Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






БИЛЕТ №15






 

1. Особенности возведения набрызг-бетонной и анкерной крепи в тоннелях, применяемое поддерживающее и подъемное оборудование.

Технология крепления горных выработок — это сово­купность приемов и операций по возведению инженерных конструкций, предназначенных для обеспечения устойчивого состояния подземных со­оружений в течение всего срока их службы. Учитывая, что крепь горных выработок оказывает воздействие на протекание геомеханических процес­сов в породном массиве, вмещающем выработку, можно целенаправленно влиять на происходящие в нем процессы, устанавливая конструкции крепи на различном расстоянии от забоя выработки и через определенные про­межутки времени после создания породного обнажения. Поэтому время и место установки крепи относят к важнейшим технологическим параметрам крепления горных выработок.

Возведение набрызгбетонной крепи. Набрызгбетонную крепь воз­водят путем нанесения на обнаженную породную поверхность бетонной смеси под воздействием направленного воздушного потока. По способу подачи бетонной смеси к месту укладки набрызгбетонные машины де­лятся на два типа: для сухого и мокрого набрызгбетонирования. В первом случае бетонную смесь к месту производства работ обычно подают по трубопроводу в сухой смеси, а затворение ее водой перед ук­ладкой производят в камере смешения бетономашины. Во втором случае к месту производства работ подают уже затворенную водой смесь, а на­несение ее на поверхность обнажения производят сжатым воздухом. Ма­шины для сухого способа по конструктивным признакам разделяются на камерные, с шлюзовым (роторным) барабаном и шнековые.

Технология работ по возведению набрызгбетонной крепи заключается в следующем. Цемент и инертные заполнители (песок, щебень) переме­шивают в бетономешалке и загружают в машину для набрызгбетона в сухом виде. Сухая смесь сжатым воздухом транспортируется от маши­ны по шлангу в сопло-смеситель, куда по шлангу поступает также вода. В дальнейшем увлажненная бетонная смесь с большой скоростью вы­ходит из сопла-смесителя и наносится равномерным слоем толщиной 5-7 см на породную поверхность выработки.

Таким образом, при возведении набрызгбетонной крепи в одном тех­нологическом процессе объединяются приготовление и затворение смеси, перемешивание, транспортирование, укладка и уплотнение бе­тонной смеси.

Набрызгбетонную крепь нередко применяют в сочетании с анкерами или анкерами с металлической сеткой.При возведении набрызгбетонной крепи применяют комплекс обору­дования, позволяющий механизировать работы по транспортированию сухой смеси, загрузке ее в машину и подаче смеси к соплу. Такой ком­плекс оборудования изображен на рис. 10.17. В этом комплексе транс­портирование смеси производят в специальных вагонетках с опрокидным кузовом, а загрузку машины осуществляют шнековым перегружателем.

В качестве основного оборудова­ния для возведения набрызгбетон­ной крепи используют машины БМ-68, БМ-70, ПБМ и др.Расстояние между торцом выходной насадки и породной поверхностью рекомендуется принимать в следующих пределах: на среднем участке вер­тикальной стенки (шириной около 1 м на расстоянии 0, 5—0, 8 м от почвы выработки) — 1, 1 — 1, 3 м, на нижнем и верхнем участках вертикальной стенки — 0, 9—1, 1 м, на кровле выработки 0, 7—0, 9 м. Угол встречи струи и бетонной смеси с закрепляемой поверхностью должен быть близ­ким к 90°.

Подачу смеси к соплу необходимо вести равномерно, без перерывов и пульсаций. Шланги и сопло периодически продувают сжатым воздухом. Нанесение бетонной смеси на вертикальную поверхность целесообраз­но производить прямолинейно, перекрещивающимися движениями, на своде выработки — круговыми.

