Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ




 

В философии культура определяется как специфический спосиборганизации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самих себе.

В настоящее время современное общество очутилось перед выбором: или сберечь существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, или сберечь биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложился тип деятельности. Последнее возможное при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Отсюда выплывает: экологическая культура есть органическая, не- неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с естественной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что превращал природу и создавал свою «искусственная среда». На На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или другой среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и естественного начала в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоцинности, неотложной необходимость формирования у человека почтительного отношения к природе как непременному условию его выживания. Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует считать не только степень его духовного развития, но и то, насколько морально население, насколько внедренные экологические принципы в деятельности людей относительно сохранения и воссоздания естественных богатств. Из позиций культурологии экологическая культура есть компонент культуры общества в целом и включает у себя оценивания средств, которыми осуществляется непосредственное влияние человека на естественную среду, а также средств духовно-практического освоенняприроди (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

Экологический подход привел к вичленовуванню внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и возобновления разных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в В частности становится не степень отличия социального от естественного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, что образуют социоприродних систему, в которой природастае «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.



В условиях усиливается экологического кризиса виживаннялюдства полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, предоставить им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризму и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы.

У нас интересует области - человек и окружающее его социальная и естественная среда - происходит становление прогрессивного современного типа экологической культуры, который много авторитетных фахивцисправедливо оценивают как «гуманистический (" ноосферний ") тип». Этот новый тип экологической культуры хоть и с большими трудностями и в В разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производственные отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологические общественные институты и, наконец, особенно важное для нас -екологична образование и воспитание.

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (Экологические знания, умения, убеждения, навыки). И. П. Сафроновстановить экологическую культуру общества как систему диалектически взаимоувязанных элементов: экологических отношений, екологичногосвидомости и экологической деятельности. А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.



Первый тип - аморальное, злое обращение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и выруб леса с целью

демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарне, наиболее распространенно в настоящее время. Для него характерное видеть в природе только ресурсы, необходимые для поддержки благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, что противостоит сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его завдання-шукати объективные законы природы, нерушимые основы, на которых покоится вся вселенная.

Четвертый тип - отношение эстетичное. Как отмечает В. И. Баранова, ценностное осмысление природы выражает неразрывное единство человека и общества с природой. Человек и общество выступают как элементы единственной системы «природа-общество», вне которого их существование невозможно, а однако при этом интересы природы выдвигаются на первый план, получают приоритет над интересамисуспильства, включаются в сферу морали. При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связанное с новым пониманием сущности человека как естественного существа. Встает также вопрос о моральном обращении человека доприроди, об особенностях этого отношения, о расширении сферы диитрадицийних, привычных форм моральной регуляции (норм, принципов, ценностей, идеалов и т.д.).

В широком и строгом смысле слова «этика» - это философская и научная дисциплина, что изучает явления морали и нравственности: морали как совокупность норм - запрещений, требований, предписаний, идеалов - принятых в данном обществе и закрепленных в его культуре; моральностияк поведения людей с точки зрения его соответствия этим нормам. В нестрогом, но допустимом значении в повседневном употреблении срок от обычая или традиции моральные нормы имеют идейное обоснование в виде идеалов добра и справедливости, должного и т.п. Таким образом, мораль, нравственность - это форма общественного сознания и видсуспильних отношений.

По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики есть моральные нормы и нравственность поведения в отрасли отношений людина-суспільство-природа. Однако мы, наверно, имеют право сказать об экологической этике что-то более большое. В самомусправи, в силу того, что ее объект - это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и природы, она выделяется своей значимистюсеред других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика.

В связи с названными существенными особенностями экологической этики важно выделить в ее внутренней структуре значения морального выбора и ответственности. Вообще говоря, наш выбор может определяться двояко - либо рациональными рассуждениями здоровыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или другого курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической отрасли особенно существенно, чтобы при этом властвовал рациональное, умное начало, и только такой выбор в в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной ответственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку без перебильшенняможна утверждать, что она имеет решающее значение для историчногорозвитку в целом.

До настоящего времени можно выделить два фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и природы. Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается принцип, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Второе - натуроцентрическое - основу такого подхода составляет вера в благотворительность смиренности не только отдельного человека, но и человечества в целом. Структура антропоцентричного и екоцентрического экологического сознания

Антропоцентричний экологическое сознание

Екоцентрическое экологическое сознание

1. Высшую ценность являелюдина

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека иприроди

2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех чиинших прагматических потребностей

3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего естественного сосуспильства

4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку

4. «Экологический императив»: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологические ске равновесие

5. Природа воспринимается как объекект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается как равноправний субъект по взаимодействию продуктов вою с человеком

6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы

6. Этические нормы и правила равним образом распространяются якна взаимодействие людей, так и навзаемодия с природой

7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинимая целям и заданиям человека

7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единству

8. Деятельность из охраны природы продиктована далеким прагматизмом:

необходимостью сберечь естественную среду, чтобы ею могликористуватися будущие поколения

8. Деятельность из охраны природы продиктована необходимостью созберигати природу ради нее самой изаради людей

Таким образом, выделенные признаки, которые есть одновременно и структурными компонентами разных типов экологического сознания, дают возможность представить некоторую целостную описательную характеристику данными типами.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал