Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение.






ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «История и философия»

 

 

Контрольная работа по философии № 3.

Вариант 12.

 

Студента группы БСТ-13

Факультета АСФ

Иванова Ивана Ивановича

 

Тамбов 2013

Введение

Рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы». Первая контрольная работа включает в себя четыре вида заданий: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы». Они распределены по вариантам, которые выбираются студентами по согласованию с преподавателем (см. табл.). В данной рабочей тетради задания по историко-философскому курсу посвящены двум этапам развития философии: немецкой классической философии и западной философии XIX – XX вв. Следует учесть, что предложенная ниже таблица распределяет задания по обеим темам и студентам необходимо выполнить упражнения, касающиеся двух заключительных на данный момент периодов в развитии философской мысли.

При ответах на задания во второй контрольной работе следует использовать тот же алгоритм. В данном случае студенты должны разобрать проблемные вопросы в указанных темах. В заключение приведены списки общей, справочной и дополнительной литературы, которые следует использовать при выполнении контрольной работы.

Контрольная работа 1

История философии

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

При выполнении данной контрольной работы студенты овладевают спецификой терминологии данных историко-философских периодов. Особенность этих периодов в том, что они противоположны: первый (немецкая классическая философия) завершает рационалистическую философию. Современная западная философия иррационалистична. Это различие очевидно во всех четырех заданиях.

 

Примечания.

Суть этого вида работы заключается в составлении примечаний к предложенному тексту. Вам следует раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, философские категории): дать им определение, краткую характеристику. Не забывайте, что примечания по содержанию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи.

Проблемы.

В этом задании необходимо рассмотреть особенности решения каких-либо философских проблем на двух-трех конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете.

 

Сравнение.

Сравнение следует проводить по трем-четырем позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.

 

Таблица.

В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций.

Таблица

Варианты 1. Примечания 2. Проблемы 3. Сравнение 4. Таблица
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Тема. 1.Немецкая классическая философия

 

1. Задание «Примечания»

 

1. Основные понятия философии Канта1, его теории познания2, этики3 выразили трансцендентальный4 характер всех человеческих свойств и отношений. Априорные5 категории чувств, рассудка, идеи6, разума приобретаются индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.

 

2. Фихте1 подверг критике агностицизм2 Канта3, создав философию «первой системы свободы», которая является системой субъективного идеализма4. Активное, деятельное отношение сознания к миру Фихте выразил в диалектике «Я»5 и «не-Я»6.

 

3. Шеллинг1 подверг критике идеализм2 Фихте с позиций объективного идеализма3. К традиционной натурфилософии4 Шеллинг подошел как диалектик5, однако его диалектика иррационалистична6.

 

4. Гегель1 своей главнейшей задачей считал создание диалектики2. Его философская система «абсолютного» идеализма3 делится на три части: логика4, философия природы5, философия духа6.

 

5. Фейербах1 в своем произведении «Сущность христианства»2 решительно отказался от дуализма Канта3, опроверг идеализм Гегеля4 и создал «новую философию»5, которую он назвал антропологией6.

 

6. Философским открытием марксизма1 стала идея материалистического понимания истории2, которое не оставляло без внимания и роль идейного фактора общественного развития3. В целом, развитие общества, по Марксу, процесс естественноисторический4, в основе которого общественное производство5 – как производство материальное, так и производство духовное6.

 

7. Кант1 осуществляет переворот в философии2. Он впервые рассматривает не характер и структуру познаваемой субстанции3, а специфику познающего субъекта4. Гносеология5 возводится Кантом в ранг первого элемента теоретической философии6.

 

8. Немецкий идеализм1 предложил рассматривать трансцендентальный субъект2 исторически. В качестве субъекта знания, например у Гегеля3, выступает человеческая история, взятая как целое, как некоторый «объективный дух»4, или иначе – субъект знания5. На этой основе строится онтология субъекта6, онтология культурно-исторической деятельности человечества, предстающего как абсолютный, а потому божественный субъект.

 

9. Для понимания субъективного идеализма1 Фихте2 следует иметь в виду, что он исходит из кантовского трансцендентализма3, т.е. обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос кантовской «Критики чистого разума»4: «Как возможны синтетические5 априорные6 суждения?» – остается центральным и у Фихте.

 

10. Гегель1 открыл и обосновал с позиций объективного идеализма2 основные законы3 и категории диалектики4. Он противник кантовского агностицизма5 и априоризма6.

Вариант № 12 Задание1

Ответ:

1. Георг Вильгельм Фридрих Гегель —немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

2. Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

 

3. Основные законы диалектики:

- «Закон единства и борьбы противоположностей» (Закон противоречия)

- «Закон перехода количественных изменений в качественные»

- «Закон отрицания отрицания»

4. Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

5. Агностицизм — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира.

6. Априоризм - познание до опыта - априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время; однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В XX в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т.н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности.

Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.