Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия и термины аутсорсинга предприятия






 

«Аутсорсинг» (Оutsourcing) переводится с английского как «заключение договора подряда с внешними компаниями». Аутсорсинг – неологизм, появившийся на Западе только в начале 80-х гг., но с тех пор широко распространившийся в мире.

По аналогии были созданы термины «ауттаскинг» (outtasking) – передача вовне отдельных задач организации и «аутплейсмент» (outplacement) – вывод персонала за пределы фирмы. Иными словами, аутсорсинг – это передача сторонней компании различных элементов деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной компании.

«Оutsourcing» можно перевести как «заимствование ресурсов извне». Аутсорсинг – это оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек (The American Heritage, Dictionary of the English Language).Практическое использование аутсорсинга обусловило целый ряд определений, которые по-раз­ному характеризуют его содержание.

Аутсорсинг это управленческое решение, связанное с передачей стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Популярный журнал «Wired» в своей «Энциклопедии новой экономики» определяет аутсорсинг как новую стратегию управления: «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего». Аутсорсинг по своему содержанию представляет собой выполнение сторонней организацией определённых задач или некоторых бизнес-процессов, обычно не являющихся профильным для деятельности предприятия, но, тем не менее, необходимых для полноценного его функционирования.Можно также привести следующие определения аутсорсинга:

ñ использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций;

ñ использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агентства;

ñ кооперация, кооперированные связи;

ñ отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации;

ñ перенос IT-компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов;

ñ перевод внутреннего подразделения предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определённого времени по оговоренной цене;

ñ передача определённых вспомогательных функций третьему лицу, специализирующемуся в этой области;

ñ привлечение ресурсов извне;

ñ продажа собственных мощностей по осуществлению каких-либо бизнес-процессов (ремонт, бухгалтерский учет, отливка заготовки);

ñ переход на приобретение соответствующей продукции или услуг на стороне;

ñ делегирование прав на предоставление непрофильных услуг сторонним компаниям. Означает глубокую специализацию внутри дружественных компаний для повышения эффективности работы каждой из них;

ñ организационное решение, оптимизирующее конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество – издержки – обладание»;

ñ аутсорсинг – это заимствование на стороне.

Все эти определения в той или иной степени определяют аутсорсинг, дают понимание общих черт различных вариантов организации аут­сорсинга.

Аутсорсинг всегда означает привлечение ресурсов специализированных организаций вместо развития собственных компетенций в конкретных видах и направлениях деятельности[15].

Использование аутсорсинга отдельных функций или бизнес-процессов позволяет заменить не­достающие «ноу-хау» эффектив­ным проект-менеджментом, выводя управление предприятием на новый, более высокий качественный уровень. Успех от создания или приобретения ноу-хау, призванного повысить качество продуктов или услуг в соответствии с требованиями рынка, заменяется успехом от реализации аутсорсинга.

Применение аутсорсинга в современных условиях, как правило, осуществляется в виде аутсорсинг-проекта. Участниками аутсорсинг- проекта являются:

ñ заказчик или клиент (клиентная организация);

ñ аутсорсер, то есть организация, которая осуществляет услуги, работы на условиях аутсорсинга.

Рассматривая аутсорсинг со стороны клиента (заказчика), выделяются его специфические формы и прояв­ления.

Аутсорсинг для производителя продукции или услуг означа­ет получение извне тех функций или результатов бизнес-процессов, которые ранее выполнялись внутри предприятия.

В противополож­ность аутсорсингу выделяют такие основные понятия в аутсорсинговых отношениях как инсорсинг, реинсорсинг.

Инсорсинг означает выполнение собственными силами предприятия тех функций или бизнес-процессов, которые раньше час­тично или полностью поставлялись извне.

Реинсорсинг (backsourciung)означа­ет возвращение в число выполняемых самостоятельно, внутри предприятия функций или бизнес-процессов, которые однажды были вынесены за его пределы, то есть переданы аутсорсеру.

Данные проявления аутсорсинга всегда ведут к изменениям в бизнес-системе. Для всех этих трех видов преобразований бизнес-системы, ко­торые можно назвать различными направлениями аутсорсинга, ха­рактерны следующие признаки:

ñ передача функций или бизнес-процессов осуществляется постоянно или на длительный срок;

ñ каждый аутсорсинг-проект представляет собой специфическое, индивидуальное решение, отражённое в специальном контракте или соглашении между заинтересованными сторонами;

ñ передача функций или бизнес-процессов осуществляется с целью более полного соответствия требованиям рынка или конечного потребителяпродукта (услуги, работы). При этом соглашение об аутсорсинге оговаривает, какие правовые и экономические обязательства в отношении потребителей или других партнёров имеют обе стороны.

