Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные тенденции развития аутсорсинговых услуг






 

Несмотря на свою относительную зрелость – более 15 лет развития, сектор аутсорсинга остаётся весьма неизученным. Фирм, обеспечивающих аутсорсинговых услуг, появилось немного, а масштабной практикой этих услуг занимается немного компаний. В России пионерами аутсорсинга бизнес-процессов, как и многих других его видов, были иностранные фирмы. Так, в 1994 году свои услуги иностранным фирмам, работающим на территории России, начала предлагать международная компания Intercomp Global Services.

В России аутсорсинг пока ещё не получил такого мощного развития, как в остальном мире. Компании, которые предоставляют аутсорсинговые услуги, как правило, ещё не вычленили эту деятельность в отдельное направление. Но, тем не менее, тенденция увеличения спроса на аутсорсинг в России схожа с мировой. Постепенно приходит понимание, что аутсорсинг является эффективным способом снижения издержек, доступа к новейшим технологиям и возможности сконцентрироваться на ведении своей основной деятельности, и начинает создаваться среда для его успешного внедрения.

Потенциальными клиентами аутсорсинговых услуг в основном являются:

ñ малые предприятия, ограниченные в ресурсах;

ñ крупные компании и банки, которые имеют возможность проведения конкурса с целью отбора наиболее подходящих исполнителей; представительства зарубежных компаний и совместные предприятия, у которых есть опыт использования аутсорсинга;

ñ государственные организации, заинтересованные в привлечении квалифицированных специалистов.

Однако широкому использованию аутсорсинга до сих пор мешает целый ряд факторов. Так, в России пока нет аутсорсинговых компаний, уровень которых удовлетворял бы высоким запросам таких клиентов, как зарубежные компании и банки, а переходу на аутсорсинг в государственных учреждениях зачастую мешает инертность мышления их руководства. Использование аутсорсинга информационных технологий крупными российскими компаниями и банками затруднено вследствие наличия у них собственного штата специалистов по автоматизации и из-за сложности перехода к новому для них типу управления информационными технологиями, поэтому безболезненно IT-аутсорсинг может быть осуществлён только во вновь создаваемых банками филиалах.

Кроме того, российские компании, как, впрочем, и зарубежные, опасаются доверять информацию посторонним, боятся потерять контроль над ситуацией. Однако в России такое недоверие к аутсорсингу усугубляется неразвитостью рынка и не проработанностью законодательной базы.

Мало того, что на рынке существует лишь небольшое количество компаний, занимающихся аутсорсингом, ещё меньше имеется компаний с устойчивой хорошей репутацией. Компаниям сложно найти партнёров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения, причём уклонению от их выполнения также способствует и низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств в России. В нашей стране есть и ещё одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учёт носит полулегальный характер.

Из-за недостаточно широкого рыночного предложения внешних исполнителей компаниям, прибегающим к аутсорсингу, иногда приходится обращаться к потенциальным или фактическим конкурентам, а при передаче слишком многих важных функций стороннему агенту может появиться новый конкурент, хорошо знакомый с данным сектором бизнеса.

Например, при аутсорсинге вспомогательных производственных функций можно столкнуться с проблемами монополизма, особенно за пределами европейской части территории России. Неразвитость рынка приводит и к завышению стоимости выполнения заказа даже при проведении конкурсов, а также к возможности безнаказанного уклонения от качественного исполнения работы, особенно при несовершенстве условий контракта.

Помимо этого, в наследство от советского периода осталась сильная вертикальная интегрированность, что особенно характерно для предприятий добывающей промышленности и металлургии. Боязнь перемен и косность мышления руководства таких предприятий зачастую мешает им отказаться от самостоятельного выполнения некоторых функций. Во многих случаях они пытаются решить проблемы путём выделения вспомогательных подразделений в дочерние предприятия. Несмотря на повышение заинтересованности руководителей подразделений, при таком развитии событий финансовые выгоды будут невелики, поскольку предприятия холдинга всё равно будут делать заказы друг для друга вместо поиска сторонних партнёров, способных обеспечить нужды предприятий по более низкой цене или более качественно.

Опыт развитых стран показывает, что при такой стратегии или компания переходит на аутсорсинг, или снижается её эффективность в целом. Поэтому следует ожидать, что российские предприятия будут в дальнейшем всё более внимательно относиться к аутсорсингу как форме ведения современного бизнеса. В последние годы, во многом благодаря приходу нового поколения менеджеров, стали заметны сдвиги в политике многих предприятий. Сталкиваясь с жёсткой конкуренцией со стороны иностранных фирм, они активно проводят реструктуризацию, продавая активы, ненужные для основной деятельности, и передавая на сторону часть деятельности предприятий.

В отдельных отраслях, например, в строительстве, отказ от самостоятельного выполнения некоторых функций уже давно стал обычным явлением.

Ещё одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых услуг является то, что ведение бизнеса на основе аутсорсинга требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, чёткий финансовый менеджмент и надёжные механизмы контроля качества. К сожалению, в современных условиях такие требования нечасто удовлетворяет менеджмент, как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях.

Одним из важнейших требований к компании-аутсорсеру является обеспечение конфиденциальности информации клиента, для чего она должна быть достаточно крупной, чтобы оставаться неподкупной, и достаточно известной и закрепившейся на рынке, чтобы дорожить своей репутацией. Она должна быть устойчивой и надёжной, чтобы возможность её неожиданного банкротства и поиска клиентом нового аутсорсера была минимальной. И кроме того, такая компания должна быть гибкой, способной полностью понимать задачи клиента и быстро перестаиваться в соответствии с его запросами. Пока таким требованиям в России удовлетворяют лишь немногие компании-аутсорсеры.

