Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейные реконструкции




Семейная реконструкция — длительный процесс, который выходит за рамки одной терапевтической или консультативной сессии. Условно вся работа по реконструкции семейного опыта может быть разделена на три этапа.

1. Этап подготовительный. Тот, кто делает реконструк­цию (это может быть клиент, пациент, участник обучающей про­граммы и проч.; назовем его «клиент»), начинает поиск инфор­мации, связанной с семейной историей (встречается с бабушка­ми, дедушками, родителями, тетями, дядями, троюродными се­страми или братьями и т.д., пишет письма родственникам или запросы в учреждения, собирает фотографии или документы).

На этом этапе решаются следующие задачи:

- сбор информации;

- погружение в семейную историю и в состояние «охваченно­сти» ею;

- построение структуры семьи;

- формирование запроса.

Существует много вариантов, которые можно предложить кли­енту как задание или способ систематизации полученной инфор­мации о семье. Любое из заданий выполняется дома и в течение достаточного времени, а «результат» приносится в обучающую группу или терапевту на консультативную/терапевтическую сес­сию. Эти «результаты» так или иначе базируются на следующих материалах:

- гемограмма (предварительно терапевт должен объяснить кли­
енту условные обозначения и правила составления генограммы,
см. выше, п. 5.1.1);

- семейная хроника (даты рождения, смерти, замужества/же­нитьбы, поступлений в школу и т.д.; значительные, наиболее значимые или любопытные, комичные, страшные, интересные и другие факты, происшествия). Выше мы называем это «линией жизни семьи» (см. п. 5.1.2);

- интервью с членами семьи (занятия, места жительства, поли­тические взгляды, интересы, хронические болезни, персональ­ные стили общения, беспокойства и страхи, печали и радости, тайны и многое другое);

- семейное пространство;

- семейные фотографии;

- слайды, любительские кино- и видеофильмы;


 

- семейный архив (Что хранится? Как хранится? Зачем? Для кого? Как долго? Кто просматривает или «чистит» архив?);

- коллекции (картины, пластинки, значки и т.д. — Что? Как? Зачем? Для кого? Кому показывают, а кому нет? Для чего пока­зывают?);

- семейные реликвии и значимые предметы/вещи (часы, укра­шения, свадебные платья, детские бирки из роддома, первые зубы и локоны, игрушки, газеты...);

- традиции, приметы, легенды;

- семейная «поваренная книга».

2. Этап предъявления семейной истории пси­хологу или группе. Наработанный материал приносится на сессию (в группу), и, как правило, начинается рассказ, который психолог (терапевт, группа) слушает, проявляя соответствующие конгруэнтные чувства.



Обычно до начала рассказа (но иногда и после) психолог (те­рапевт) проясняет запрос клиента с помощью вопросов, подоб­ных нижеперечисленным.

1. Что в сегодняшней вашей жизни является помехой? (Что сковыва­ет? Что мешает? От чего хочется освободиться?)

2. Какие аспекты семейной истории вас «нагружают» или кажутся загадочными?

3. Что вы хотите лучше понять, а может быть, даже изменить в своей жизни?

На втором этапе семейной реконструкции решаются следую­щие задачи:

- уменьшение сопротивления за счет контакта на «террито­рии» клиента;

- идет «разогрев» для дальнейших терапевтических интервен­ций;

- обеспечивается принятие, прощение, чувство тепла к своей семье, к своим корням;

I - активизация ресурсов (например, уже на этапе предъявления психологу или группе генограммы, реликвии или семейных фо­тографий клиент, как правило, переживает гордость и другие по­зитивные чувства);

- обеспечивается создание атмосферы безопасности и под­
держки.

3. Этап интеграции личного и семейного опы­та. На заключительном этапе с помощью различных техник про­исходит терапевтическая интервенция. К техникам, которые мо­гут быть использованы на этом этапе работы, относятся: I - семейная расстановка;

- образы-воспоминания;

- семейная скульптура и семейная хореография;


 




- психодраматическое проживание сцены, сна, эпизода, исто­рии (например, сцена «семья за обеденным столом»);

- метафорическое, символическое выражение семьи в виде ку­кол, кукольного театра, камней, бумаги, шахмат, стульев, люби­мых вещей членов семьи, пуговиц, тапочек и проч.;



- системно-структурная расстановка.

В рамках перечисленных и других техник происходит выявле­ние семейной мифологии, разрушение дисфункциональных тре­угольников, коалиций и «сплетенностеи» в семье, преодоление эмоциональных разрывов, переформулирование семейной исто­рии в позитивном ключе, перераспределение акцентов и энергии в семейной жизнедеятельности.

Некоторые техники первого и третьего этапов реконструкции семьи.

1. Генограмма как способ реконструкции семейного опыта.Ге-нограмма — это структурированная диаграмма системы внутрисе­мейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях (подробнее см. п. 5.1.1). Техника предложена M.Bowen в 1978 г. Ее цель — по­казать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотноше­ний передаются из поколения в поколение и как события, подоб­ные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на сегодняшние поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и тре­угольники. Генограмма способствует структурированию семей­ной истории, самоидентификации членов семьи, преодолению эмоциональных разрывов, избавлению от дисфункциональных треугольников и альянсов, снижению тревожности. Главные ее достоинства по сравнению с другими методами сбора данных — структурированность и наглядность.

В практике семейного консультирования и семейной терапии генограмму строит психотерапевт во время сессии, систематизи­руя получаемые от семьи данные, или клиент, на первом этапе реконструкции семейного опыта.

Обычно построение генограммы начинается снизу (по поло­жению на листе бумаги, т.е. снизу вверх) — от семьи, живущей в настоящее время (назовем ее нуклеарной семьей). Затем начина­ется описание семейной истории со времени, когда встретились родители. Очень важно обращать внимание на подробности и де­тали, потому что в них часто кроются отгадки семейных ребусов и загадок. Далее строится история расширенной семьи, как со сто­роны матери, так и со стороны отца. Собирается информация об эмоциональной атмосфере в родительских семьях, о братьях и сестрах, о том, чем они занимаются в настоящее время. Здесь важно обращать внимание на точные даты событий, произошедших в родительских семьях, потому что они могут коррелировать с со­бытиями в нуклеарной семье. Дальше — информация, касаюшаЯ"


ся поколения бабушек—дедушек, затем, если это возможно, пра­бабушек и прадедушек.

На втором и третьем этапах работы по реконструкции с по­мощью генограммы легко проясняются традиции и закономерно­сти семейной истории, которые передаются из поколения в по­коление (смерть в раннем возрасте, алкоголизация, заключение в тюрьму, выбор профессии, поздние браки, разводы в опреде­ленный момент жизни семьи, «привычное» для семьи количе­ство детей и т.п.).

Иногда генограмма помогает вытащить «скелет, спрятанный в шкафу». Это часто происходит при разговоре о тех, кто из членов семьи умер, потому что часто они оказываются как бы эмоцио­нально выключенными из системы и тогда их необходимо «похо­ронить» и попрощаться с ними. Полезно обратить внимание и на того, о ком предпочитают не говорить, так как часто с этим пер­сонажем бессознательно идентифицируют кого-то из живущих сейчас.

Генограмма содержит в себе огромное количество информа­ции, представленной в схематическом виде на небольшом про­странстве, что позволяет охватить всю историю семьи. В процессе ее построения члены семьи получают возможность самоиденти­фикации, узнают о том, что действительно происходит в их семье, о своих исторических корнях и об их влиянии на настоящие отно­шения в семье.

2. Семейное пространство.Автор этой техники — Е. Coppersmith.

Суть ее в том, что клиенты на большом листе бумаги фломас­терами или карандашами рисуют план родительского дома, где они жили до женитьбы. Если клиенты несколько раз меняли мес­то жительства, их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В дальнейшем в зависимости от целей рабо­ты внимание фокусируется на актуальных внутрисемейных конф­ликтах или же на истории семьи.