Толщина одного слоя зависит от сроков начала и конца схватывания и крупности заполнителей. При использовании обычных цементов (без добавок ускорителей) и мелкого заполнителя толщина одновременно на­носимого слоя составляет на стенках 4—6 см (в кровле 2—3 см, «отскок» до 20%). При применении двухкомпонентных смесей на базе специаль­ных быстросхватывающихся и быстротвердеющих цементов толщина одновременно наносимого слоя увеличивается в стенах до 8—10 см («от­скок» 8-10%) и в своде до 5-6 см («отскок» 11 — 13%).

В трехкомпонентных смесях на обычных цементах без химических до­бавок со щебнем крупностью до 10 мм величина «отскока» достигает 25-30%, а с фракцией крупностью до 20 мм — до 30-35%. В тех же смесях, но приготовленных на быстросхватывающихся цементах, вели­чина «отскока» уменьшается в 1, 5 раза.

Контроль за качеством кабрызгбетонных работ включает проверку качества исходных материалов (цемента, песка, щебня), соблюдение рас­четной дозировки в процессе приготовления смеси, испытание образцов бетона на прочность и соблюдение технологии покрытия.

Качество набрызгбетонного покрытия контролируют путем замеров толщины наносимого слоя и потерь материалов в виде «отскока».

Проверку состояния набрызгбетонного покрытия производят при на­ружном осмотре и простукивании молотком. Глухой звук указывает на неплотное прилегание покрытия к породе. В этом случае отслоившаяся часть бетона должна быть обобрана и восстановлена повторным набрыз-гом. Покрытие, нанесенное на основе быстросхватывающихся цементов, через 10—15 мин теряет воду, поверхность приобретает блеск, образу­ется твердая корка, которая через 15—20 мин не разрушается при на­давливании пальцем. Это свидетельствует о схватывании и приобретении прочности на сжатие не менее 0, 5 МПа.

Возведение анкерной крепи. Анкерную крепь можно применять как временную, так и постоянную, в виде самостоятельной крепи, а также в сочетании с металлической сеткой, набрызгбетоном и металлическими и деревянными подхватами.

Возведение анкерной крепи включает работы по бурению шпуров и установке анкеров.

Бурение шпуров под анкеры производят электросверлами, телеско­пическими перфораторами и бурильными установками. Ручные электро­сверла применяют при бурении шпуров в слабых и средней крепости породах. Телескопические перфораторы применяют при бурении верти­кальных шпуров в крепких породах.

Перед началом крепления забой должен быть приведен в безопасное состояние: нависшие куски породы обирают, кровлю остукивают для вы­явления отслоившихся плит. Через отслоившиеся плиты бурение шпуров для установки анкеров недопустимо.

Расположение и параметры (глубина и диаметр) шпуров должны стро­го соответствовать паспорту крепления, глубину шпуров при этом кон­тролируют при помощи колец ограничителей, закрепленных на буровой штанге, или метки на ней. Глубина шпура должна быть на 5—7 см больше длины анкера с опорными плитами. Расстояния между анкерами в ряду и между рядами зависят от крепости пород, типа анкера, ширины выра­ботки, их определяют расчетом. После установки и закрепления анкера производят их натяжку.

 

 

2. Порядок проведения испытаний взрывчатых материалов.

Порядок выдачи разрешений на проведение

испытаний взрывчатых материалов

 

7. Разрабатываемые взрывчатые материалы подвергают следующим видам испытаний:

- контрольным испытаниям в экспертных организациях по безопасности работ в области взрывного дела, имеющих лицензию в соответствии с действующим законодательством, или на месте изготовления с обязательным участием разработчика и экспертной организации;

- предварительным и приемочным или только приемочным в производственных условиях.

Условия проведения предварительных и приемочных испытаний должны охватывать всю область применения взрывчатых материалов, заявленную в технической документации.

8. Контрольные испытания проводятся с целью определения соответствия разработанных взрывчатых материалов требованиям, установленным в технической документации, а также выявления возможности и целесообразности проведения предварительных и приемочных или только приемочных испытаний.

