Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ




 

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. В сущности, возникновение и последующее развитие социальной экологии появились естественным следствием все более растущего интереса представителей разных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и ин, - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением срок «социальная экология» обязан американских исследователям, представителям Чиказькой школы социальных психологов - Р. Парку и Е. Берджес, впервые употребил его в своей работе из теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его как синоним понятия «экология человека».

Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеет, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 Р.Мак-Кензи, охарактеризовав ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые влияют селективные (Избирательные), дистрибутивные (распределительные) и акомодацийни (Пристосувальни) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.

Нужно отметить, однако, что срок «социальная экология», лучше все, по-видимому, что подходит для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой преимущество с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошлый до этого времени длительный период становления и за счет этого имеет больший вес в науке, что малая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взглядов передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (Социология) города.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее отделения от биоэкологии произошел в 60-ые годы этого века. Особенную роль в этом сыграл состоялся в 1966 г. Мировой конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в следующие годы привело до того, что на дежурном конгрессе социологов, что прошел у Варни в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии.



Тем самым, как отмечает Д.Ж. Маркович, было, в сущности, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дано толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.

В рассмотренный период существенно расширился перечень заданий, которые была призвана решать эта постепенно приобретала самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических содружеств, то из второй половины 60-х годов круг рассмотренных вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охватила в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел до того, что кроме названных заданий в круг розроблюваних ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучение влияния естественных факторов на процессы социально экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов. В нашей стране до конца 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный взнос в развитие отечественной социальной экологии внесли Е. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др. На сегодняшний день под социальной экологией понимается комплекс научных знаний, которые изучают связь общественных структур, а также связь человека с естественной и социальной средой ихнь ого жизнь. Исходя из этого основные задания социальной экологии заключаются: изучение влияния окружающей среды на человека, а также влияние человека на окружающую среду.



Как отмечает Л. В. Максимова, понятие среда есть принципиально соотносительные, потому что отбивает субъект-объектни отношения и поэтому теряет содержание без определения того, к какому субъекту оно относится. Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество разных компонентов, что дает возможность говорить о большом количестве сред, относительно которых «среда человека »выступает родовым понятиям. Разнообразие, множественность разнородных сред, которые составляют единственную среду человека, определяют в конечном счете многообразия ее влияния на него.

По мнению Д. Же. Марковича, понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условий, за которых человек реализует себя как естественное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимоувязанных частей: естественной и общественной. Естественный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредствовано доступное человеку. Это, в первую очередь, планета Земля с ее разнообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо. Как элементы естественной среды (В узком ее понимании) Д. Ж. Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.

Несколько другой подход к анализу структуры среды человека предложил Н. Ф. Реймерс. Он выделил в окружающей среде четыре неразрывно взаимоувязанных компонента-подсистемы: а) естественная среда, бы) среда, порожденную агротехникой - так называемую вторую природу, или квазиприродой, в) искусственную среду - "третью природу», или артеприроду, г) социальная среда.

Естественный компонент среды человека составляют факторы естественно или естественно-антропогенного происхождения, прямо или побочно влияют на отдельного человека или человеческие общности (в том числе человечество в целом). Среда «второй природы» (Квазиприродой) - это все элементы естественной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми; они в отличие от собственно естественной среды не способны системнее самоподдерживаются себя (то есть они разрушаются без постоянного регулирующего влияния со стороны человека). «Третьей природой» (артеприродой) Реймерс называет весь исштучного созданный, созданный человеком мир, что не имеет аналогов в естественной природе и без постоянной поддержки и безопасность человеком неминуемо начинающий разрушаться. Наконец, четвертый компонент среды человека составляют общество и разнообразные общественные процессы. Социальная среда - это, по словам Н. Ф. Реймерса, прежде всего, культурно-психологический климат, преднамеренно или неумышленно создаваемый самими людьми и что состоит из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств материального, энергетического и информационного влияния. По словам Н. Ф. Реймерса, социальная среда, объединяясь из естественной, квазиприродной и артеприродной средами, образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из названных сред тесно взаимоувязана с другими, причем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключенная из общей системы окружающего человека среды.

Потребности человека очень разнообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:

- За характером и природой возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;

- По сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;

-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;

- За степенью конкретизации: общие и конкретные;

-По степени удовольствия: довольные, неудовлетворенные;

-За степенью настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;

-По объектах: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;

- За степенью активности: активные и пассивные;

-По степени рациональности: рациональные и иррациональные («Псевдопотребностей»);

- За степенью реальности: реально осуществлении и нереальные;

- За степенью перспективности: социально перспективные и бисперспективни.