Использование этой техники возможно как при работе с од­ним членом семьи, так и с полной семьей. Тогда дома или на сессии каждый из супругов рисует свой план. Вопросы психолога (терапевта) на сессии позволяют прояснить атмосферу, царив­шую в родительских домах супругов. Вопросы направлены на про­яснение мифов и правил родительских семей и их источников, на анализ внутрисемейных взаимоотношений, иерархии власти и проч., что полезно для выявления альянсов и разрывов внутри данной нуклеарной семьи.

Дети в это время смотрят и слушают. В дальнейшем детям мож­но предложить нарисовать план дома, в котором они в настоящее время живут с родителями, а родители молча наблюдают за про­цессом. Психолог задает детям вопросы, аналогичные вопросам Для родителей.


3. Реконструкция по фотографиям.Идея использовать фотогра­фии в семейной терапии принадлежит С. Anderson и Е. Malloy. Предложенная ими методика позволяет изучить влияние прошло­го семьи на ее настоящее. При исследовании истории семьи в не­скольких поколениях инструкция состоит в просьбе принести по три фотографии, представляющие каждое поколение.

В случае работы на консультативной или терапевтической сес­сии все члены семьи по очереди представляют выбранные ими фотографии и объясняют остальным, почему выбраны именно эти и какие чувства они вызывают. Терапевт обращает внимание на все нюансы процесса представления фотографий: скорость, последовательность, степень интереса и тревожности, реакцию семьи. Каждая фотография внимательно рассматривается с точки зрения близости членов семьи, уровня формальности отношений, отсутствия кого-либо.

Когда один член семьи представляет фотографии, остальных психолог (терапевт) стимулирует задавать вопросы и рассказы­вать о своих наблюдениях.

Техника фотографий помогает налаживанию контакта между членами семьи, отказу от устаревших ролей, формированию по­зитивного взгляда на собственный образ, на распределение ро­лей, подвергает сомнению семейные мифы и правила.

Семейную реконструкцию по фотографиям в учебных группах Института интегративной семейной психотерапии (Москва) де­лают по модифицированной методике его ведущие преподавате­ли А.3енгер, М.А.Бебчук, Л.Чакаберия, О.В.Дианова.

Несколько участников образовательной программы получают задание отобрать и принести в группу произвольное количество семейных фотографий. Терапевтическая сессия начинается с про­яснения запроса и ожиданий, а затем во время рассказа о семей­ной истории в отобранных фотографиях и демонстрации их груп­пе происходит «фокусировка» на определенных темах семьи. В даль­нейшем по заданной процедуре участник отбирает одну самую значимую, самую эмоционально-насыщенную фотографию. Вы­брав членов группы на роли присутствующих на фотографии чле­нов семьи, он (участник) скрупулезно, в мельчайших деталях вос­производит в пространстве группы сюжет снимка. Он как бы ле­пит то, что изображено на фотографии. Члены группы, исполня­ющие роли, замирают, а затем словесно отражают, вербализуют свое состояние «на этой фотографии». Итогом этой работы стано­вилась некая «идеальная» фотография, которая и запечатлевалась фотоаппаратом.

4. Работа с образами-воспоминаниями событий в родительской семье.Техника разработана W. Morris. Как правило, методика ис­пользуется в реконструкции на третьем этапе при индивидуаль" ной работе без группы. Клиентам предлагается в расслабленном


состоянии представить себя детьми в определенном возрасте и вызвать образы своих родителей или других членов семьи. Часто методика используется в супружеской терапии для преодоления трудностей, связанных с путаницей ролей супругов и родителей, со взаимным непониманием чувств и позиций друг друга, разры­вом между тем, что говорится, и тем, что реально делается. Тех­ника позволяет помочь одному или нескольким членам семьи интегрировать свой ранний опыт в нынешнюю ситуацию и акту­альное поведение, используя представления о прошлом для рабо­ты в ситуации «здесь и сейчас».