В рамках аутсорсинга передача функций или бизнес-процессов может сопровождаться перемещением активов предприятия. В этой связи к аутсорсин­гу можно отнести:

ñ выделение части предприятия в отдельное произ­водство;

ñ создание дочернего предприятия;

ñ продажа части активов внешней организации с последующим приобретением у нее соответствующих услуг по реализации переданных функций или бизнес-процессов.

Аутсорсинг может быть связан со значительными изменениями структуры имущества и структуры капитала предприятия. Деятельность конкретного предприятия всегда связана с использованием средств производства – материальных и нематериальных.

В рамках соглашения об аутсорсинге часть средств производства может передаваться аутсорсеру. При этом необходимо, чтобы переходящие к аутсорсеру средства производства позволили ему осуществлять производствен­ную деятельность. Таким образом, вместе с делегированием произ­водственных функций или бизнес-процессов аутсорсеру могут быть переданы машины и оборудование, предметы обстановки и другое имущество.

Однако для предприятия или части предприятия, занимающейся торговлей или работающей в сфере обслуживания, существенными являются нема­териальные средства производства. В этом случае речь идет о постоянном круге покупателей, списке клиентов, коммерческих связях, «ноу-хау» и «гуд-вилл» (условная стоимость деловых связей).

Например, в такой области деятельности как сбыт, аутсорсеру может быть пе­редан весь постоянный круг покупателей, а используемые для целей сбыта транспортные средства или помещения могут быть сданы ему в аренду (складские помещения, офисы). При таких аутсорсинговых отношениях права и обязанности сторон, а также условия управ­ления совместным имуществом или капиталом, оговариваются специальным соглашением, исходя из интересов участников соглашения аутсорсинга. В качестве «третьей» стороны, то есть аутсорсера, может выступать как независимый партнер, так и организация, связанная с заказчиком прочными эко­номическими и правовыми отношениями.

Рассматривая аутсорсинг со стороны исполнителя, то есть самого аутсорсера, следует выделить следующие его проявления. Аутсорсинг означает сферу ключевых компетенций, стратегических интересов аутсорсера, область приложения сил, расширения доли рынка.

Аутсорсер обладает теми ресурсами, которые позво­ляют ему оказывать специфические услуги другим предприятиям. При этом аутсорсер может развивать данное направление своей деятельности как воз­можность получения дополнительного дохода и в качестве основной деятель­ности. Именно этот второй вариант развития бизнеса выбирают предприятия, специализирующиеся в различных видах аутсорсинговых услуг и сформировавшие новый, динамично разви­вающийся сектор современного бизнеса. Обладание ключевыми компетенциями в тех видах деятельности, которые составляют предмет соглашения об аутсорсинге, позволяет аутсорсеру высту­пать в качестве бизнес-партнера организации-заказчика.

Важно понимать, что аутсорсер принимает на себя ответственность за выполнение функций или результат бизнес-процессов, которые он продаёт заказчику. Эта от­ветственность выше, чем при обычных сделках купли-продажи. Это не просто качество услуг (работ) в рамках отдельно взятого аутсорсингового со­глашения, это качество услуг аутсорсинга, которое может играть определяющую роль в функционировании бизнес-системы в целом. От качества услуг аутсорсинга может напрямую зависеть качество продукта или услуги, поставляемой конечному потребителю, а значит, деловая репутация клиента (заказчика). В этой связи передача функций и бизнес-процессов, а также ответственности за их выполнение аутсорсеру, свя­занному с заказчиком только соглашением об аутсорсинге, сопряжена с большим риском.

Практика международного бизнеса и отечественный опыт реализации различных проектов, создают множество самостоятельных решений, основанных на передаче отдельных функций и бизнес-процессов.

В этой связи особого внимания заслуживает инсорсинг как методология, противоположная аутсорсингу. К инсорсингу можно отнести:

ñ расширение основной деятельно­сти предприятия;

ñ использование свободных производственных мощностей в основном и вспомогательном про­изводствах для выполнения сторонних заказов;

ñ выполнение сторонних заказов при наличии свободных мощностей по реализации транспорт­ных услуг;

ñ предоставление услуг по складированию;

ñ разработке информационных технологий и программного обеспечения.

Инсорсинг является одной из возможностей практической ре­ализации стратегии диверсификации и обеспечивает предприятию конкурентные преимущества путём освоения и развития новых функций или направлений деятельности при соблюдении следую­щих условий:

ñ новые виды деятельности, которые выполняются предприятием самостоятельно, должны в будущем развиваться как основные, бизнес образующие;

ñ предприятие должно обладать необходимыми ресурсами и потенциалом для роста и развития, чтобы обеспечить привлечение высококвалифицированных специалистов;

ñ предприятие должно иметь возможности привлечения новых клиентов за счёт расширения деятельности.

