Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример оценочной шкалы 5 страница






Полученные результаты целесообразно перепроверить, исполь­зуя критерий х2 или /-критерий Фишера.

Рассмотрим для примера порядок проверки полученных резуль­татов с использованием критерия х2- В этом случае применяется фор­мула (2П1) (Рабочая книга социолога. — М., 1983)

 

где N1 и N2 — количество оценок у слушателей в контрольной и экс­периментальной группах; N и N — среднеарифметические значе­ния успеваемости в контрольной и экспериментальной группах.

Получив расчетное значение х2, необходимо, как и в предыдущем случае, сравнить его с табличным значением (при уровне значимо­сти менее 5 %), взятым из справочных источников. Если х2та6л > Х2> то это означает, что нулевая гипотеза не отклоняется и следует считать контрольную и экспериментальную группы выборками из одной ге­неральной совокупности.

Таким образом, с помощью ^-критерия Стьюдента или критерия %2 можно сделать вывод об однородности или неоднородности кон­трольной и экспериментальной групп.

На данном этапе следует определить, а при необходимости уточ­нить, варьируемые (подлежащие изменению) и неварьируемые усло­вия проведения эксперимента.

♦ В качестве варьируемых условий эксперимента могут рассмат­риваться следующие проведение занятий: занятия под руководством преподавателя проводятся с контрольной группой в аудитории, а с эксперимен­тальной — в дисплейном классе;

♦ средства обучения, в экспериментальной группе средством само­стоятельного изучения учебного материала выступает комплект
компьютерных средств, а в контрольной группе — традиционный учебник (учебное пособие или другое традиционное средство обучения);

♦ контроль знаний: в экспериментальной группе студенты имеют возможность провести текущий контроль своих знаний, исполь­зуя специальную компьютерную программу, а в контрольной та­кая возможность не предусмотрена и т. д.

В качестве неварьируемых условий проведения эксперимента можно рассматривать, например:

♦ изучение одинакового для контрольной и экспериментальной групп объема учебной информации;

♦ постановку одинаковых для обеих групп дидакти ческих задач и др.
Второй этап является наиболее ответственным и включает собст­венно проведение педагогического эксперимента. В его ходе могут
проводиться: чтение лекции по запланированной теме в контрольной и экспериментальной группах, проведение учебных занятий с
использованием методов семинара, практической работы, самостоя­тельной работы под руководством преподавателя и без его участия,
лабораторной работы и т. п. Но если в экспериментальной группе обучение проводится с использованием, например, информационных технологий обучения, то в контрольной это делается с применением только традиционных методик обучения.

Третий этап включает выходное тестирование и может проводить­ся на итоговых занятиях с целью определения достигнутого уровня обученное™ студентов, который должен соответствовать изначаль­но заданным дидактическим целям. Методом в этом случае выступа­ет, как и на первом этапе, педагогическое тестирование.

Проверку достоверности полученных результатов целесообразно осуществлять с использованием ^-критерия Стьюдента, но уже при за­висимых выборках (ГодфруаЖ. Что такое психология. - М., 1992. --Т. 2), к которым относятся результаты одной и той же группы респон­дентов до и после эксперимента (воздействия независимой перемен­ной). Для этих целей можно воспользоваться формулой (ЗП1):

где й — разность между результатами в каждой сравниваемой паре до и после эксперимента; 14 — сумма этих частных разностей; Х(Р — сумма квадратов частных разностей; Лг — число обучающихся.

Если I 6 > 1; р < 0, 05; достоверно. Это означает, что нулевая гипо­теза отвергается, и разница между выборками является достоверной. В свою очередь, это свидетельствует о том, что на данную разницу оказало влияние введение независимой переменной, например, обу­чение с применением новой информационной технологии обучения.

На четвертом этапе в экспериментальных группах проводится выходное анкетирование с целью выявления субъективной оценки обучающихся качества проведения с ними учебных занятий с исполь­зованием информационной технологии обучения. Здесь целесообраз­но уделить особое внимание определению мотивации обучения с при­менением комплекта компьютерных средств, а также оценке психо­логической и психофизиологической нагрузки, испытываемой ре­спондентами в период экспериментального обучения.

На каждом этапе сравнительного педагогического эксперимента необходимо производить сбор эмпирического материала, его стати­стическую обработку и предварительный анализ полученных резуль­татов. На завершающих этапах по разности результатов предвари­тельного и итогового педагогического тестирования определяется сравнительная эффективность применения новой информационной технологии обучения и традиционной методики обучения.

В этом случае измерение и оценку дидактической эффективности можно производить с достаточной степенью достоверности по коли­чественно-качественным показателям учебного процесса путем обоб­щения и сравнения одних статистических данных с другими. Такими показателями выступают выбранные и обоснованные критерии эф­фективности, которые можно рассматривать как обобщенные ре­зультаты достижения поставленных целей.

Отсроченное тестирование — пятый этап — целесообразно про­водить, как правило, через месяц или больший интервал. Его цель — определение остаточных знаний, навыков и умений, приобретенных студентами за период проведения экспериментального обучения. 11а данном этапе, как и на третьем, определяется сравнительная эффек­тивность применения информационной технологии обучения и тра дициоиной методики обучения. При этом оценивается наличие у обу­чающихся остаточных знаний, навыков и умений в рамках изучаемой предметной области.

Точность и чистота педагогического эксперимента могут быть достигнуты с помощью специальных мер по снятию интерфериру­ющего влияния методики представления материала, личностных ха­рактеристик преподавателя и окружающей среды. Для этого реко­мендуется провести апробацию разработанной методики еще на предварительных этапах эксперимента, что позволит избежать ряда ошибок, которые могут оказать влияние на конечные результаты.

При проведении сравнительного педагогического эксперимента предлагается производить оценку дидактической эффективности применения в учебном процессе информационной технологии обу­чения, используя следующий математический аппарат.

В общем виде эффективность применения в учебном процессе информационной технологии обучения (Энто) можно определить по формуле (4П1):

 

 

где Ро — результаты, достигнутые в процессе обучения, определяют­ся на основе как качественных, так и количественных показателей; Рц — результаты,

 

соответствующие целям обучения, выраженные в со­ответствующих параметрах.

Для проведения сравнительного анализа эффективности приме­нения в учебном процессе информационной технологии обучения и традиционной технологии обучения можно воспользоваться следу­ющей формулой:

 

где Эито — эффективность информационной технологии обучения; Сэ — сумма оценок, полученных экспериментальной группой по ито­гам обучения с ее использованием; Ск — сумма оценок, полученных контрольной группой.

Если затраты времени на обучение при использовании информа­ционной технологии обучения и традиционной технологии обуче­ния различны, то эффективность первой определяется по формуле:

 

 

где Квр — временной коэффициент, который выводится через отно­шения времени, необходимого на обучение в контрольной группе, ко времени, затраченному на подготовку слушателей эксперименталь­ной группы. Этот коэффициент определяется по формуле (5П1):

(5П1)

В качестве одного из основных критериев оценки эффективности применения информационной технологии обучения в педагогиче­ских исследованиях часто используется коэффициент оценки (уров­ня знаний) Ко:

где Кито — оценка за группу, полученная с использованием ИТО; Кто — оценка группы, полученная при традиционной технологии обучения.

Если применение в учебном процессе информационной техноло­гии обучения является более эффективным, чем использование тра­диционной технологии обучения, значение коэффициента Ко долж­но быть больше единицы. (В научных публикациях встречаются дан­ные о повышении уровня знаний в 1, 5-3 раза, т. е. Ко = 1, 5-3.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.