Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные типы проектно- графических изображений и их характеристика






В качестве основных типов проектно-графических изображений могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы, демонстрационные рисунки и чертежи.

Набросок - это обобщенное изображение, которое выполняется обычно за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Типичный набросок представлен. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного и типичного, без проработки деталей. В зависимости от характера исполнения наброски условно можно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), наброски по памяти, наброски по воображению, наброски комбинированного характера.

Наброски носят в основном информационный характер. Они служат для изучения прототипов, их окружения, характера работы, конструкции изделия, специфических особенностей его формы (пропорций, пластики) Они необходимы при подготовке к более тщательному композиционном} рисунку, предназначенному для демонстрации. Наброски помогают изучить светотеневые и фактурные особенности натуры.

Анализируя формально-эстетическую сторону набросков, можно выделить три основные группы изображений проектируемых объектов:

• контурные (линеарные);

• контурно-тональные (смешанные);

• живописно-тональные (преимущественно тональные). Основное изобразительное средство контурного наброска - линия.

Она служит средством выражения объема и пространства. Линия бывает строгим контуром, отделяющим объект от остальной части листа, может быть прерывистой, «трепетной», «воздушной», «стремительной». Но какими различными не были бы линии контурного наброска, их роднит лаконизм и быстрота. В этом смысле линия, пожалуй, единственно подходящее средство для быстрых набросков.

В контурно-тональных набросках наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отразить объем, пространство, цвет и фактуру.

Наибольшее звучание объем, светотень и цвет приобретают в живописно-тональных набросках, где они, наряду с пропорцией и пластикой, являются основными составляющими изображения. Контур, как граница формы, практически исчезает или играет уже второстепенную роль. Линия и штрих обретают новые формы, часто встречается перекрещивание штрихов. Выдвигается на передний план заливка, проявляются полутона. Упрощенность наброска исчезает. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми.

Поисковый рисунок - это чаще всего монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска, сопровождает профессиональное общение.

В поисковых рисунках отражаются компоновка и общий вид проектируемого объекта в ортогональных проекциях, его планы сечения, перспектива, различные детали. При этом используются методы рисования, черчения, рименяются различные инструменты и приспособления, позволяющие выполнять рисунок быстро и с достаточной степенью точности.

Как правило, поисковые рисунки первоначальной компоновки содержат в себе лишь основные узлы объекта, поскольку, в зависимости от задач проекта, не исключается перекомпоновка узлов базовой модели либо создание принципиально новой компоновки. Обычно выполняется несколько вариантов компоновки. Каждый из них отражает различные принципы размещения и взаимодействия основных элементов, но все они направлены на решение одной и той же задачи.

Поисковый рисунок - наглядная форма творческого анализа и поиска, средство, направляющее движение и развитие мысли.

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но в несколько ином плане. Их назначение - представить определенную стадию проектного поиска в более законченном виде. В эскизах творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта. Эскиз дает более полное представление об изделии, позволяет провести самую первую оценку его внешнего вида. Поэтому этап становления проектной идеи, которую проектировщик (студент) может вынести на обсуждение со своими коллегами и показать заказчику (руководителю), рекомендуется заканчивать эскизами и чертежами, выполняемыми с достаточной наглядностью и выразительностью.

Демонстрационный (технический) рисунок специально предназначен для представления в завершенной и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построения, в законченности и реалистичности изображения. Если в эскизах проектировщик занят поисками решения и ориентируется только на черновую компоновку и собственный глазомер, то демонстрационный рисунок он выполняет уже по уточненной компоновке с помощью методов перспективного построения.

Демонстрационный рисунок обычно размещается на отдельном планшете в более крупном, чем на эскизах, масштабе. Основной элемент изображения - объект в наиболее типичном для него ракурсе - составляет центр композиции и выполняется укрупненно на переднем плане. Остальные элементы (различные ракурсы объекта, детали окружения) могут компоноваться вокруг главного без выражения непосредственной связи с ним или по принципу сюжетной композиции.

Для выполнения такого рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств. Тщательно прорабатывается форма изделия в целом и отдельных его деталей, выявляются материал и фактура поверхностей.

Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.Эскизы недорогие и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом в более широкое значение срока. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге.

Вопреки популярному убеждению, художники часто используются ластики при рисунке. Стирающее устройство может быть использовано, чтобы удалять грубые строительные линии, или, чтобы смягчать линии для визуального эффекта.

о� � � � d� � ие восприятие художественных произведений и оценивающие особенности художественного творчества. Понятно, что это две взаимосвязанные стороны личности эстетически развитого человека. Люди художественного склада отличаются высокой чувствительностью и эмоциональностью не только по отношению к явлениям окружающего мира, но и к произведениям искусства (реальности, уже преобразованной чьим-то творчеством).

Методики, выявляющие способность понимать настроение и выразительные особенности художественного произведения

Интересным методом диагностики способности понимания художественных произведений являются тесты, использующие прием деформации. Принципиальная схема этих методов заключается в следующем. Человеку предлагают несколько вариантов картины (или стихотворения), один из предъявляемых образцов является подлинником, остальные. видоизмененными, огрубленными и упрощенными копиями, нарушающими принятые принципы искусства. Разработка и валидизация подобных тестов во многом зависят от мнения экспертов в искусстве (что, по-видимому, неизбежно). Такие тесты показывают, насколько вкус индивида совпадает с мнением современных ценителей искусства. Примером хорошо разработанного теста этого типа является тест Мейера. Следующая группа тестов направлена на понимание образного содержания произведения. Задание заключается в обсуждении художественного произведения. Однако это не традиционный.рассказ по картине., нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для этого подбирается соответствующее произведение. Например, для анализа использовалась (А. А. Мелик-Пашаев) картина П. Брейгеля.Праздник., сюжет которой (веселье, праздник в деревне) противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного). Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название. Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях.Невеселое веселье.,.Свадьба человека, который уходит на войну..Еще одна группа тестов нацелена на изучение эстетических предпочтений детей. В качестве стимульного материала подбирается ряд произведений, варьирующихся по определенному критерию, например, художественной ценности или же стилю изображения (реалистический, абстрактный). Если тестирование массовое, то мы имеем дело скорее с социологическим исследованием и получаем портрет среднего школьника. Индивидуальный опрос дает нам представление о вкусах отдельного ребенка.

Методики, моделирующие творческий процесс

Этот класс методик нацелен на изучение художественного творчества детей и моделирует этот процесс в его основных чертах. Однако в психологических методиках необходимость специальных навыков и умений обычно сведена к минимуму. Для этого упрощается техническая задача, но остается необходимость творческого решения. В одной из таких методик детям предлагалось дважды раскрасить один и тот же контурный рисунок. В одном случае детям говорили, что это. сад доброй волшебницы, в другом. сад злой волшебницы. Оказалось, что способность детей использовать выразительность цвета сильно варьируется. У одних школьников оба рисунка оказались одинаковыми, зато у других цвет стал способом выразить эмоциональное отношение: сад доброй волшебницы был раскрашен яркими и радостными цветами, сад злой. темными, тусклыми, мрачными. В данном случае, задача стоящая перед ребенком, упрощена по сравнению с обычным рисованием,. ему не надо придумывать саму картинку, персонажей, организовывать композицию, однако тем рельефнее выступает его умение работать с цветом.

На подобных принципах основаны и другие задания, изучающие способности детей в изобразительном и литературном творчестве.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.