В содержательном плане выделяют:

- Биологические: потребность в тепле, воздухе, еде, воде, сексуальном партнере и много других;

- Еколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;

- Этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану,

нации, этнической целостности и ин; - Социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;

-Трудові: потребность в труды, достижение, успех в деятельности и ин;

- Познавательные: потребность в познании, образовании;-економічні: потребность в обеспечении едой, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологи-ними,

этническими, престижными нормами; - Другие (эстетичные, конституционные, коммуникативные и т.д.).

Демографическая проблема. Рост населения в значительной степени определяет будущее планеты: растет население - растут потребности, исчерпываются природные ресурсы, повышается нагрузка на биосферу. В 1970 г. прирост населения Земли составляло 1,8%, но в 80-х гг.. ежегодный прирост упал до 1,7% (в абсолютных цифрах он уменьшился на сотне миллионов лиц). Это отвечает теории демографического перехода, разработанной в 1945 р. Ф. Ноутстойном, согласно которой есть три стадии роста населения, что определяются экономическим и социальным развитием.

Для первой стадии характерные высокие рождаемость и смертность. Эта стадия практически пройдена всем человечеством. Во второй стадиинароджуванисть остается высокой, а смертность снижается (развитие экономики, прогресс здравоохранения). На этой стадии численность населения быстро увеличивается - большинство стран, что развиваются находятся в этом периоде. На третьей стадии показатели рождаемости снижаются, одновременно снижается детская смертность. Изменяются экономические и социальные целые общества. Происходит выравнивание показателей рождаемости и смертности. Эта стадия характерная для развитых стран Европы, США и Японии. Эксперты ООН считают, что снижение рождаемости в странах, что развиваются состоится после 2000 г., а в до 2100 г. населения Земли стабилизируется на уровне приблизительно 11-13 млрд. человек. Проблема демографического взрыва не является надуманной. В конце XX ст. в богатых странах роста население замедлилось; в бедных странах темп роста населения продолжает увеличиваться. Рекордсменом здесь остается Африка, где ежегодный прирост населения составляет в среднем 2,8% (в 3 раза выше, чем в США), а в кении он достигает 4,2%. В Индии прирост населения составляет 2,5%, на Ближнем Востоке - 2,0% на год. Наблюдается как бы запаздывание "демографического перехода". Бурный рост населения, с ним бедность, голод, болезни, неграмотность увеличивают человеческие беды в современном мире и могут привести к социальным и политическим взрывов.

Но даже при благополучном "сценарии" демографическая проблема сбережет остроту и в XXI ст. До 2025 г. населения слаборазвитых стран составит 84% всех жителей Земли, в то время как сейчас - около 68%. Вероятно, лишь отдельные островки в этих странах будут экономически благополучными. Состоится также "омоложение" мира (уже сейчас в странах, что развиваются молодежь составляет почти 60% населения).

Ожидается взлет ислама: с 800 млн. мусульман в 1980 г. до 4,4 млрд. - в 2105 г., а число христиан увеличится всего с 1,4 к 2,2 млрд. человек.

Общество в XXI ст. будет еще более большое "городским", а с 5 наибольших городов мира 3 будут находиться в странах "третьего мира": Мехико (более 18 млн. человек), Сан-Паулу и Калькутта. Такой взрыв скорее всего приведет к "трущобной урбанизации". Все это может заострить контрасты в что развиваются. Смягчить демографические проблемы сможет стабилизация численности Земли. И некоторые страны уже проводят более или менее жесткую политику регуляции рождаемости: в Китае разрешено один ребенок в семье, в Индии - двое детей. Но, по данным Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР), решительный поворот к сокращению рождаемости в этих странах могут обеспечить только умные социальные превращения: поднятие жизненного уровня, улучшения социального обеспечения, повышения уровня образования и грамотности населения. Да, в одном из штатов Индии, в котором 70% населения грамотно, прирост населения стал меньше 2% на год, в то время как в среднем по Индии он превышает 2%. Невзирая на то, что демографические проблемы глобальны, решение их не может быть стандартным для всех стран. Продовольственная проблема неминуемо связана с прогрессирующим ростом населения. Зона, где большинство населения страдает от голода и недоедания, протянулась по обе стороны экватора и включает многих стран Азии, Латинской Америки и особенно Африки. Специалисты ООН считают, что число голодающих около 500 млн. человек; эксперты МБРР называют более 1 млрд. человек.

Еще большее количество людей недоедают, то есть чувствуют недостаток в рационе питания необходимых питательных веществ (белков, жиров, витаминов, микроэлементов, солей). Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВООЗ) считают, что около 50% детской смертности (до 5 лет) в Латинской Америке связано с плохим питанием. Прослеживается четкая связь между смертностью новорожденных и недостатком в рационе питания населения животных белков. Чуть ли не лучше продовольственная бстановка и в странах СНГ. Голода пока нет, но дефицит важнейших элементов в питании существует во многих районах прежнего Союза.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Пожаловаться на материал