9. Для проведения контрольных испытаний организация-разработчик представляет экспертной организации следующую документацию:

- комплект технической документации на взрывчатые материалы в соответствии с типом взрывчатых материалов;

- акт-отчет с основными характеристиками нового взрывчатого материала и заключением комиссии о соответствии опытного образца технической документации.

10. Экспертная организация согласовывает с разработчиком взрывчатого материала показатели, по которым необходимо провести контрольные испытания, место их проведения, массу опытного образца (количество изделий).

11. Результаты контрольных испытаний взрывчатого материала оформляются актом и заключением экспертной организации о достаточности установленных в технической документации мер безопасности, возможности и целесообразности допуска взрывчатого материала к предварительным испытаниям или только к приемочным испытаниям с указанием условий и области применения.

12. Предварительные испытания взрывчатых материалов проводят в производственных условиях (в организациях-потребителях) или на специальных полигонах (в условиях, максимально приближенных к производственным) с целью определения их эффективности, уточнения области применения, необходимости разработки дополнительных мер безопасности и установления целесообразности проведения приемочных испытаний.

13. Приемочные испытания взрывчатых материалов проводят только в производственных условиях (в организациях-потребителях) для определения возможности получения разрешения на их постоянное применение.

14. В разрешении на проведение предварительных или приемочных испытаний взрывчатых материалов указываются условия, объем, сроки испытаний и, при необходимости, дополнительные меры безопасности. Разрешение направляется заявителю, организациям-потребителям, в которых будут проводиться испытания, и территориальным органам Госгортехнадзора России, осуществляющим надзор в организациях, на объектах которых будут проводиться испытания.

15. Для получения разрешения на проведение предварительных или приемочных испытаний заявитель представляет письмо-ходатайство каждой организации-потребителя, акт контрольных испытаний (акт предварительных испытаний, если они предшествовали приемочным), экспертное заключение, комплект документации в соответствии с типом взрывчатых материалов, программу и методику испытаний, разработанную организацией-потребителем, согласованную с разработчиком, экспертной организацией и, при необходимости, другими заинтересованными организациями. Перечень вопросов, которые рекомендуются для включения в программу и методику испытаний, указан в приложении 4.

При этом масса опытной партии взрывчатых веществ, устанавливаемая в программе и методике испытаний, должна составлять:

- для взрывчатых веществ, предназначенных для подземных работ при ручном заряжании шпуров и скважин, не менее 1 т на предварительные и 3 т на приемочные испытания;

- для взрывчатых веществ, предназначенных для подземных работ при механизированном заряжании шпуров и скважин, не менее 30 т на предварительные и 100 т на приемочные испытания;

- для предохранительных взрывчатых веществ не менее 1 т на предварительные и 3 т на приемочные испытания;

- для взрывчатых веществ, предназначенных для открытых работ, не менее 100 т на предварительные и 300 т на приемочные испытания.

Количество средств инициирования, зарядов и зарядных комплектов для прострелочных и взрывных работ масса опытной партии взрывчатых веществ для специальных работ устанавливается в программе и методике по согласованию с Госгортехнадзором России и экспертной организацией.

16. Предварительные и приемочные испытания проводят комиссии, образованные организациями, проводящими эти испытания. В состав комиссий должны также входить представители разработчика взрывчатых материалов, экспертной организации, выдавшей заключение, изготовителя взрывчатых материалов (по согласованию), территориального органа Госгортехнадзора России.

17. Результаты предварительных и приемочных испытаний оформляют актом. В акте испытаний комиссия дает рекомендации о возможности проведения приемочных испытаний (применения взрывчатых материалов в конкретных производственных условиях, согласовывает проект технической документации на взрывчатый материал) или с иным решением. В случае получения неудовлетворительных результатов экспертная организация обязана в акте изложить свои замечания. Форма акта приведена в приложении 5.