5. Семейная скульптура и семейная хореография.Скульптура — очень действенная техника, предложенная Р. Рарр, О. Silverstain и Е. Carter. С ее помощью можно изображать прошлое и настоящее семьи и включать любое необходимое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Эта техника используется в рамках модифицированного вари­анта реконструкции при работе с одной семьей.

Терапевт объясняет семье, как эта методика помогает почув­ствовать, что значит быть членом этой семьи, ведь нередко это бывает легче показать, чем рассказать. В классическом варианте техники каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных отношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу. Терапевт предлагает скуль­птору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины.

После того как каждый член семьи создал свою скульптуру «реальной» семьи, можно попросить создать скульптуру «идеаль­ной» семьи.

Терапевт может проводить интервенции (по аналогии с интер­венциями в технике «семейной доски»), т.е. вмешиваться в про­цесс, предлагать свои варианты, комментировать происходящее. Техника хорошо выявляет различия в представлении о семье у разных ее членов.

В качестве усиления терапевт может предложить «озвучить» скульптуру, т. е. попросить скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека.

В ходе работы проявляются семейные ролевые образцы — тре­угольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоот­ношения, борьба за власть, близость, дистанция, границы. Осо­бенно эффективна эта техника для семей с изощренными вер­бальными манипуляциями и сильным сопротивлением терапии.

Семейная хореография (D. Kantor, В. Duhl, F. Duhl, P. Papp) — вариант «семейной скульптуры». Каждого члена семьи просят рас­положиться в пространстве комнаты так, чтобы это отражало наи-


лучшим образом проблему семьи. Затем терапевт помогает ожи­вить сцену, сыграть ее. Семьей также проигрывается идеальная ситуация. При этом терапевт работает с кем-то одним, просит его изобразить реальную и идеальную позиции в семейной системе.

Для более четкой формулировки проблемы терапевт просит члена семьи кратко сформулировать то, что составляет суть его актуального состояния и положения в семье. Затем это делают все члены семьи по очереди.

Методика может оказаться полезной для перестройки взаимо­отношений в нуклеарной семье, связывания симптома детей и образцов взаимоотношений их родителей.

6. Семейная «поваренная книга».В большинстве культур суще­ствует почтительное, почти религиозное отношение к пище. Охот­ники наделяли и наделяют сакральными функциями тушу убито­го зверя, скотоводы — мясо домашнего животного, а земледель­цы — основные сельскохозяйственные продукты. Мусульманские народы приравнивают пищу к Корану: клятва на ней считается такой же прочной, как и клятва, данная на Коране. Не разреша­ется наступать на пищу, переступать через нее, выливать или вы­брасывать. В средней полосе России наиболее сакральным продук­том считался хлеб. Он как бы вмещал в себя счастье и благополу­чие дома или семьи.

Совместное принятие пищи (трапеза, застолье, воскресный обед, ежедневный ужин и т.д.) кроме утилитарной выполняет еще и социально-психологические функции, обрастая в каждой культуре, и в частности в культуре каждой семьи, своей истори­ей, своими неповторимыми традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами. Они затрагивают как форму принятия пищи (время, место, порядок рассаживания за столом, оживленная бе­седа или безмолвие во время еды и т.д.), так и ее (пищи) «содер­жание» (меню, количество и последовательность блюд и спирт­ных напитков, кулинарные предпочтения и запреты).

На первом, подготовительном, этапе семейной ре­конструкции (характеристики этапов см. выше) клиенту предла­гается вспомнить несколько блюд, имеющих особое значение для его семьи. Это могут быть наиболее традиционные рецепты, т. е. те, по которым в семье готовят почти каждый день, или празд­ничные рецепты, используемые только в особо торжественных случаях. Это могут быть «фирменные блюда» кого-то из членов семьи (например, бабушкины блинчики с творогом или тетуш­кин салат из кальмаров). Клиент не ограничен в выборе. Более того, то, какие именно рецепты он приносит, дает определенные возможности для интерпретации или, по крайней мере, для пред­варительной гипотезы.

