Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусства






В настоящее время в сфере использования компьютерных технологий можно выделить два основных направления. Первое из них, теоретическое, подразумевает использование компьютеров для изучения теоретических основ информатики как науки об информационных процессах. Его основной целью является воспитание информационной культуры будущих жителей нового информационного общества, заключающееся в формировании научного мировоззрения, операционного стиля мышления, умений работы на компьютере. Второе направление, прикладное, предпочитает использование компьютеров в качестве технического средства обучения (ТСО) по учебным предметам. Однако процесс информатизации отечественной школы существенно сдерживается двумя серьезными факторами: неготовностью подавляющего большинства учителей к использованию компьютеров в своей деятельности и отсутствием необходимого программного обеспечения, но педагогическая технология организации компьютерного практикума позволяет разрешить сразу обе эти проблемы.

Следует выделить два типа компьютерного обучения: для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. В этом случае обучение протекает без преподавателя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером преподавателя. Компьютер помогает преподавателю в управлении учебным процессом. Обычно этот тип обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями.

Становится очевидным, что активный поток информации оказывает влияние на образовательные процессы и ставит перед нами проблему как научить детей использовать нужную информацию и отсеивать остальное. В этой связи можно определить возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе. С одной стороны, они позволяют учащимся сбалансировать поступление «недоступной» печатной информации не только для самообразования, но и для качественного освоения общеобразовательной программы, с другой - в неконтролируемом информационном потоке много «не чистой» информации, которая негативно влияет на неустойчивую культурологическую почву обучаемого. Известно, что компьютер, возникнув в системе образования, должен действовать как многогранное зеркало, отражающее всю гамму образовательных и психологических теорий, касающихся детского развития. Более того, компьютер не только внедряется в образовательный контекст, но и способен изменить этот контекст.

Многие считают, что использование компьютеризированных технологий не способствует гармоничному развитию личности современного человека, становясь причиной «Интернет - однобокости» в культурном и общеобразовательном плане. Выходом из этой ситуации может быть создание программ обучения, помогающих держать в равновесии процесс образования и воспитания, достигнуть гармонии между чувствами и интеллектом, на мой взгляд, такой программой вполне может оказаться «программа компьютерной графики». По данному предмету учащимися изучается теория и технологические особенности графических редакторов, практическое освоение программного инструментария, принципов построения композиции и выразительных особенностей произведений компьютерной графики. Курс компьютерной графики построен в двух направлениях, первый ведет учащихся от традиционного рисунка и живописи к новым технологическим средствам выразительности; второй помогает воспитывать «чувство прекрасного» к искусству в целом и к «новому искусству» в том числе. Правила построения традиционного рисунка и живописи, так же как и технология составления традиционной композиции, несомненно, создают некий базис, новому искусству, создавая благодатную почву для развития гармоничной личности, так как, занимаясь компьютерной графикой, учащемуся приходится активно применять теоретические знания и развивать художественно-эстетическую сторону своей личности. Однако необходимо отметить, что компьютерная графика как самостоятельный вид искусства находится в развитии и качественных продуктов изобразительной деятельности сегодня достаточно мало. Поэтому, развивая у учащихся навык анализа визуальных объектов и критическое мышление при восприятии произведений компьютерной графики, резонно сравнивать продукты компьютерных технологий в основном друг с другом, а не с живописью или рисунком.

Приобщение учащихся к современной визуальной медиа-культуре

и обучение восприятию информации с экрана, трансляции визуальных образов в вербальные, предполагает, конечно, некий историко-логический анализ происхождения современных технологий создания визуальных образов, рассказ о рисунке, живописи и композиции, о принципах кино и традиционной анимации, используемых при создании медиа-продукции. При этом не следует считать, что современное компьютерное искусство является логическим продуктом предшествующих культур и искусств, поэтому компьютерная графика преподносится учащимся для изучения с точки зрения самостоятельного, специфического средства выразительности, знакомит с ее возможностями и определяет роль и место в жизни современного культурного человека.

Соответственно, в теоретическом курсе компьютерной графики как средства образования представлены современные компьютерные продукты, разработанные с помощью изучаемых графических редакторов, что позволяет проводить сравнительный анализ доступных программных средств. Практическая часть курса компьютерной графики как средства образования включает блок задач по освоению инструментария конкретного графического редактора, блок заданий по освоению основ технологии создания композиций разного типа (традиционная, абстрактная и т. д.), блок творческих заданий для индивидуального и группового выполнения.

Такое построение теоретической и практической частей курса позволяет ученикам научиться оценивать уровень технического совершенства создаваемых произведений, с помощью компьютерных технологий и сравнивать их художественную ценность по отношению к традиционным произведениям изобразительной деятельности.

Компьютерная графика - это не только образное искусство, но и быстро обновляющееся средство создания медиа-продукции разного рода. Поэтому в практической части курса учащимся демонстрируются возможности завтрашнего дня в области технологии и идеологии виртуального искусства - для выработки чувства перспективы и снятия внутренних зажимов, освобождения фантазии. На мой взгляд, только таким образом можно решить проблемы новой информационной среды, выработать новые принципы взаимодействия с компьютером, новые принципы построения программных продуктов, которые помогут традиционному образованию выполнить свою главную задачу, а именно сформировать из учащегося гармоничную личность.

Я считаю, что внедрение в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий приведет к тому, что в школе будет создана информационно-коммуникативная обеспеченность учебного процесса, что приведет к:

· повышению качества образовательного процесса;

· оптимизации труда педагогов и учащихся;

· интенсификации процесса обучения;

· воспитанию, развитию и социализации личности учащегося.

 

Организация учебного процесса на занятиях художественного цикла в детских художественных школах, детских школах искусств с применением цифровых технологий (тематика, цель, задачи, методы, средства).

Преподавание дисциплин теоретического цикла в детских школах искусств как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Использование ИКТ дает возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства. Особые возможности у детей появляются благодаря созданию детской школой искусств сайта в Интернете. Здесь ребенок получает возможность стать в один ряд со всеми творческими людьми, обрести ту опору для своего творчества, которую он не всегда чувствует на концертах и выставках. Здесь он может предстать не только в роли творческого человека, но и в роли критика, осмысляющего творчество, дающего ему оценку. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить теоретические знания и найти партнеров по общению.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков – одно из требований времени. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Таким образом, в последние годы постепенно вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволило оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.