Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика профессиональных способностей






Для некоторых видов творческих способностей разработаны стандартизированные тесты. Так, например, тесты художественных способностей включают задания на понимание искусства и на продуктивность (т е. технику, мастерство исполнения) деятельности. Тесты первого рода диагностируют одно из важнейших качеств — эстетическое отношение к жизни (подробное обсуждение этого качества см.: Мелик-Пашаев АЛ., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987).

В тестах на понимание искусства испытуемому необходимо выбрать из двух вариантов и более изображения какого-либо объекта наиболее предпочтительнее. В качестве вариантов изображений могут быть использованы картины известных художников или сюжеты, отобранные группой экспертов. Это " эталонное" изображение дается на фоне одного или нескольких искажений, где умышленно нарушены принятые в искусстве критерии, принципы (цвет, перспектива, соотношение частей изображения и т.д). А Анастази, обсуждая такие тесты, отмечает, что в сущности они показывают, насколько художественные предпочтения испытуемого совпадают с предпочтениями современных ценителей искусства (экспертов).

Наиболее известным является тест суждений об искусстве Мейера. Он был создан в 1929 г и пересмотрен в 1940-м. В нем в качестве заданий использованы картинки и рисунки известных художников. Каждое задание включает 2 варианта: репродукцию подлинника и ее же с некоторыми изменениями, касающимися пропорций, симметрии, гармонии. Тест оценивает умение судить об эстетической организации произведения как наиболее важном для художника факторе художественного восприятия. Тест достаточно надежен (надежность по методу расщепления колеблется от 0, 70 до 0, 84). Валидность определялась путем корреляций показателя теста и уровнем художественного образования, мастерства. Коэффициенты валидности колеблются от 0, 40 до 0, 69.

Выполнение теста прямо зависит от уровня профессионального обучения и знаний.

Другой тест (опросник художественных способностей Хорна) нацелен на предсказание успешности обучения, поэтому в нем не присутствуют требования к навыкам, знаниям, умению. В тесте от испытуемого требуется сделать 12 набросков рисунков по уже имеющимся линиям (так же, как в уже обсуждавшемся тесте Торренса). Оценка художественных достоинств рисунков производится в соответствии с выделенными критериями. Даны также ориентиры для дополнительной оценки качества работы, такие, как богатство воображения, выбор темы, использование штриховки и др.

Есть много аргументов, говорящих о пользе психологической диагностики художественно одаренных детей. Разработка косвенных методов определения художественных способностей кажется наиболее целесообразной, когда дело касается детей и подростков. Подобная диагностика может помочь правильному самоосознанию и выбору соответствующей деятельности, появляется возможность направлять развитие одаренного ребенка, а не ждать, пока талант проявится сам. Возможно, что психический склад ребенка, его мировосприятие близко к художественному, однако он не может проявить себя в творчестве из-за отсутствия интереса и понимания со стороны взрослых. В диагностике способностей ребенка заинтересованы преподаватели художественных дисциплин, она может помочь разглядеть потенциал его развития.

Заметим также, что психологические методы диагностики творческой одаренности помогают оценить эффективность педагогических методов. Изучая способ преподавания, важно понимать, какие качества развиваются у ребенка в первую очередь, направлено ли обучение на воспитание эстетического мировоззрения в целом или же способствует формированию конкретных навыков (таких, к примеру, как реалистическое изображение предметов, соблюдение анатомических пропорций при рисовании фигуры человека). Отметим, что психологические методики обычно достаточно компактны и не требуют от детей специальных навыков в каком либо виде искусства. Мы полагаем, что их использование поможет педагогам, преподающим художественные дисциплины, лучше разобраться в своих учениках, а также использовать задания, подобные тестовым для развития школьников. Так же как в теоретическом плане существуют разные подходы к феномену творчества, в плане практической диагностики эстетического развития не существует единого блока методик, позволяющих однозначно судить и давать прогнозы о художественной одаренности ребенка.