Так, например, если девушка, грузинка, родившаяся и вырос­шая в Москве, рассказывает о бабушкиных хачапури, сациви тети


Тамары и дедушкином вине, скорее всего, она очень уважитель­но относится к своему роду и чтит семейные традиции и нацио­нальный уклад, даже находясь внутри другой культуры. Или не­молодой мужчина, с ностальгией рассказывающий о борщах^ до­машних пельменях и расстегаях, которые готовила его покойная мама, возможно, не слишком доволен своим браком, хотел бы получать от жены больше внимания, заботы и тепла.

Сбор рецептов в большинстве случаев предполагает необходи­мость контакта клиента с родственниками, порой даже с теми, кого он не видел несколько лет. Иногда сбор рецептов оказывается поводом для восстановления связи, помогает клиенту почувство­вать свою принадлежность к роду, клану и взять частицу его силы.

Таким образом, на первом этапе работы по семейной реконст­рукции сбор рецептов способствует погружению в семейную ис­торию и семейную реальность, формирует состояние «охваченно­сти» ею, заставляет задуматься о семейных традициях и отноше­ниях. Постепенно происходит кристаллизация запроса. При этом вовсе не обязательно, чтобы к концу первого этапа запрос был полностью и окончательно сформирован.

Работа по прояснению и уточнению запроса продолжается н а втором этапе, когда «поваренная книга» приносится в группу. Обычно обсуждение семейных рецептов происходит в атмосфере всеобщей включенности и интереса: кто-то переспрашивает, ка­кие компоненты используются для приготовления такого-то блю­да, в какой последовательности что делается. Многие записывают. У некоторых прямо-таки «текут слюнки».

Задача терапевта на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используются следующие вопросы.

1. Что значит для вас это блюдо и какое место в вашей жизни занима­ет его автор?

2. Для кого обычно готовилось это блюдо? Кто любил его больше всего? Кто терпеть не мог?

3. Какой дух, какое настроение связаны с этим блюдом? Есть ли сей­час в вашей жизни или в жизни вашей семьи этот дух?

4. Какие отношения связывают тех, чьи блюда вошли в вашу «пова­ренную книгу»? Как это символически отражается в выбранных вами рецептах?

5. Есть ли в вашей семье утраченные рецепты? Что это значит для вас?

6. Какие чувства вызывают у вас воспоминания о рецептах вашей семьи? Что это значит для вас?

Рассказ о семейных рецептах создает в группе атмосферу без­опасности, интереса и поддержки, что значительно снижает уро­вень сопротивления клиента. Сознание того, что то, что ценно и любимо в своей семье, интересно и значимо для других людей, придает уверенность и силу.


 




В ходе этой работы актуализируются чувства гордости, тепла, любви и благодарности к своей семье, принятие ее истории и реальности. Все это активизирует внутренние ресурсы клиента, помогает ему опереться на существующие в семье ресурсы. Опи­сывая во всех подробностях семейную кулинарию, клиент все глуб­же погружается в семейную реальность и «разогревается» для даль­нейшей работы.

На третьем этапе реконструкции происходит интегра­ция личного и семейного опыта клиента. При работе с семейны­ми рецептами могут быть использованы такие техники заключи­тельного этапа, как семейная расстановка, образы-воспоминания, психодраматическое проживание сцены, эпизода истории (напри­мер, «семья за обеденным столом»), метафорическое, символи­ческое выражение семьи в виде любимых блюд ее членов, систем­но-структурная расстановка.

Все эти техники позволяют провести терапевтическую интер­венцию с целью разрушения дисфункциональных треугольников, коалиций и феномена «сплетенности», преодоления эмоциональ­ных разрывов, а также с целью позитивного переформулирова­ния семейной истории, перераспределения акцентов и энергии, освобождения семейных ресурсов.

На учебных семинарах Института интегративной семейной те­рапии системно-структурная расстановка используется в качестве демонстрации одной из возможных техник работы с семейной «поваренной книгой».

Клиентам (участникам образовательной программы) предла­гается выбрать людей из группы на роли авторских блюд их род­ственников и «сервировать» ими «стол» — рабочее пространство. В ходе работы с помощью метода системно-структурной расста­новки становятся очевидны «слепые пятна» семейных историй, дисфункциональные связи и семейные коалиции, эмоциональ­ные разрывы и болевые точки. В результате удается найти опти­мальный способ «сервировки», при котором «блюда» занимают подобающее им место.

7. Семейные реликвии. Вкачестве семейных реликвий могут вы­ступать самые различные вещи: фамильные драгоценности, часы, ордена, медали, боевое оружие, документы, посуда, предметы быта, книги, дневники, письма, открытки, игрушки, срезанные детские локоны, бирки из роддома и многое другое. Это любая вещь, доставшаяся нам от предков и хранящая память о них.

Как правило, в семьях хранятся вещи, связанные с наиболее важными, значимыми фигурами семейной истории. Соприкосно­вение с ними дает клиенту ощущение опоры, надежного тыла, что, как известно, является хорошим ресурсом.

На первом этапе семейной реконструкции клиенту преД" лагается подобрать одну или несколько семейных реликвий, наи-


более значимых для него сейчас или связанных с наиболее значи­мыми для него фигурами.

Конечно, это не простая задача для современного россиянина.

Во-первых, большинство российских семей очень бережно от­носятся к старым вещам, которые, даже перестав быть нужными, еще много лет хранятся на антресолях. Сделать выбор из такого многообразия очень сложно. Возможна и обратная ситуация, ког­да семья, переезжая на новое место жительства или кочуя с места на место (что в истории нашей страны не было редкостью), берет с собой лишь минимум вещей, необходимых для жизни. И тогда все напоминания о прошлом остаются в этом самом прошлом.

Во-вторых, подчас реликвии оказываются или слишком гро­моздкими (бабушкин буфет или прабабушкин сундук), или слиш­ком хрупкими (фарфор, старинные книги), или слишком ценны­ми (бриллиантовая диадема). И тогда почти нереально показать эту вещь группе.

В-третьих, реликвии могут быть весьма интимного свойства (любовные письма, предметы туалета и т.п.), и представление их публике также нежелательно.

Однако трудности эти преодолимы, и на первом этапе работы с реликвиями происходит погружение в семейную историю, мифы и традиции. Клиент собирает информацию у родственников о храня­щихся в семье вещах и их первых хозяевах, размышляет о предках и их роли в его судьбе. Все это помогает формированию запроса.

На втором этапе, когда отобранные реликвии приносят­ся в группу, продолжается работа по прояснению и уточнению запроса. Как правило, рассматривание реликвий и рассказ о них создают в группе атмосферу благоговейного трепета и уважения, что, безусловно, благотворно сказывается на состоянии клиента, наполняя его гордостью и уважением к собственным корням.

Задача терапевта на этом этапе состоит в прояснении запроса. Для этого используются следующие вопросы.

1. Чья это вещь? Что значит этот человек в вашей судьбе и для вашей семьи?

2. У кого хранится эта вещь? Как с ней обращаются? Принято ли демонстрировать ее гостям?

3. Какие мысли и чувства рождает в вас соприкосновение с этой вещью? Какие воспоминания навевает?

4. Знаете ли вы историю этой вещи и ее обладателя достаточно полно, или эта история полна загадок и тайн, «белых пятен»?

5. Если вы являетесь хранителем этой вещи, то кому и когда вы пере­дадите ее для дальнейшего хранения? Зачем? Как бы вы хотели, чтобы с ней обращались?

Все глубже погружаясь в контакт с «материальным свидетель­ством» семейной истории, ощущая интерес и поддержку группы,


клиент испытывает все меньше тревоги и все больше чувствует уверенность в своих силах. На этом этапе запускается процесс при­мирения и принятия своих корней такими, каковы они есть. По­степенно формируется готовность к терапевтической интервен­ции третьего этапа.

В качестве техник работы на заключительном, третьем, этапе могут быть использованы такие техники, как семейная рас­становка, семейная скульптура, образы-воспоминания, психодрама­тическое проживание сцены или эпизода истории, системно-струк­турная расстановка.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал