Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.






В научной педагогической литературе существуют два основных подхода к определению понятия метода обучения. Они соотносятся между собой как эмпирическое и теоретическое представление о методе, описывающее с различной степенью общности способы осуществления обучения, и методологическое представление, предписывающее нормы его организации. Первый подход опирается на понимание метода как совокупности способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение поставленных целей обучения. Второй подход относит метод обучения к нормативной области знаний, где он представлен В. В. Краевским как " конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся, и усвоение ими определённой части содержания образования" (цит. по [4, с. 236]).

В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком смысле метод рассматривается как определённые средства, приёмы, предназначенные для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, развития памяти, мышления, воображения, а также для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, художественного вкуса, интереса к искусству и потребностей общения с ним [1, с. 122].

Как понятие многомерное и многоаспектное метод обучения имеет множество классификаций: по источникам знания (практический, наглядный, словесный и др.), по формированию различных личностных структур обучающегося (сознания, поведения, чувств и др.), по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и др.). Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева выделяют три группы общедидактических методов, широко используемых в практике музыкального образования школьников. Общепедагогические методы обучения имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде:

1) выявления сходства и различия музыкального материала;

2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.).

Вышеназванными авторами выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму).

Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Правомерен вопрос о том, чем обусловлена их специфика? Прежде всего, методы обучения музыке детерминированы самим музыкальным искусством, которое требует " какого-то иного творческого акта, чем все остальные школьные предметы" [3, с. 332], и назначением предметов искусства в школе.

Вопрос о сущности музыки как виде искусства весьма широк и не может быть освещён в сжатых рамках научной статьи. Остановимся на общих определениях, выделяемых исследователями. В работах Б. В. Асафьева, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др. сущность музыкального искусства раскрывается через понимание интонации, отражающей действительность в единстве образного и понятийного, рационального и эмоционального, содержащей информацию без строго закреплённых за ней значений, обращённую к " восприятию-мышлению" (В. В. Медушевский). Художественное содержание музыки раскрывается в процессе непосредственного контакта с произведением, освоения звучащей интонации через особую музыкальную деятельность - " интонирование". Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения, особенностью которого является " единение людей сколь угодно великой численности вокруг ярко позитивного идеала" [5, c. 7]. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в " уравновешивании организма со средой" [3, с. 317]. Организация соответствующих условий, в которых происходит такое " уравновешивание" требует особых методов. С их помощью должна реализоваться главная идеальная цель обучения искусству, которая заключается в том, чтобы уметь воспринимать произведения искусства и общаться его средствами с другими людьми, что соответствует общей цели художественного воспитания личности.

Данные положения становятся основанием для понимания процесса обучения музыкальному искусству как своеобразного перехода, трансформации художественных ценностей и смыслов, понятых и принятых одним человеком, в сферу ценностей и смыслов других людей через диалог и творчество. Эти рассуждения приводят к выводу о том, что традиционное в общей педагогике разделение на методы обучения и методы воспитания в преподавании музыки представляется не целесообразным, т. к. специфику предмета определяет музыкальное искусство, приобщение к которому одновременно и обучает, и воспитывает. Таким образом, методы обучения в педагогике музыкального образования выполняют обучающую и воспитывающую функции одновременно

В данном контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: " Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Организация собственной творческой практики детей, по мнению известных педагогов, - надёжный путь, к развитию восприятия искусства и общения учащихся его средствами. Об этом неоднократно пишет Д. Б. Кабалевский, который указывает, что тяготение к музыкально-творческой деятельности, заметное у большого числа детей в раннем возрасте, необходимо развивать в рамках классных и внеклассных занятий музыкой. Однако методика организации данной деятельности учащихся к настоящему времени является недостаточно разработанной. Музыкальное творчество детей осуществляется в общеобразовательных школах чаще в порядке эксперимента, а не систематических занятий. Всё это требует изучения, обобщения, научного обоснования, а также разработки фундаментальной методической базы.

Специфику данного вида работы со школьниками детально исследовал Б. В. Асафьев. Основной идеей его подхода является организация своеобразных музыкальных лабораторий в средних школах, ядром которых выступает вовлечение учащихся в хоровые коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Школьники, работающие в этих коллективах, могут быть из разных классов, т. к. здесь важен не возраст, а, в первую очередь, степень музыкальных способностей, заинтересованность, энтузиазм и стремление к творчеству. Однако, организация таких коллективов в современных условиях средней школы часто представляет значительные трудности, связанные с позицией родителей учащихся, рассматривающих школьное образование с точки зрения пользы для будущей судьбы своих детей, а также с низким уровнем общей культуры и музыкальных пристрастий учащихся. Всё это ориентирует педагога-музыканта на выбор методов работы по организации музыкального творчества школьников в средней школе.

