Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие воображения и абстрактного мышления учащихся на занятиях по дизайну и компьютерной графики.






Одним из наиболее важных компонентов структуры способнос­тей личности к дизайнерской деятельности является творчес­кое воображение. Для исследования проблемы его развития представляет интерес классификация, в которой выделены следующие виды воображения: сенсорно-перцептивное (об­разное), словесно-логическое (концептуальное), эмоциональ­ное, оперативное (воспроизводящее стратегию деятельности посредством ак­тивного функционирования образов воображения).

В зависимости от временных характеристик виды воображения классифици­руют следующим образом. Воображение может воссоздавать образы памяти (ретроспективные), актуализировать образы, необходимые для практической деятельности, а также отражать образы будущего.

Актуализирующееся в дизайнерской деятельности воображение может быть абстрактным (оперирующим условными графическими изображениями, схема­ми, символами и др.) и конкретным (воссоздающим образы конкретных объек­тов). Например, в процессе компьютерного моделирования дизайн-проектов образы конкретного и абстрактного воображения соотносятся между собой при формировании стратегии дизайнерской деятельности.

По степени активности и сознательности различают пассивное (предна­меренное или непроизвольное) и активное воображение. Активное воображе­ние, в свою очередь, разделяют на репродуктивное (воссоздающее образы памяти) и продуктивное (творческое), проявляющееся в создании новых, не су­ществовавших ранее объектов. В этой связи психологи выделяют следую­щие показатели продуктивности воображения, лежащие в основе индивиду­альных различий:

· тип оперирования образами, характеризующийся изменением формы, конструкции или пространственного положения воображаемого объекта;

· широту оперирования образами;

· осмысленность переработки информации;

· новизну, оригинальность.

Следует, однако, отметить, что результаты исследований отечественных пси­хологов указывают на нецелесообразность деления воображения на воссозда­ющее и творческое. Это связано с тем, что в процессе осуществления различных видов деятельности, в том числе дизайнерской, особенностью творческого во­ображения является активность и сознательность мышления, его прямое или косвенное подчинение поставленной цели.

Так, например, И.С. Якиманская отмечает, что воображение, участвующее в деятельности по созданию и оперированию пространственными образами, по механизмам его осуществления является продуктивным, так как способствует выявлению в объекте таких свойств и отношений, которые еще не нашли отра­жения в его прошлом опыте. Поэтому следует оценивать лишь степень продук­тивности результатов воображения.

В этой связи будем считать творческим воображение, создающее новые ори­гинальные образы и идеи в наглядном виде. По нашему мнению, развитое твор­ческое воображение является одним из наиболее важных компонентов структу­ры способностей к дизайнерской деятельности, так как новые образы создают­ся воображением путем разноплановых трансформаций проектируемых объектов, сочетания имеющихся в прошлом опыте образов в новых структурных комбинациях и отражают результат профессиональной деятельности дизайне­ра, указывая на степень ее эффективности.

Продукты творческого воображения дизайнера - образы проектируемых объектов, дизайнерские идеи, концепции, как правило, характеризующиеся но­визной и оригинальностью.

Итак, функционирование творческого воображения в проектной деятельно­сти графического дизайнера заключается в создании общей концепции, идеи проекта, продуцировании новых графических образов, их трансформации и опе­рировании ими в процессе поиска различных вариантов решения. Активное мысленное оперирование образами происходит на различных этапах дизайнер­ской деятельности: в процессе зарождения общей идеи проекта, на этапе изу­чения аналогов, в процессе конкретизации замысла, уточнения формы, деталь­ной проработки объектов графического дизайна.

Специфика творческого воображения графического дизайнера состоит в продуцировании и преобразовании образов, в основном, двухмерных объектов. Создавая проектный образ и мысленно оперируя им, дизайнер должен учитывать стилевое единство графического языка создаваемых изображений, сочетание графических элементов и средовых объектов.

Результаты функционирования творческого воображения дизайнера зави­сят и от технологических особенностей изготовления графической продукции, т.к. профессиональный дизайнер часто мыслит «в материале», учитывая при разработке проекта, например, количество типографских прокатов, особенности изготовления высечки, припрессовки и др.

