Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое обследование семьи как целого






5.1. ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ 5.1.1. Генограмма

Одним из самых простых, но содержательных и довольно рас­пространенных инструментов сбора информации о семье являет­ся генограмма.

Генограмма [Черников А. В., 1998] представляет собой форму графической семейной родословной, на которой особым обра­зом — с помощью специальных знаков — записывается информа­ция о членах семьи по крайней мере в трех поколениях.

Генограмма, в отличие от других форм консультативно-тера­певтических записей, которые ведет психолог, позволяет посто­янно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Это может делать как психолог, так и клиент. Она дает возможность терапевту и клиенту держать в голове большое коли­чество информации о членах семьи, их взаимоотношениях и клю­чевые события семейной истории.

Генограмма не является тестом и не содержит клинических шкал. Но она является инструментом сбора информации о проблемной семье, т.е. выполняет ту же функцию, что и тесты. Генограмма была введена Муррэем Боуэном [Bowen, 1978] и служит для ана­лиза семейной истории с позиции системной теории. Список ис­пользуемых в генограмме стандартных символов представлен ниже (рис. 15, 16).

На генограмме рядом с теми лицами, к которым она относит­ся, может коротко помечаться и другая важная информация: име­на, образование, род занятий, серьезные заболевания, место жи­тельства на настоящий момент и т.д.

Для клиента нарисовать с первого раза генограмму своей семьи на листе бумаги — даже если перед ним лежат условные знаки — является практически нерешаемой задачей. Поэтому, как прави­ло, генограмму составляет психолог или психолог с активным участием членов (члена) семьи.

В любом случае на материале генограммы проводится подроб­ное интервью.


I — Мужчина,

{_J — Женщина [П] (Q) — Идентифицированный(ая) пациент(ка)

1943-75

|/\| — Умерший мужчина с датами рождения и смерти

U5) — Женщина в возрасте 35 лет

Зарегистрированный брак (цифрами указываются длительность брака и дата заключения брака. Мужчина обозначается слева, женщина — справа)

7(1989-)

- Совместное проживание без зарегистрированного брака или любовная связь (в скобках указывается временной интервал)

(1980-85)

- Временный разрыв
-/-

— Разрыв с датами заключения и расторжения брака

-#-

• Аборт
Т

У
— Беременность 3 мес.

Спонтанный аборт (выкидыш)

J
3 мес.

— Близнецы

?
 
- Смерть ребенка вскоре после родов (обозначается фигурой меньшего размера)
и

Приемная дочь (цифрами обозначаются дата рождения (вверху) и! " " " дата приема в новую

fSl987 семью (ВНИЗУ))*

Рис. 15. Основные обозначения генограммы семьи

* Приемная дочь, с обозначенной датой рождения (вверху) и датой приема в но­вую семью (внизу)


 




[ [ ■ - - f~J — Дистантные

I I С У Близкие

I \ --- C~J — Очень близкие, «запуганные»

I rvQ Конфликтные

^^^ J — Одновременно запутанно-близкие
1—' ^^ и конфликтные

J [-t^Q — Разрыв отношений

-#-

— Проживание в одной квартире (женщина, ее двое детей от первого брака, ее мать и второй муж)

— Генограмма трех поколений: супруги,

их родители и дети.

В примере показано, что супруги

имеют двух детей: мальчика 8 лет

и девочку 5 лет, родившихся

в 1988 и 1991 гг.

Жена— единственный ребенок

&
1988-
1991—

в семье, муж имеет младшего брата.

Дети обозначаются по старшинству слева

направо

Рис. 16. Типы взаимоотношений

По мнению А. В.Черникова [Черников А. В., 1998], интервью по генограмме обычно включает в себя следующие вопросы.

1. Состав семьи. Кто живет вместе с вами? В каких они род­ственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?

2. Демографическая информация о семье: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т.д.

3. Настоящее состояние проблемы. Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?


 

4. История развития проблемы. Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты, кем и в этих ситуациях? Обраща­лась ли семья раньше к специалистам и были ли госпитализации? В чем изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи проблему как изменяющуюся? В каком направлении: к лучшему или к худ­шему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?

5. Недавние события и переходы в жизненном цикле семьи: рожде­ния, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, бо­лезни членов семьи и т.д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории. Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот го­род? Кто пережил тяжелее всего смерть члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?

Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганиза­ций семьи после потерь и других критических переходов, обеспе­чивает важные гипотезы о семейных правилах, ожиданиях и пат­тернах организации.

7. Родительские семьи каждого из супругов. Живы ли родители
клиента? Если умерли, то когда и от чего? Если живы, то чем
занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были
ли у них другие браки? Когда они встретились? Когда пожени­
лись? Есть ли у клиента братья или сестры? Старшие или млад­
шие и на сколько? Чем занимаются, находятся ли в браке и есть
ли у них дети?

Терапевт может далее задавать такие же вопросы про родите­лей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о трех-четырех поколениях, включая поколение идентифи­цированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги, учителя,
врачи и т.д.

9. Семейные взаимоотношения. Есть ли в семье какие-либо ее
члены, прервавшие взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-
нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи
очень близки друг к другу? Кому в семье этот человек доверяет
больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности
и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в паре клиен­
та? У родителей клиента? В браках братьев и сестер клиента? Как
каждый из супругов ладит с каждым ребенком?

Терапевт может задавать специальные циркулярные вопро­сы (см. п. 3.4). Например, он может спросить у мужа: «Как вы


 




думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться о впечатлениях на эту тему его жены.

Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди были бы охарактеризованы другими членами семьи: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Целью таких цир­кулярных вопросов является обнаружение различий во взаимо­отношениях с разными членами семьи. Обнаруживая при этом отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт по­путно вводит новую информацию в систему, обогащая семью взглядами на саму себя.

10. Семейные роли. Кто из членов семьи любит проявлять о дру­
гих заботу? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в
семье выглядит волевым человеком? Кто самый авторитетный?
Кто из детей более послушен родителям? Кому сопутствует ус­
пех? Кто терпит постоянно неудачи? Кто кажется теплым? Хо­
лодным? Дистанцированным от других? Кто больше всех болеет в
семье? И т.д.

Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, ко­торые члены семьи дают друг другу («супермать», «железная леди», «домашний тиран» и т.д.). Они являются важными ключами к эмо­циональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы. Имеет ли кто-нибудь из членов ва­
шей семьи серьезные медицинские или психиатрические пробле­
мы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Упот­
ребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо арестовыва­
лись? За что? Каков их статус сейчас? И т.д.

По мнению А.В.Черникова, в сочетании с генограммой в кон­сультативно-терапевтической работе наиболее удобно использовать список важных событий семейной истории (см. ниже методику «Се­мейные стрессоры») или методику «Линия времени», в которой семейные события фиксируются на временной оси, символизиру­ющей историю семьи (также см. ниже методику «Линия жизни се­мьи»).

5.1.2. Методика «Линия жизни семьи»

Методика «Линия жизни семьи» берет начало от индивидуаль­ной методики, разработанной супругами Крониками, — «Твоя линия жизни».

Один из вариантов этой методики предполагает следующую инструкцию: «Нарисуйте на листе бумаги, отступив от края 2 сан­тиметра, линию сверху вниз, длиной почти во весь лист. С одного края линии напишите 0, с другого — 100. Это будет ваша линия


жизни. 0 — это ваше рождение, 100 — это, наверное, что-то близ­кое к завершению жизни.

Теперь (после того, как линия нарисована) обозначьте риской на линии то место своей жизни, где вы сейчас находитесь. Какой кусок жизни вы уже прожили, где вы сейчас?

А теперь обозначьте рисками и кратко подпишите все самые значимые для вас события, которые у вас были в жизни. Это мог­ли быть события, которые происходили с вами, или события, свидетелями которых вы были. Но это самые значимые для вас события в прошлом.

Следующим шагом попробуйте отметить рисками и кратко под­писать все самые значимые события вашей жизни, которые, как вы думаете или даже ожидаете, надеетесь, с вами еще только произойдут».

В дальнейшем по рисунку проводится беседа с клиентом. Хотя на линии жизни клиент рисует свою жизнь, а не историю семьи, опыт использования методики говорит, что такие «семейные» содержания, как любовь, свадьба, рождение детей, выход на ра­боту, смерть близких, разводы, переезды и проч., являются об­щими для индивидуальной и семейной историй. То есть даже ме­тодика «Твоя линия жизни» уже дает важную информацию о се­мейной жизни клиента.

«Линия жизни семьи», или «Линия времени», как ее называет А. В.Черников [Черников А.В., 1998], довольно проста: по гори­зонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней — на усмотрение терапевта.

Проводятся вертикальные линии, и над ними надписывают­ся события жизненного цикла семьи. Например: «Первое зна­комство с Нной», «Поженились», «Первая ссора» и проч. Эта методика позволяет организовывать трудно сопоставимую ин­формацию о семейной истории в более удобной графической форме.

Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта о том, почему семья пришла за помощью именно сей­час, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью ис­кать помощь в это — особое — время? И т. п.

События семейной истории могут вводить как сами члены семьи, так и психолог.

Кроме простого варианта «Линию времени» можно использо­вать, объединяя ее со способами изображения семейной структу­ры и взаимоотношений в семье, т.е. с элементами генограммы. Это позволяет отразить ход изменений важнейших параметров семейной системы во времени.

Так, на рис. 17 (пример взят из книги А.В.Черникова [Черни­ков А. В., 1998]), схематически в виде сочетания «Линии жизни


 




 


 

В школу

Свадьба Рождение Рождение Мужа понижают Мальчик
дочери сына в должности отказывается

 

ходить в школу

11 Годы

Близкие взаимоотношения Очень близкие взаимоотношения

. Дистантные взаимоотношения

wwwwwv _ Конфликтные

взаимоотношения

Рис. 17. Совместное использование «Линии жизни семьи» и генограммы

семьи» и элементов генограммы изображен консультативный слу­чай отказа мальчика семи лет от посещения школы.

Момент вступления в брак был выбран за нулевую точку. Двой­ная линия между супругами показывает близкие взаимоотноше­ния. На втором и четвертом году брака рождаются дети. Тройная линия между матерью и новорожденными отражает нормальные для этого возраста ребенка очень близкие взаимоотношения с матерью, и до десятого года брака семья представляет собой хо­рошо функционирующую систему.

В начале этого года муж терпит крупную профессиональную неудачу, уходит в депрессию, замыкается в себе, все больше от­даляясь от детей, особенно от младшего сына. Начинаются серьез­ные конфликты между супругами.

Отношения матери и сына становятся снова чрезмерно близ­кими, «запутанными», что уже является проблемой для детей этого возраста.

Вскоре мальчику подходит время идти в школу, но он отвечает отказом, так как это должно повлечь за собой увеличение дистан­ции с матерью, что, возможно, интуитивно расценивается в этот трудный для семьи период как опасность для них обоих.

Его отказ от посещения школы явно адресован его родителям, и прежде всего отцу, который должен отложить в сторону свои собственные переживания и помочь матери и сыну. Это и приво­дит семью к психологу.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.