К таким методам Э. Б. Абдуллин и Е. В Николаева относят специальные методы эмоциональной драматургии (автор - Д. Б. Кабалевский), создания композиций и художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова). Перечисленные методы обучения школьников музыке обладают общим свойством - все они предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности в создаваемых учителем целесообразных педагогических условиях, наиболее эффективных для вовлечения детей в процесс творчества. При этом данные методы могут применяться как в организации урока, выступающего своеобразным " художественным произведением" учителя и учеников, так и коллективного творческого дела во внеклассной работе. Так, метод эмоциональной драматургии предполагает наличие определённого драматургического решения в создании конкретного фрагмента педагогической реальности. Суть данного метода в том, что педагог выстраивает модель предстоящей деятельности аналогично художественному произведению, где содержание вкладывается в определённую форму, обозначаются кульминационные моменты и способы их создания. Так может быть построен и урок, и музыкальный фестиваль, и концерт, и конкурс, и т.д. Мы согласны с Э. Б. Абдуллиным в том, что существование данной модели допускает множество вариантов решения, зависит от музыкально-педагогической фантазии учителя, уровня музыкального и общего развития учащихся, их художественных пристрастий.

Метод создания композиций (автор - Л. В. Горюнова) предполагает изучение музыкального произведения через его исполнение различными способами: хоровое и сольное пение, игру на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку данного произведения. Рассматриваемый метод позволяет включить в процесс творчества школьников с различным уровнем музыкальных способностей, найти каждому учащемуся тот вид деятельности, который наиболее соответствует его склонностям и интересам. Однако метод создания композиций требует от учителя особых умений, связанных с аранжировкой, переложением музыкального произведения для хорового или инструментального детского коллектива.

Метод создания художественного контекста (автор - Л. В. Горюнова) органично дополняет рассмотренные методы работы по организации музыкально творческой деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Данный метод предполагает своеобразный " выход" за пределы музыки в другие виды искусства, литературу, историю, а также обращение к конкретным жизненным ситуациям. На наш взгляд, метод создания художественного контекста позволяет обеспечить ту необходимую связь музыки с жизнью, о которой пишет Б. В. Асафьев: " Лаборатория расширяет круг своих наблюдений за пределы школы и возможно детально организует обсуждение и оценку происходящих вокруг музыкально-общественных дел и проявлений музыкального творчества и исполнительства" [2, c. 73].

Что касается других методов обучения музыке в средней школе, которые сформировались в процессе работы учёных и педагогов данной отрасли знания, то применение таких приёмов на практике, как нам представляется, во многом основывается на педагогических результатах, получаемых рассмотренными выше способами. Кроме последних выделились следующие методы обучения музыке: метод " забегания" вперёд и " возвращения" к уже пройденному материалу, метод размышления, рассуждения о музыке (автор - Д. Б. Кабалевский), метод музыкального обобщения (автор - Э. Б. Абдуллин). Также необходимо указать специальные методы, относящиеся к различным видам музыкальной деятельности. Это, прежде всего, те способы обучения школьников, которые направлены на развитие разного рода умений: слушать музыку в течение длительного времени, анализировать музыкальное произведение, составлять словесный рассказ о его художественном содержании.

Специфика методов, с помощью которых осуществляется музыкальное образование в средней школе, обусловлена потребностью в организации собственной музыкально творческой практики учащихся. Обращение к музыке как средству воспитания подрастающего человека основывается на понимании сущности этого вида искусства, названного Б. В. Асафьевым " искусством интонируемого смысла". Главное назначение музыки, органически сочетающей в себе все социальные функции с ведущей коммуникативной функцией, заключается в организации художественного общения детей. Оно осуществляется через объединение учащихся школы в музыкально творческой деятельности, которое даёт эффективные воспитательные результаты том случае, если данная деятельность действительно интересна и ценна для каждого, если существующая общая художественная цель значима для всех. Иными словами, музыкальное творчество, по сути, должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия " метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что " методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения " способ организации познавательной деятельности учащихся". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

 

лекция;

беседа;

рассказ;

инструктаж;

демонстрация;

упражнения;

решение задач;

работа с книгой; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по источнику получения знаний:

словесные;

наглядные:

демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;

использование технических средств;

просмотр кино- и телепрограмм;

практические:

практические задания;

тренинги;

деловые игры;

анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный;

иллюстративный;

проблемный;

частичнопоисковый;

исследовательский; (См. дополнительный иллюстративный материал.)

по логичности подхода:

индуктивный;

дедуктивный;

аналитический;

синтетический. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в " готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре, соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса.

Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные. Как, впрочем, и родители: они сами не были приобщены к искусству и многие из них охотно заменили бы его на что-нибудь «более нужное» для «конкурентоспособности на рынке». Такова, к несчастью, и нескрываемая направленность государственной образовательной политики: на постепенное сокращение художественного цикла, включая уже и литературу; на вытеснение его из федерального компонента в региональный, из основного образования в дополнительное и т.д.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. Поэтому в большинстве школ занятия художественной направленности проходят лишь в начальных классах (с 1 по 3 класс), в дальнейшем в учебной программе остается лишь предмет МХК, на который отводится 1-2 часа в неделю. Федеральный компонент условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) включает в качестве обязательных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыку». Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» — даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность.

Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т.д. На самом деле вопрос гораздо глубже.

Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. В современной общеобразовательной школе творчеством можно заниматься в период с 1 по3 класс. Но это и понятно, было бы дикостью отсутствие предметов, с помощью которых младшие школьники, только что пришедшие из детского сада (а некоторые дети не посещают детский сад) познают окружающий их мир.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро­слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире в начальных классах, а главным образом на уроках музыки, изо помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра­жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические пере­живания ребенка.

Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа­ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас­ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос­принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков. Поэтому на уроках ИЗО так велик спектр художественных материалов, с помощью которых дети рисуют и творят: это аппликация, рисованием гуашью, карандашами, пастелью, акварелью, это лепка, это оригами и т.д. Сведения об окружающем их мире поступают через работу, через взаимодействие с различными материалами, имеющими разную структуру и свойства. Школьники на уроках ИЗО ищут и находят связь с реальным миром через художественные материалы, потому что ни один общественный праздник или яркое событие в мире не обходит стороной этот урок. День победы, Новый год, 8 марта и другие красные дни календаря не обходят стороной урок ИЗО, на котором дети создают рисунки и поделки посвященные той или иной знаменательной дате.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное, прежде всего, воспринимается детьми как прекрасное. Школьники осваивают в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото­рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства, проецируя эти знания на реальную жизнь. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче­ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе­ственного образа, к развитию творческого воображения.

Неотъемлемым заданием на уроках рисования является и портрет, когда дети пытаются изобразить на свои листах, с помощью красок, самых важных и дорогих им людей — родителей.

Творчеством обычно называют такую деятельность, в результате которой создается новое для культуры, для человечества. Ребенок не может создать что-то абсолютно новое для человечества, и все же творчество является постоянным его спутником. Поэтому на данном этапе роль учителя ИЗО заключается в том что бы он был учителем-соавтором творчества ученика. После подробного объяснения практической задачи, разбора последовательности ее выполнения, учитель параллельно с учениками приступает к работе над своим художественным проектом. Во время урока любой ученик может подойти и посмотреть его работу: как идет наложение цвета, смешивание красок, плотность и частота мазка, его структура, направление движение кисти, в том или, ином случае и т.д. Это не всегда можно объяснить, это надо почувствовать, ощутить на подсознании. А ребенок со слабым развитием пространственного воображением этого постичь не может, зато может увидеть, как с этой задачей справляется учитель.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче­нии пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространствен­ными представлениями (выше — ниже, длиннее — короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы­кальных звуков.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо­ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники или используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем создаются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Курс ИЗО, пения, музыки заканчивается в 3-5 классах. Им на смену приходит предмет МХК (мировая художественная культура), начинающаяся с 6-8 по 11 класс. Программа предмета МХК в содержательном плане следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века), так же может иметь национальное деление: изучение искусства русского и зарубежного. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

· воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

· использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Данный предмет не предполагает в наших школах практических заданий и занятий. Вся структура МХК в общеобразовательной школе сводится к структуре предмета гуманитарного. На уроках учащиеся слушают музыку, смотрят картины, скульптуры, архитектуру, читают литературу, подвергая анализу каждое произведение искусство, на основе теоретических знаний, полученных на лекциях по МХК, и на основе собственных впечатлений, полученных от просмотра или прослушивания того или иного произведения искусства. С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке служат не только знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающиеся на уроках МХК учатся демонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Подобная структура соответствует главной задаче предметов художественного цикла в общеобразовательной школе: воспитание слушателя-зрителя. Таким образом, для достижения этой цели организация художественной деятельности учащегося в образовательном учреждении должна распадаться на три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа:

· овладение художественными языками разных искусств;

· познание всеобщей истории искусств;

· изучение истории мировой художественной культуры.

На сегодняшний день это достигается на уроках МХК по средством рассказа теоретических данных учителем, активного общения обучающегося с педагогом, по сколько все искусство субъективно и требует обсуждения, а так же наглядной демонстрации различных произведений искусства.

В настоящее время в редких школах на энтузиазме педагогов проходят различные конкурсы и викторины, подстегивающие детей всех возрастов заниматься искусством. Такой предмет как изобразительное искусство, учит детей видеть, понимать и ценить прекрасное. Одной из форм развития творческих способностей учащихся является проведение различных конкурсов, например, недель искусства, когда в течение недели дети знакомились с картинами известных художников на выставках, учувствуют в тематических конкурсах рисунков и интерактивных играх между классами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.