Рассматривается в качестве самостоятельного направления и совместный аутсорсинг (co-outsourcing), который представляетвовлечение в решение проблемы, поставленной перед аутсорсером, ресурсов и способностей заказчика (клиента). Таким образом, участники аутсорсинга превращаются в полноценных партнёров. Данное направление аутсорсинга введено в практику бизнеса и применяется в случаях, когда для реализации аутсорсинг-проекта требуется нахождение новых решений, например, создание новых программных продуктов. Совместным аутсорсингом называют также привлечение в качестве исполнителей одновременно нескольких аутсорсеров, что позволяет использовать сильные стороны каждого из них[16].

В качестве отдельных направлений аутсорсинга рассматри­ваются различные цели аутсорсинг-проектов. Это обусловило выделение в самостоятельные направления аутсорсинга:

ñ реструктуризационный аутсорсинг – отказ предприятия от самостоятельного выполнения отдельных функций или бизнес-процессов, сопровождаемый ликвидацией соответствующего подразделения, реструктуризацией активов, высвобождением имущества и капитала (декапитализацией);

ñ трансформационный аутсорсинг – отказ предприятия от выполнения отдельных функций или бизнес-процессов и передача их «на сторону» с целью разработки новых систем собственными силами предприятия или с привлечением ресурсов аутсорсера. По окончании сроков разработки клиент может восстановить соответствующие подразделения на условиях реинсорсинга[17].

В современных условиях практически ни одно предприятие не обладает полным набором внутренних навыков и возможностей для достижения конкурентных преимуществ по всем направлени­ям своей основной и вспомогательной деятельности, что заставляет их прибегать к услугам аутсорсеров. Появление на рынке в качестве аутсорсеров поставщиков мирово­го уровня, удовлетворяющих стратегическим потребностям предприятия, способствует также принятию решения об аутсорсинге. Аутсорсинг в современных условиях становится методологией бизнеса. Аутсорсинг не ставит границ в выборе партнёра.

 

Главная цель аутсорсинга – результат реализации аутсорсинг-проекта должен способствовать повышению эффективности и конкурентоспособ­ности бизнес-системы в целом.

Поскольку в процесс создания новой стоимости – единственный, имеющий смысл для потребителя – вовлечены ресурсы обеих участников аутсорсинга, каждый из них должен стремиться к получению максимальных выгод от такого со­трудничества. Для успешности оказания услуги на аутсорсинг целесообразно учитывать следующие факторы:

ñ установление скоординированной коммуникационной стратегии;

ñ постановку заказчиком целей по аутсорсинговой услуги, включая возможность изменения целей при долгосрочных контрактах;

ñ определение права собственности на участвующий в услуге, или получаемый в результате работ по услуге интеллектуальный продукт.

В контракте на аутсорсинг необходимо детально отразить:

ñ исходное состояние передаваемого направления/бизнес-процесса (наименование работ, количество сотрудников подразделения);

ñ определить понятие снижения расходов с точки зрения заказчика;

ñ установить ответственность поставщика за его достижение;

ñ отразить способ распределения выгод между заказчиком и поставщиком от полученного снижения затрат.

В аутсорсинг-проектах актив­ное участие принимают крупные, средние и малые предприятия, практически всех форм собственности.

В современных условиях на рынке аутсорсинговых услуг аутсорсеры представлены в форме:

ñ небольших фирм-произво­дителей, вовлечённых в процессы производственной кооперации на основе долгосрочных соглашений;

ñ миро­вые лидеры в своей отрасли, постав­ляющие комплекс услуг множеству как крупных, так и относительно небольших компаний через свое под­разделение;

ñ крупные компании-аутсорсеры, широко известные на рынке, одновременно выступа­ющие и в качестве заказчиков услуг (например, в области обучения пер­сонала).

Аутсорсинг бизнес-процессов как форма организации деятельности предприятия оказывает двойственное воздействие на рыночные отношения. С одной стороны, аутсорсинг переводит в сферу рынка бывшие внутренние процессы, которые внутри компании не были включены в систему товарных отношений (бухгалтерия, например).

С другой стороны, аутсорсинг подрывает рыночные отношения. Это заключается в том, что при аутсорсинге цена услуги определяется до начала её предоставления и на длительный период. Кроме того, при простой купле-продаже рыночные трансакции бесплатны, а при аутсорсинге необходимо заключать контракт, следовательно, имеются издержки по контракту.

Таким образом, аутсорсинг – это симбиоз рыночных и нерыночных отношений.

Аутсорсинг как модель хозяйствования предполагает заключение долгосрочных договоров, за время действия которых экономика успевает пройти несколько циклов, соответственно меняются бизнес-приоритеты руководства заказчика (например, снижение затрат на повышение производительности). В то время как поставщик аутсорсинговых услуг первые два-три года теряет деньги, начиная зарабатывать только во второй половине действия контракта, что часто приводит к напряженности и конфликтам с клиентами.

Аутсорсинг призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой хозяйствования. Участники аутсорсинговой системы для повышения эффективности заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи аутсорсингом – более сложной формой экономической организации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.