Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура проведения обследования. Интерпретация расстановки с помощью «Семейной доски» за­висит от задач сессии и теоретической ориентации терапевта






Интерпретация расстановки с помощью «Семейной доски» за­висит от задач сессии и теоретической ориентации терапевта. В об­щем и целом полезно, чтобы участники расстановки сидели вокруг стола, на котором расположена семейная доска. Возможны следую­щие фазы, на которые может быть разделено «обследование».


Фаза 1. Стандартная р а с с т а н о в к а. Фигуры предлага­ются в том виде, в котором они находятся в коробке. После полу­чения инструкции участники имеют столько времени, сколько им необходимо для создания удовлетворяющей их расстановки. По окончании расстановки им задаются вопросы.

1. Кого представляют те или иные фигуры?

2. Что вы хотели изобразить?

3. Что означают те или иные параметры фигур (размер, форма, размещение на поверхности, расстояния, направление взгляда, отдельные подсистемы и общая картина расположения фигур)?

На этом обследование может заканчиваться или перейти к сле­дующему этапу.

Фаза 2. Фаза интервенций. Типичной интервенцией яв­ляется «Удаление», например: важную, решающую фигуру можно переставить на внешнее поле, двигая ее в направлении, обратном ее взгляду. Участнику после этого предлагается отреагировать на эту интервенцию и объяснить, что значит для него это удаление.

Фаза 3. Динамическая игра. При терапевтически-и кон­сультативно-направленных расстановках наблюдатель может осу­ществлять различные перестановки и наблюдать, какую реакцию они вызывают у клиента. Этот процесс вполне соответствует «диа­логу без слов». В рамках супервизии супервизор может даже убрать некоторые фигуры, другие сдвинуть вместе или изолировать. Во время проведения всех этих интервенций важно тем не менее об­ращать внимание на то, чтобы количество нагрузки оставалось переносимым и дозированным для участников. Как правило, бла­гоприятно расценивается, если к окончанию расстановочного процесса напряжение спадает, тогда клиенту еще раз предлагает­ся восстановить исходную картину или свое видение идеальной картины. Эта игра, естественно, недопустима в тех случаях, когда расстановка на семейной доске применяется в конце сессии как заключительная интервенция.

При работе с парами или любыми другими системами, вклю­чающими несколько человек, было бы предпочтительно, чтобы участники могли создавать свои расстановки персонально, тогда у них будет возможность сравнить расстановки друг с другом. На­пример, если у вас есть две семейные доски, то можно провести расстановку на них в двух раздельных комнатах, потом поставить доски одну около другой, сравнить и отрефлексировать получен­ный опыт.

Фаза 4. Документирование. В зависимости от требуемой точности расстановки могут быть приблизительно набросаны на листе бумаги или точно перенесены на прозрачный лист, поло­женный на поверхность доски.

Дополнительные фигуры. Наряду с основными фигурами в набо­ре есть восьмигранная фигура, которая может быть наделена на-


блюдателем или клиентом особым смыслом (свекровь, врач, судья, шеф и др.). Ее можно ввести, например, на фазе интервенции, чтобы спровоцировать у клиента специфическую для ситуации реакцию. Относительно возможных дополнительных фигур фан­тазии пользователя ничем не ограничены. Так, например, в рабо­те с алкоголиками может быть использована маленькая бутылоч­ка. Если речь идет о ситуации планирования семьи, то можно ис­пользовать, например, маленькие весы или презерватив. Иног­да может оказаться полезной маленькая собачка.

«Семейная доска» как средство для коммуникации

«Семейная доска» способствует развитию коммуникации в со­циальных системах (метакоммуникация). Расстановка фигур бли­жайшего окружения на доске побуждает испытуемых нарисовать картину своего, до сих пор в основном не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования рассматривае­мой системы. При этом субъективным представлениям придает­ся некоторая вербальная реальность. Как и при каждой комму­никации, клиенты имеют риск быть неправильно понятыми и при расстановке. Это является не столько следствием интерпре­таций наблюдателя, сколько тем, что испытуемые имеют инди­видуальное видение отношений. Более того, остальные члены системы будут конфронтировать с данной версией «реальных от­ношений», которая для них является новой и вызывает бурную реакцию. Опыт работы показывает, что «Семейная доска» спо­собствует даже таким коммуникациям, которые не могли быть вербализованы сами по себе. Это в первую очередь касается тех случаев, когда участники с трудом могут объяснить свою внут­реннюю картину или плохо владеют языком. Наряду с испытуе­мыми наблюдатель также принимает участие в коммуникациях. Он ни в коем случае не безучастный адресат, скорее — актив­ный участник.