На первых порах изучения одаренности в сфере искусства исследователи пытались использовать для диагностики известные методики оценки креативности Гилфорда и Торренса. Однако, как показали специально проведенные исследования, описанные критерии говорят скорее об интеллектуальной креативности, чем о художественном развитии. Выяснилось, например, что художественно одаренные дети, уже проявившие себя в литературе и создавшие сочинения, высоко оцененные экспертами, показывали невысокие результаты по методикам Торренса (М.Е.Каневская). Наиболее характерной особенностью.художественных. детей было стремление к созданию целостного, эмоционально насыщенного образа, при этом такие школьники не ставили перед собой задачи быть оригинальными. В то же время некоторые из самых оригинальных (реже всего встречающихся) ответов не представляли никакой художественной ценности. Таким образом, показатели оригинальности или гибкости (способности к порождению множества вариантов решений) мышления ничего не говорят о художественности рисунка. Основные методики художественного развития условно можно разделить на две группы: оценивающие восприятие художественных произведений и оценивающие особенности художественного творчества. Понятно, что это две взаимосвязанные стороны личности эстетически развитого человека. Люди художественного склада отличаются высокой чувствительностью и эмоциональностью не только по отношению к явлениям окружающего мира, но и к произведениям искусства (реальности, уже преобразованной чьим-то творчеством).

Методики, выявляющие способность понимать настроение и выразительные особенности художественного произведения

Интересным методом диагностики способности понимания художественных произведений являются тесты, использующие прием деформации. Принципиальная схема этих методов заключается в следующем. Человеку предлагают несколько вариантов картины (или стихотворения), один из предъявляемых образцов является подлинником, остальные. видоизмененными, огрубленными и упрощенными копиями, нарушающими принятые принципы искусства. Разработка и валидизация подобных тестов во многом зависят от мнения экспертов в искусстве (что, по-видимому, неизбежно). Такие тесты показывают, насколько вкус индивида совпадает с мнением современных ценителей искусства. Примером хорошо разработанного теста этого типа является тест Мейера. Следующая группа тестов направлена на понимание образного содержания произведения. Задание заключается в обсуждении художественного произведения. Однако это не традиционный.рассказ по картине., нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для этого подбирается соответствующее произведение. Например, для анализа использовалась (А. А. Мелик-Пашаев) картина П. Брейгеля.Праздник., сюжет которой (веселье, праздник в деревне) противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного). Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название. Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях.Невеселое веселье.,.Свадьба человека, который уходит на войну..Еще одна группа тестов нацелена на изучение эстетических предпочтений детей. В качестве стимульного материала подбирается ряд произведений, варьирующихся по определенному критерию, например, художественной ценности или же стилю изображения (реалистический, абстрактный). Если тестирование массовое, то мы имеем дело скорее с социологическим исследованием и получаем портрет среднего школьника. Индивидуальный опрос дает нам представление о вкусах отдельного ребенка.

Методики, моделирующие творческий процесс

Этот класс методик нацелен на изучение художественного творчества детей и моделирует этот процесс в его основных чертах. Однако в психологических методиках необходимость специальных навыков и умений обычно сведена к минимуму. Для этого упрощается техническая задача, но остается необходимость творческого решения. В одной из таких методик детям предлагалось дважды раскрасить один и тот же контурный рисунок. В одном случае детям говорили, что это. сад доброй волшебницы, в другом. сад злой волшебницы. Оказалось, что способность детей использовать выразительность цвета сильно варьируется. У одних школьников оба рисунка оказались одинаковыми, зато у других цвет стал способом выразить эмоциональное отношение: сад доброй волшебницы был раскрашен яркими и радостными цветами, сад злой. темными, тусклыми, мрачными. В данном случае, задача стоящая перед ребенком, упрощена по сравнению с обычным рисованием,. ему не надо придумывать саму картинку, персонажей, организовывать композицию, однако тем рельефнее выступает его умение работать с цветом.

На подобных принципах основаны и другие задания, изучающие способности детей в изобразительном и литературном творчестве.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.