18. Если в процессе проведения предварительных и приемочных испытаний взрывчатых материалов выявится угроза безопасности проведения работ, то испытания должны быть прекращены, о чем экспертная организация обязана уведомить Госгортехнадзор России.

19. В тех случаях, когда испытания не закончены в установленные разрешением сроки, организация, проводящая испытания, вправе обратиться в Госгортехнадзор России с ходатайством о продлении срока их проведения, представив при этом данные о выполненных объемах и результатах работ с объяснениями причин невыполнения сроков.

20. Разработчик взрывчатых материалов на основании акта приемочных испытаний и экспертного заключения согласовывает технические условия с Госгортехнадзором России и регистрирует их в установленном порядке.

 

3. Понятие компетенции. Управление отношениями недропользованию органами специальной компетенции. Органы государственного управления горной промышленностью.

. Разграничение компетенции органов власти по регулированию недропользования

Органы государственной власти и государственного управления, регу­лирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную ком­петенцию.

В систему органов государственной власти и государственного управ­ления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, облас­тей, городов федерального значения (гг. Москва и Санкт-Петербург), органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).

Систему органов специальной компетенции государственного управ­ления отношениями недропользования в соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» образуют федеральными органами управления государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ) и государственного горного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор РФ или Гос­гортехнадзор РФ).

В компетенцию федеральных органов государственной власти и го­сударственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

• разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования, оп­ределение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальней­шего расширения и качественного улучшения МСБ путем разработки и реализации федеральных программ;

• установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разра­ботка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе класси­фикации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

• создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информаци­ей, полученной за счет государственных средств;

• государственная экспертиза информации о разведанных запасах полез­ных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

• составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

• распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

• введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей при­родной среды;

• заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участка­ми недр.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76 ч. 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совместная компетенция органов государственной власти и госу­дарственного управления РФ и ее субъектов (общая и специальная компе­тенции) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает:

• распоряжение государственным фондом недр (кроме участков, находя­щихся в исключительном ведении РФ);

• определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, установление форм и размеров платы за пользование участками недр фе­дерального значения, а также утверждение договоров об условиях СРП;

• определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения; установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть пре­доставлено на условиях СРП.

В компетенцию органов государственной власти и государственно­го управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недрополь­зования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят'.

• принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

• участие в разработке и реализации государственных программ геологи­ческого изучения недр, развития и освоения МСБ РФ;

• разработка и реализация территориальных программ развития и исполь­зования МСБ;

• создание и ведение территориальных фондов геологической информа­ции, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;

• участие в государственной экспертизе информации о разведанных запа­сах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их цен­ность или опасность;

• составление территориальных балансов запасов и кадастров месторож­дений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполъзуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых;

• определение форм и установление размеров платы за пользование участ­ками недр регионального и местного значения в установленных преде­лах;

• установление порядка пользования недрами в целях разработки МОрПИ, участками недр местного значения, а также строительства подземных со­оружений местного значения;

• государственный контроль за геологическим изучением, охраной и ра­циональным использованием недр в соответствии с установленным по­рядком;

• регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76, ч. 4, 6) вне пределов веде­ния Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ рес­публики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76, ч. 1 и 2 Конститу­ции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В компетенцию органов местного самоуправления районов и горо­дов в сфере регулирования отношений недрополъзования, в частности, вхо­дят:

• участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

• развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промыш­ленности;

• предоставление разрешений на разработку месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых (МОрПИ), а также на строительство подземных сооружений местного значения;

• введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Кроме государственных органов управления фондом недр (РФ и ее субъектов) и негосударственных органов местного самоуправления, в вопро­сами управления недрополъзования в пределах мест исконного проживания имеют право участвовать представители коренных малочисленных народов. Они имеют право (ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав...», 1999):

• участвовать в осуществлении контроля за использованием полезных ископаемых;

• участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использо­вании природных ресурсов;

• участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресур­сов в местах их традиционного проживания

4. Виды каменных кладок и область их применения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.