Создание проектного образа в графическом дизайне и рекламе в современ­ных условиях невозможно без учета маркетинговых факторов, потребительских предпочтений. Например, создавая проект оформления упаковки товара или журнальной обложки, дизайнер должен учитывать их расположение среди ряда аналогичной, конкурирующей продукции. Функционирование творческого во­ображения дизайнера должно быть направлено на создание эффектного и ори­гинального образа графического объекта, отличающегося по своим характери­стикам от уже представленных. Высокая степень развития творческого вообра­жения необходима тогда, когда дизайнеру должен представить себя на месте потребителей различных категорий и посмотреть на предлагаемый товар или рекламный продукт с их позиций.

Создание новых идей и концепций не может опираться только на осознава­емые результаты мышления. Творческое воображение дизайнера тесно связано с интуицией, способностью к произвольному переключению внешненаправленного внимания во «внутренний план». Образное представление дизайн-проек­та опирается на воображение и служит основой возникновения интуитивных догадок и гипотез решения творческих задач, неосознаваемых до определен­ного момента решения

Способность улавливать интуитивные решения позволяет дизайнеру осозна­вать и перерабатывать информацию в условиях ее неопределенности, формули­ровать гипотезы решения творческих задач, представлять большее количество вариантов, извлекать из глубин подсознания следы прошлого опыта и комбини­ровать их в новые неожиданные комбинации.

В процессе выполнения дизайн-проекта необходимо не только выявить и проанализировать прошлые преобразования, эволюцию формы проектируемых объектов, но и представить все возможные преобразования объектов дизайн-проектирования для достижения оптимального результата дизайнерской дея­тельности. Индивидуальные особенности образов представлений, возникающих в воображении дизайнера, заключаются в различиях по степени яркости, точно­сти, полноты, устойчивости и др.

Для удачного поиска решения художественно-проектной задачи дизайнеру необходимо расширить множество исходных представлений. В тоже время пред­ставление заданных условий проектной задачи в образной форме может заве­домо ограничивать область поиска возможных вариантов. Поэтому особое зна­чение для развития творческого воображения дизайнера имеет способность как конкретизировать, так и обобщать образные представления, отбрасывать незна­чительные и неустойчивые их характеристики.

В этой связи развитие творческого воображения будущих дизайнеров возмож­но в условиях разноплановой по характеру, целям и задачам, способам осуществ­ления, уровню сложности художественно-проектной деятельности. При этом на всех этапах обучения предпочтительно ставить перед будущими дизайнерами за­дачи, решение которых требует наличие высокой степени вариативности.

Например, при разработке формальных шрифтовых композиций можно предложить обучающимся выполнить ряд графических работ, общих по содер­жанию, но различающихся по стилю, графическому языку, компоновке, пропор­циям, соразмерности элементов, создающих каждый раз новый по эмоциональ­ному напряжению образ. Преподаватель не должен останавливать студента, на­шедшего небольшое количество пусть даже удачных проектных решений. На этом этапе обучения важно сформировать стремление не останавливаться на достигнутом, использовать в работе неожиданные сочетания графических при­емов, искать новые оригинальные образы.

В дальнейшем на этапе обучения студентов проектированию фирменного сти­ля акценты смещаются на уровень разработки концептуальных основ графичес­кой подачи дизайн-проекта. Так, например, в процессе обучения проектированию логотипа целесообразно предложить студентам выполнить следующее задание: взяв за основу нейтральное по смыслу слово графическими средствами отразить различные этнические, культурные, социальные аспекты. В этом случае решение творческой задачи заранее предполагает создание множества вариантов, значи­тельно различающихся по пластическим характеристикам, эмоциональному воз­действию и др. Заданные условия проектных задач предполагают неопределен­ность и недостаточность исходной информации, что в свою очередь, служит допол­нительным стимулом к поиску возможных ассоциаций. В проблемной ситуации актуализируется и развивается творческое воображение дизайнера, направлен­ное на разработку оригинальной концепции проектирования.

В процессе осуществления художественно-проектной деятельности продук­тивное (творческое) воображение дизайнера способствует преобразованию отдельных объектов или окружающей предметной среды в целом, предвосхища­ет будущее, выходя за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Следует отметить, что возможность развития творческого воображения в процес­се дизайнерской деятельности зависит от мотивационной, эмоционально-воле­вой и познавательной сферы личности дизайнера.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.