И всё же в стране уже сейчас существует большое количество компаний, оказывающих те или иные аутсорсинговые услуги: бухгалтерские и юридические фирмы, рекламные агентства. Причём число их постоянно растёт. Появился ряд компаний, предлагающих услуги IT-аутсорсинга, таких как IBS и EDS-Ланит. К услугам российских программистов систематически прибегают корпорации IBM, Intel, SAP, Parametrics и другие. Образовался и круг постоянных крупных отечественных клиентов аутсорсинговых компаний: ими сейчас являются ведомства – Центробанк и многие министерства, нефтегазовый и металлургический комплексы.

Возможно, новый импульс развитию аутсорсинга в России даст его использование молодыми начинающими предприятиями. Кроме того следует учитывать, что «…развитые страны работают на принципах технологической кооперации. Их взаимная зависимость укрепляет экономическую и политическую стабильность»[11].

Следует отметить, что основной причиной спроса на услуги аутсорсинга является стремление заказчика снизить свои внутренние издержки, в частности, за счёт использования дешевой рабочей силы развивающихся стран, а также желание внедрять в свою каждодневную работу технологические новинки.

В связи с этим следует ожидать возобновления роста спроса (таблица 1)[12].

Опыт развития промышленного аутсорсинга в России и за рубежом показывает, что крупнейшие компании-поставщики услуг аутсорсинга выросли из малого бизнеса.

В ближайшее время в России данная отрасль будет наиболее востребована в следующих направлениях: уборка помещений; проведение ремонтных работ; изготовление несложных изделий; уборка промышленного мусора; утилизация устаревшего оборудования; местные перевозки; выполнение периодических работ на производстве заказчика; управление и подбор персонала; бухгалтерский учёт; переводческие услуги и другие.

 

Таблица 1

 

 

 

*Данные даны по семи регионам: Северна Америка, Латинская Америка, Западная Данные

по следующим регионам: Европа, Восточная Европа, Ближний Восток и Африка, Азиатско-Тихоокеанский

 

Можно обобщить следующие особенности формирования рынка услуг по аутсорсингу в России и странах СНГ: отсутствие насыщенного конкурентного рынка; недостаточное количество надёжных специализированных фирм, имеющих высокую репутацию и готовых предоставить аутсорсинговые услуги; недостаточная управленческая компетенция; отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах; неразвитая культура договорных отношений; нежелание руководства менять сложившуюся практику деловых отношений; необходимость повышения эффективности использования ресурсов; необходимость использования новых технологий при остром дефиците финансовых средств; наличие непрофильных активов; низкая производительность.

Выбирая партнёра из существующих предложений на рынке аутсорсинга, компании ориентируются, в первую очередь, на стоимость услуг. После кризиса, научившего все организации экономить и аккуратно считать средства, это закономерный выбор. Кроме того, явственно видно, что компании хотят получить максимально возможные гарантии надёжности партнёра. В этой связи крайне важны предыдущий опыт работы аутсорсера, репутация на рынке, рекомендации заказчиков, дополнительные гарантии касательно уровня сервиса от самих аутсорсеров. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что знание специфики бизнеса компании, опыт работы в этой сфере даёт провайдеру дополнительные очки и склоняет клиента к выбору в его пользу. Следует особо отметить, что знание специфики бизнеса – это одна из самых болезненных точек работы с аутсорсерами. Специфика русского бизнеса и отдельных отраслей заставляет компании с подозрением относиться к стандартным предложениям от аутсорсеров, предложениям, не диверсифицированным в расчёте на ту или иную отрасль. Из этого можно сделать вывод, что пусть самый лучший, но при этом шаблонный продукт не будет пользоваться спросом на российском рынке.

Проведённые исследования Российской индустрией аутсорсинга UCMS Group позволили охарактеризовать состояние рынка аутсорсинговых услуг в нашей стране. По данным исследования, основными причинами, тормозящими широкое распространение услуг аутсорсинга на российском рынке, являются:

ñ ментальные причины – боязнь утечки конфиденциальной информации, неготовность топ-менеджмента компании и внутреннее сопротивление нововведениям в организации;

ñ внешние причины – недостаток информации об этой услуге на рынке, несовершенство законодательства в сфере регулирования налогового и бухгалтерского учёта, а также высокая стоимость услуг (рисунок 1).

Рис. 1. Причины, препятствующие распространению услуг аутсорсинга

Также как главной причиной, препятствующей широкому распространению услуг аутсорсинга на российском рынке, респонденты считают боязнь утечки конфиденциальной информации. Однако как показывает практика, гораздо сильнее коммерческой тайне и сохранности конфиденциальной информации вредят не внешние партнёры, даже имеющие допуск к закрытым данным, а внутреннее мошенничество. Следует отметить, что с 2011 года аутсорсеры провели масштабную просветительскую кампанию относительно сущности и выгоды своих услуг. При этом вместе с ростом популярности аутсорсинговых услуг выросли и цены[13].

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно. В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.

Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, в том числе информационные, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своём ещё слишком малы, чтобы достойно конкурировать на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм.

Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса – аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений. Очевидные же преимущества, которые приносит аутсорсинг при тщательном поиске партнёров и заключении эффективных контрактов, позволяет предположить бурный его рост в стране уже в ближайшее время.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.