Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.






Конкуренция (от лат. " конкурро" — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

- наличие множества равноправных рыночных субъектов;

- полная экономическая обособленность каждого из них;

- зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

- противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса.

С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечи­вающее " выживание" производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, дру­гие остаются при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между от­раслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую;

5) совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

- множественность продавцов и покупателей,

- однородность выпускаемого продукта,

- отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены,

- абсолютная мобильность производственных ресурсов,

- полное знание предпринимателями состояния рынка.

Монополия (от греч. " монос" — один, " полео" — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государ­ству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в эконо­мике возникают следующие виды монополий:

- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля, и др.);

- искусственная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, в которой действует множество мелких производителей, выпускающих одинаковые по назначению, но отличные по качеству, упаковке, торговой марке и продукты, почти не различающиеся ценой. Поэтому фирма является единственным производителем своей продукции и в этом смысле ведет себя как монополист. Наличие дифференцированного продукта ведет к возникновению неценового (продуктового) соперничества.

Характеристики монополистической конкуренции:

• Множество производителей, действующих независимо друг от друга

• Производимый продукт дифференцирован, т.е. имеет много реальных и мнимых различий

• Низкие барьеры входа в отрасль

• Возможность сговора отсутствует

Возможен частичный контроль над рыночными ценами со стороны отдельных фирм.

Олигополия – рыночная структура, в которой господствует относительно малое число взаимозависимых фирм, при том каждая из них обладает значительной долей рынка. Зависимость фирм друг от друга делает возможным явную и неявную координацию совместных действий (сговор).

Характеристики олигополии:

• Несколько производителей, доля рынка у каждой фирмы велик

• Фирмы зависимы друг от друга

• Производимый продукт однороден или дифференцирован

• Высокие барьеры входа в отрасль

• Возможен сговор фирм

Фирмы осуществляют частичный контроль над рыночными ценами.

 

11. Рынки факторов производства: рынок труда и заработная плана, рынок капитала и процент, рынок земли и рента.

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация.

Отличия данного рынка от других:

• вторичный спрос на факторы производства;

• спрос предъявляют только предприниматели.

Труд – деятельность человека, характеризующееся тремя основными признаками:

• осознанность действий,

• энергозатратность;

• наличие полезного результата, признанного обществом.

Рынок труда: спрос и предложение на труд. Стоимость рабочей силы определяется общественно необходимым временем на воспроизводство рабочей силы. Стоимость рабочей силы имеет исторический, национальный, социальный и культурологический компоненты.

Если стоимость рабочей силы опускается до физиологического минимума, достаточного лишь для поддержания жизни, рабочая сила будет воспроизводиться лишь в ухудшающемся качестве. Рабочая сила способна произвести стоимость большую, чем собственная. Эта разница и составляет, по Марксу, прибавочную стоимость, которая присваивается предпринимателем, что составляет суть эксплуатации.

Рынки капиталов и прибыль. Под величиной капитала, мы имеем в виду стоимостную оценку его элементов на определенный момент (на­пример, на 1 января 2008 г.). Инвестиции характеризуют приращение стоимости элементов капитала за некоторый период (например, за календарный год).

С течением времени капитал может уменьшиться как по натуральной форме, так и по стоимости. Этот процесс получил название амортизации, или обесценения капитала. Обесценение может быть обусловлено различными факторами. Так, различают физический и функциональный (моральный) износ капитала.

На каждом предприятии процессы инвестирования и амортизации происходят одновременно. Часть капитальных ресурсов снашивается и обесценивается, на их место поступают новые станки, инструменты, оборудование и пр.

Увеличение размеров капитала в первую очередь достигается за счет самофинансирования, т.е. собственных средств предприятия (прибыль, амортизационный фонд). Помимо собственных средств могут быть привлечены и заемные средства. Большую роль при этом играют кредиты: банковские, государствен­ные, иностранные. Часть средств для инвестиций может быть со­брана посредством выпуска акций и облигаций.

Сущность капитала — это авансированная стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит прибавочную стоимость.

Судный капитал представляет собой обособившуюся денежную форму капитала, который представляется в виде ссуды на условиях возвратности и выплаты процентов. Ссудный капитал содействует промышленным и торговым капиталистам в расширении масштабов их деятельности, в обновлении оборудования, в ускорении процессов реализации товаров.

Ссудный процент представляет собой доход на капитал-собственность, отличный от предпринимательской прибыли, составляющей поход капитала-функции. Вместе с тем эти два вида дохода неразрывно связаны. Величина ссудного процента может колебаться в зависимости от спроса и предложения заемных средств.

И промышленная, и торговая прибыль, равно как и ссудный процент, являют­ся частями прибавочной стоимости, созданной промышленными ра­бочими.

Земля и земельная рента. Изначально земля была основным средством производства, определявшим благосостояние народов.

Земля – все природные, естественные ресурсы: леса, поля, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.

Рента – цена земли, уплачиваемая предпринимателем-арендатором собственнику земли за возможность производительного ее использования и получения дохода.

Особенности земли:

• количество ограничено (предложение абсолютно неэластично)

• невозможно искусственно произвести

• участки различаются по плодородию и местоположению.

Абсолютная рента есть разность между стоимостью сельскохозяйственной продукции и общественной ценой ее производства; связана с более низкой технической вооруженностью сельского хозяйства по сравнению с промышленностью. Дифференциальная рента – разница между общественной ценой производства, определяемой издержками производства на худших землях и индивидуальной ценой производства на лучших и средних землях.

Дифферециальная рента I – рента, возникшая вследствие различного качества почвы и местоположения участков земли; связам с естественным плодородием земля.

Дифференциальная рента II - рента, возникшая в результате различий в производительности добавочных вложений капитала в землю; связана с искусственным плодородием земли.

Монопольная рента - дополнительный доход, полученный в результате значительного превышения монопольной цены над стоимостью продукта.

Неоклассическая теория: величина ренты определяется разницей между ценой сельскохозяйственной продукции и размерами предельных (МС) и средних совокупных (АТС) вздержек.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.