Важно, что ни параметрам фигуры, ни их возможной комби­нации не может быть приписан однозначный смысл. Круглые фи­гуры не означают автоматически женские, а могут иметь значе­ние мягких, понимающих, гибких. Большие фигуры, вопреки ожиданиям, могут быть не только взрослыми, но и властными, доминантными, а также просто большими людьми. Одинаковые параметры, например расстояние между двумя фигурами в 5 см, может выражать как тесные, так и привлекательные отношения между представленными персонами. Тесный круг в центре доски, а также круг, занимающий всю поверхность, могут в одинаковой мере выражать тесную привязанность. Это подтверждает положе­ние коммуникативной теории, что значение рисунков и слов не в


 




них самих, а в том, как и для чего они применяются. Они могут быть поняты только по отношению к контексту. Лишь после до­полнительных расспросов испытуемых расстановки могут быть со­гласованным образом интерпретированы.

На доске лишь две исследуемые переменные имеют постоян­ный смысл: пространственное отдаление фигур друг от друга вы­ражает социальную или эмоциональную дистанцию, а направле­ние взгляда одной фигуры на другую отражает интенсивность от­ношений. Амбивалентные отношения могут быть представлены при помощи расстояния и направления взглядов фигур. В этом случае фигуры разносятся на достаточно большое расстояние, но при этом смотрят друг на друга. Все остальные параметры (размеще­ние на доске, последовательность расстановки, размеры и форма выбираемых фигур) являются непостоянными и имеют неочевид­ное значение. Только после расспроса в контексте окончательной расстановки они могут получить свое собственное коммуникатив­ное значение.

Как средство коммуникации «Семейная доска» позволяет ис­следователю влиять на процесс расстановки. Изменения, пред­принятые извне, например удаление фигур или дополнение но­выми фигурами членов семьи или ближайшего социального окру­жения, воздействуют как интервенции. Чтобы интегрировать ин­дуцированное изменение, семья должна разработать стратегию преодоления. Такие интервенции могут быть применены, чтобы реконструировать кризисные ситуации или любые другие, инте­ресующие исследователя. «Семейная доска» способствует прояс­нению специфичных для семьи стратегий разрешения кризисных ситуаций.

Например, в одном из исследований проблемным семьям было предложено провести пять совместных расстановок семейных скульптур в следующей последовательности:

1) до наступления проблемы;

2) на этой неделе (сейчас);

3) в ситуации интервенции (отделение) — удаление фигуры пациента;

4) в будущем;

5) идеальная картина (то, чего семья желает для себя).

Для того чтобы расстановки были сравнимы между собой, ис­следователи использовали измерения направления взгляда и цен­тра тяжести. Центр тяжести используется для определения центра расстановки. Например, близость фигуры к центру тяжести дает возможность рассматривать ее как центральную. Первая расста­новка (до наступления проблем) рассматривается как исходная. Из сравнительного анализа других расстановок по отношению к ней можно определить, какое значение для семьи имели собы­тия, связанные с возникновением проблемы.


5.2.3. Системный тест Геринга1

Системный тест Геринга (FAST) является развитием методики «Семейная доска» и относится к классу техник расстановок с при­менением замещающих фигур для членов семьи. Впервые эти тех­ники широко использовались в качественных исследованиях семей­ных сообществ в других культурах. Но тест Геринга уже имеет боль­шую степень стандартизации.

Эмоциональная близость между членами семьи представлена здесь как дистанция между фигурами.

Гибкость семейной структуры также может быть объективно измерена путем оценки, например, изменений в расстановке семьи до, во время и после конфликта. Отношения власти удачно моде­лируются в тесте разной высотой фигурок. Большое количество исследований, проведенных с семьями, подтвердило, что эти три показателя довольно точно и целостно отражают восприятие кли­ентами отношений в семье.

Системный семейный тест разработан и валидизирован Герин­гом.

FAST представляет собой методику, основанную на структур­ной системной семейной теории и предназначенную для исследо­ваний и психотерапевтической практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.