Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная творческая деятельность детей как педагогическая проблема. Методы и приемы активизации художественной творческой деятельности учащихся.






Эффективность процесса активизации художественно-творческой деятельности школьников обеспечивается рядом педагогических и психологических условий: целенаправленным педагогическим руководством, стимулирующим творческие проявления детей; использованием методов развивающего и интенсивного обучения; использованием игровых методов; использованием активных форм обучения; интересностыо и увлекательностью занятий; опорой на общие возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников; формированием на основе увлеченности устойчивого интереса к искусству; творческим характером педагогического общения, предполагающим сотворчество педагога с детьми.

Для активизации необходимо использование специальной системы методических средств, приемов и условий, включающей в себя:

• организованное комплексное обучение детей на уроках и внеклассную работу с целью активизации художественно-творческой деятельности;

• эффективные методы - развивающего обучения, интенсивного обучения и игровые, стимулирующие художественно-творческую деятельность;

• активные формы обучения, направленные на создание оптимальных педагогических условий для активизации художественно-творческой деятельности.

 

19. Методы и приемы активизации художественного мышления учащихся разных возрастных групп.

Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Индивидуальные особенности мышления человека. Основные качества мышления: самостоятельность, широта и глубина ума, гибкость мысли, быстрота и критичность ума. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое. Понятие, суждение, умозаключение, решение мыслительных задач как основные формы мышления. Сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация как методы активизации и развития художественного мышления у школьников. Приемы активизации художественного мышления учащихся: задания на сопоставление жизненных эмоций с художественными, в которых детям предлагается из двух контрастных произведений выбрать то, которое наибольшим образом соответствует их настроению, выразить данное настроение; одного и того же художественного образа или явления, выраженного разными видами искусства; перекодирование содержания художественного образа в другую знаковую систему и др. Методики обучения восприятию и осмыслению звуковых образов. Развитие художественно направленного музыкального мышления на занятиях в музыкально- компьютерном классе (аудитории). Развитие художественно направленного музыкального мышления на уроках MKT в школе (лицее). Восприятие и осмысление музыкально- художественных образов в контексте ознакомления с произведениями современной музыкальной культуры.

Мышление – познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Оно позволяет познавать наглядные связи, отношения объектов, явлений и их сущность.

Художественное осознание мира в образах, как и научное мышление, направлено на познание сущности окружающей человека действительности. Но в отличие от науки, отражающей действительность в форме логических обобщений (отвлеченное понятие, закон, категория), образ искусства воспроизводит общее в форме конкретного, индивидуального.

Мышление –проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Если говорить о мышлении художника. То ввиду специфики изобразительной деятельности, художественного творчества, оно отличается своими особенностями. Имея в своей практике дело с предметами и явлениями, которые надо наглядно представить, отразить в произведениях, художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами. Специфика практической деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (холсте, бумаге, скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника.

Художественное мышление является особой разновидностью мышления, видом интеллектуальной деятельности, направленной на создание и восприятие произведений искусств.

Художественное мышление – это мышление образами, опирающимися на конкретные представления.

Художественное мышление – отражение действительности и выражение мыслей и чувств художника в художественном образе.

Основные качества мышления:

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Ассоциативно-образное мышление – это высшая ступень познания человеком действительности, чувственных ощущений, восприятия и представлений в образах.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Ассоциативно-образное мышление будущего педагога выступает главным образом как решение учебных и воспитательных задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются жизнью, педагогическая реальность. Решение педагогических задач позволяет получить новое педагогическое знание.

Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Основные формы мышления:

Понятие –логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-либо.

Суждение представляет собой форму мысли, устанавливающую логическую связь между двумя и более понятиями.

Умозаключение – это способ получения нового знания на основе некоторого имеющегося. Он представляет собой переход от некоторых высказываний, фиксирующих наличие некоторых ситуаций в действительности, к новому высказыванию и соответственно к знанию о наличии ситуации, которую описывает это высказывание.

Активизация и развитие художественного мышления у школьников с помощью основных мыслительных операций:

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Конкретизация –это движение мысли от общего к частному.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.