. Самосознание человека Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, большая часть которого скрыта. Структура личности по Фрейду это – «Оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» действует на основе принципа получения удовольствия; «Я» – на принципе реальности, «сверх-Я» руководствуется идеальными компонентами действительности, принятыми в обществе нормами. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы психики:

1. Отрицание: применяется в том случае, когда реальная действительность неприятна. Человек закрывает глаза на неприятные моменты или пытается снизить уровень угрозы.

2. Подавление: вытеснение из сознания неприятной информации.

3. Рационализация: это способ разумного оправдания поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.



4. Формирование реакции: бессознательная неприязнь к человеку или ситуации выражается в нарочитом внимании к объекту неприязни.

5. Проекция: собственные отрицательные, качества присваиваются другому человеку, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация: попытка уйти от эмоционально-угрожающей ситуации методом отстраненного ее обсуждения.

7. Замещение – косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким–либо нравственно допустимым способом.

Обратим внимание на гуманистические теории личности, включающие в себя знание о том, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни, исходя из своих потребностей и интересов. Основоположники этой теории А. Маслоу и К. Роджерс. С их точки зрения человек обладает стремлением и имеет способность к личному самовыражению. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», которое включает в себя набор представлений, идей, целей, ценностей личности. Образ «Я» складывается в результате личного жизненного опыта. Это «Я-концепция» индивида, которая может быть: положительная, отрицательная, амбивалентная.

Особый интерес представляют отечественные психологические школы. Основные имена отечественной психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Основные понятия отечественной психологии, раскрытые в трудах этих ученых, это: ведущая деятельность и социальная ситуация; мотивационная сфера личности, личностный смысл. Опираясь на работы указанных ученых, попробуем представить особенность психологического мира человека. Он включает в себя следующие понятия: пространство психологического мира, психологическое время, содержание психического мира: информация, сигналы, символы, индивидуализация психического мира, отношение к себе и к другому человеку, энергетический заряд, активирующий психический мир человека.



Рассмотрим эту систему понятий последовательно. Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей – сознательного и бессознательного. Об этих плоскостях мы уже упоминали, обращая внимание на исследования 3.Фрейда. К сфере бессознательного можно отнести надсознательное, которое представляет собой вершину творческого процесса, творческую интуицию, благодаря которой происходит творческое озарение; неосознаваемые мотивы и смысловые установки; регуляцию автоматизированных и непроизвольных действий. К сфере сознательного относятся механизмы рефлексии, самонаблюдения, саморегулирования, самоконтроля. Они характеризуются мотивационно-ценностной направленностью с различной степенью ясности и обуславливаются внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид.

Изучение сознательного сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, с тем, что все психические явления предстают перед человеком в той мере, в какой они осознаются. Во-вторых, отдельные психические функции не локализуются во внешнем пространстве и не расчленяются во времени. Все элементы сознательного имеют социокультурный характер и формируются в ходе истории человечества под влиянием надиндивидуальных структур, сложившихся в процессе совместной деятельности. Все процессы психического пространства находятся в постоянном развитии и движении.

Психологическое время связано с влиянием биологических ритмов. Восприятие и оценка временных пространств меняется в зависимости от состояния человека. Существуют личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, например, сангвиникам и холерикам времени постоянно не хватает, они опаздывают, не умея оптимально распределить время. Флегматики, наоборот время переоценивают, оставляя его как бы в запасе. Меланхолики наиболее точно оценивают время, поэтому более четко его распределяют.

Психологическое время включает в себя: оценку процессов и скорости протекания жизненных событий; переживание сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени; принадлежность жизненных событий настоящему, удаленность в прошлое или будущее; осознание возраста, продолжительности жизни. Психологическое время не прямо отражает хронологию, а ощущается сложной системой взаимодействующих,. межсобытийных связей типа «причина-следствие», «цель-единство».

К закономерностям определения психологического времени относится осознание своего возраста. Возраст человека можно определить относительно четырех параметров и в зависимости от этого выделяют четыре типа возраста: 1. хронологический; 2. биологический; 3. социальный; 4. психологический. В процессе эксперимента установлено, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется. После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности: он измеряется на внутренней шкале отсчета каждого индивида; – в некоторых пределах человек может молодеть и стареть за счет своего психического состояния; психологический возраст может не совпадать с хронологическим; может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды (6 – 7 лет, 12 – 14, 18 – 19, 25 – 26, 30, 40, 50, 60, 70, 75 и т.д.).

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько важно расхождение между поставленными и реализованными целями. В содержании психологического мира личности особую роль играет символика, с которой, по мнению Юнга, связаны архетипы людей. Сюда входят жесты, мимика, позы, которые мы расшифровываем при общении с другими людьми.

Индивидуализация психологического мира это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает через себя. Это эмоционально окрашенное состояние, процесс выбора мотивов, целей, ценностей, проявляющихся при осмысливании своего существования. Переживание помогает человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека.

Глубинные пласты взаимодействия людей пытается объяснить и проанализировать в своем учении о транзактном анализе Э. Бэрн. Основная его идея состоит в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, управляющих человеком в зависимости от ситуации. Это три состояния человека, которые Бэрн назвал: Ребенок (Дитя), Родитель, Взрослый.

Состояние Ребенка (Дитя) – эмотивное начало в человеке. Это доверчивость, нежность, изобретательность, капризность, обидчивость. Сюда же относятся детский «лепет», способы реагирования, непосредственное отношение к миру, творческая увлеченность, упрямство, легкомыслие.

Состояние Родителя – это источник социальной преемственности. Оно включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и суеверий.

Состояние Взрослого – источник реалистического и рационального поведения. Это состояние не связанно с возрастом. Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, взрослый организованно, адекватно, разумно, хладнокровно оценивает вероятность успеха и неудачи.

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке и тогда он чувствует, мыслит исходя из этого эго- состояния. В жизненной перспективе эго-состояния развиваются у человека в следующей последовательности: у новорожденного на чувственной основе сразу начинает формироваться детское «Я», затем развивается родительское «Я» на базе подражания примеру и образу родителей и воспитателей, и, наконец, развивается взрослое «Я». Оно складывается по мере того, как ребенок осознает смысл окружающей его действительности. Преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три эго-состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Итак, мы рассмотрели наиболее интересные теории личности и попытались их раскрыть. Теперь обратим внимание на процессуальную сторону социализации личности, связанную с приобщением личности к социуму и осознанием себя, своей неповторимости и уникальности.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал