Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация бюджетов и процедуры их формирования






Технология бюджетирования включает виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет организации.

По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели. [12]

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. Их можно классифицировать по следующим признакам (схема 6)

 

 

Таблица 2.4.1 - Классификация бюджетов по основным классификационным признакам

Классификационный признак Вид бюджета
По сферам деятельности предприятия 1.Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего времени содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по данной деятельности
2.Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности
3.Бюджет по финансовой деятельности детализирует показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств
По видам затрат 1.Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг)
2.Капитальный бюджет доводит до конкретных исполнителей результаты текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.
По широте номенклатуры затрат 1.Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (бюджет оплаты труда персонала и т.д.)
2.Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (производственный участок, административно-управленческие расходы и т.п.)
По методам разработки 1.Фиксированный бюджет не зависит от изменения объемов работы (расходы по обеспечению охраны предприятия).
2.Гибкий бюджет устанавливает планируемые текущие или капитальные затраты в виде норматива расходов
По длительности планируемого периода 1.Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой  
По периоду составления 1.Оперативный бюджет прямо связан с достижением целей предприятия (план производства, материально-технического снабжения)
2.Текущий бюджет направлен на планирование текущих целей предприятия
3.Перспективный бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации
По непрерывности планирования 1.Самостоятельный бюджет изолирован, не зависит от других бюджетов
2.Непрерывный бюджет, к которому по окончанию месяца или квартала добавляется новый
По степени содержания информации 1.Укрупненный бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено
2.Детализированный бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим

Различают методы бюджетирования:

1) фондирования,

2) после­довательного бюджетирования,

3) метод с использованием записей на счетах.

Выделяют методы расчета показателей бюджетов:

- «с нулевой точ­ки» (при варианте «с нулевой точки»» бюджет каждый период составляется как бы для вновь стартующего предпри­ятия);

- «от достигнутого» (бюджет каждый период составляется как бы для вновь стартующего предпри­ятия. При методе «от достигнутого» - используется метод экстра­поляции).

Для разработки структуры бюджета конкретного предприятия и основных бюджетных форм необходимо провести анализ специфики деятельности организации по следующим направлениям:

- анализ особенностей реализации продукции предприятия. На данном этапе следует определить структуру и формы планирования доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт; рубли и валюта; в целом по предприятию или по основным ассортиментным группам и т.д.;

- оценка доходов от прочих видов деятельности. Необходимо рассчитать долю доходов от прочих видов деятельности в общей структуре доходов предприятия для того, чтобы определить целесообразность разработки отдельных форм для планирования прочих операций;

- определение специфики производственного процесса предприятия. Этот этап предназначен для выявления необходимости раздельного планирования основного и вспомогательного производства; нормируемых запасов; создания форм для производственных подразделений предприятия;

- анализ организационной структуры предприятия для разработки смет структурных подразделений;

- определение структуры расходов предприятия и определение наиболее значимых статей для более глубокой детализации при планировании.

После разработки структуры бюджета и основных форм необходимо формализовать процедуру бюджетирования. Для этого на предприятии должно быть создано руководство по бюджету.

Руководство по бюджету – это набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей. Эти инструкции выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях должно излагаться, что, когда, как и в какой форме нужно делать.

В этих целях на предприятии необходимо разработать регламент бюджетного планирования, который:

- определяет механизм эффективного взаимодействия структурных подразделений предприятия по производственно-финансовому планированию;

- устанавливает сроки предоставления необходимых документов для формирования операционных и финансового бюджетов предприятия;

- устанавливает порядок внесения изменений в разработанный бюджет предприятия;

- распределяет ответственность за последовательное и своевременное выполнение регламентированных процедур.

Таким образом, следует отметить, что организация бюджетного планирования достаточно сложная управленческая процедура, которая должна охватывать максимальное количество участников, необходимое для своевременного и правильного выполнения регламентированных задач.

Решив организационную задачу бюджетирования, руководство предприятия должно приступить к формированию методологии бюджетного планирования, позволяющей с наибольшей точностью и в кратчайшие сроки получить несколько вариантов будущей деятельности предприятия в целях выбора наиболее оптимального.

Перед тем как приступить к формированию методологии бюджетирования необходимо рассмотреть основные принципы построения системы бюджетов предприятий.

Рассмотрим пошаговую процедуру составления бюджетов.

Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов – оперативного и финансового бюджетов.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет (с детализацией в отдельных бюджетах по всем основным элементам производственных затрат), бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих и административных расходов.

Шаг 1 формирования бюджета продаж.

Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.[1]

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж. К факторам, влияющим на прогноз объема продаж, следует отнести:

- объем продаж предшествующих периодов;

- производственные мощности;

- зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня личных доходов и т.д.;

- относительная прибыльность продукции;

- изучение рынка, рекламная компания;

- ценовая политика, качество продукции;

- конкуренция;

- сезонные колебания;

- долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет.

Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции.

Таблица 2.4.2 – Структура бюджета продаж

 

Наименование продукта Количество Средняя цена Стоимость
Продукт 1      
Продукт 2      
       
Продукт п      

 

После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг — определение размераденежных поступлений от этих продаж.

Коэффициент инкассации(Кi) выражает процент ожидаемых де­нежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции и рассчитывается по следующей формуле:

Ki = , [25, c. 193]

где i –период после отгрузки продукции;

j – месяц отгрузки продукции.

Шаг 2 формирование бюджета производства

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график.

План производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде

Таблица 2.4.3 – Структура бюджета производства

Наименование продукта НЗП на начало периода Выпуск готовой продукции НЗП на конец периода
Продукт 1      
Продукт 2      
       
Продукт п      

Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах - незавершенном производстве - на начало и конец периода.

При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (так называемые переходящие запасы).

Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением. В общем виде его формула выглядит следующим образом:

Запасы Поступление запасов Выбытие Запасы

на начало периода + течение периода = Запасы запасов + на конец периода

Применительно к плану производства балансовое уравнение примет следующий вид:

 

Выпуск Количество Запас ГП Запас ГП

готовой = реализуемой + на конец - на начало

продукции продукции периода периода

С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:

Запуск Выпуск НЗП на НЗП на

Продукции = ГП + конец периода - начало периода

 

 

Шаг 3 формирование бюджета прямых затрат на материалы

В этом бюджете определяются виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

 

Таблица 2.4.4 - Бюджет прямых материальных затрат
Наименование Потребность по видам продуктов, ед. Потребность всего, ед. Учетная цена, руб. Стоимость, руб.
материала Продукт 1 Продукт 2 Продукт п
Материал 1              
Материал 2              
               
Материал п              

 

На предприятиях существуют два основныхме­тода составлениябюджета прямых затрат на материалы :

- нормативный метод;

- аналитический метод. [8, c. 282]

Нормативный метод является наиболее точным, обоснован­ным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные сред­ства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходяизустановленных норм расхода.

На малых предприятиях, как правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае возможно использованиеаналитического метода. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах. [1]

При расчете потребности в заготовлении материальных ресурсов должны быть учтены переходящие запас для проведения расчетов используется рассмотренное выше балансовое уравнение:

Количество Производственная Запасы Запасы

заготавливаемых = потребность в + материальных - материальных

материальных материальных ресурсов на ресурсов на

ресурсов ресурсах конец периода начало периода

 

Шаг 4 формирование бюджета прямых затрат на оплату труда.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

Бюджет прямых затрат на оплату труда отражает потребность в основном производственном персонале и затраты на оплату его труда в предстоящем периоде.

 

Таблица 2.3.5 - Бюджет прямых затрат на оплату труда

  Категория персонала     Потребность по видам продуктов, нормо - час.   Потребность всего, нормо -час.       Часовая ставка, руб.       Всего по сдельной оплате, руб.       Прочие выплаты, руб.       Всего на оплату труда, руб.    
Продукт 1   Продукт п
1-я                
2-я                
                 
п                

 

Шаг 5 формирование бюджета общехозяйственных расходов

Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели:

интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и, аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

Таблица 2.4.6 - План общехозяйственных затрат

Статьи затрат Сумма
Статья 1  
Статья 2  
   
Статья п  
Всего  

Статьями плана (сметы) общепроизводственных затрат могут быть:

- заработная плата аппарата управления предприятием;

- командировки и перемещения;

- содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

- амортизация основных средств и их содержание;

- охрана труда;

- подготовка кадров;

- организованный набор рабочей силы;

- налоги, сборы и отчисления;

- непроизводительные затраты и др.

Шаг 6 формирование бюджета производственных запасов.

Бюджет производственных запасов необходим для формирова­ния двух плановых документов:

- бюджета доходов и расходов - в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции;

- прогноза баланса - в части данных о состоянии запасов го­товой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода. [26, c. 269]

Бюджет производственных запасов составляется в денежном вы­ражении и содержит плановые показатели по запасам готовой про­дукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных средств на конец пе­риода определяется на основе следующих показателей:

- объема производства и реализации продукции;

- затрат на производство, хранение и реализацию продукции;

- норм запаса оборотных средств по отдельным видам товар­но-материальных ценностей и затрат.

Для того чтобы оценитьзапасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость едини­цы продукции.

После определения целевых остатков готовой продукции можно рассчитать себестоимость реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции определяется по следующей формуле:

               
 
Себестоимость реализованной продукции
 
Запас готовой продукции на начало периода
 
Себестоимость произведенной за период продукции
 
Запас готовой продукции на конец периода


= + -

 

 

В свою очередь себестоимость произведенной продукции за планируемый период рассчитывается следующим образом:

               
 
Себестоимость произведенной за период продукции
 
Прямые затраты на материалы
 
Прямые затраты на оплату труда в периоде
 
Общепроизводственные расходы


= + +

 

 

Шаг 7 формирование бюджета коммерческих расходов

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж.

Расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

План коммерческих затрат отражает затраты, связанные со сбытом продукции в предстоящем бюджетном периоде. Поскольку часть статей коммерческих затрат может носить прямой характер по отношению к видам продукции, а часть косвенный, желательно при составлении плана коммерческих затрат разделить затраты на две названные группы.

Таблица 2.4.7 - План коммерческих затрат

 

 

 

 

    Статьи затрат Затраты по видам продуктов, руб. Всего
продукт 1 продукт 2 продукт п
на единицу на выпуск на единицу на выпуск на единицу на выпуск
Прямые затраты на сбыт:              
Транспортные расходы              
Оплата комиссионных              
               
Косвенные затраты на сбыт:              
Затраты на содержание отдела сбыта              
Услуги по предоставлению маркетинговой информации              
               
Всего              

Шаг 8 формирование бюджета общих и административных расходов

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

Шаг 9 формирование прогнозного отчета о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.

Таблица 2.4.8 - Бюджет доходов и расходов

Статьи доходов и расходов Сумма
Доходы по основной деятельности:  
Доходы по направлению 1  
Доходы по направлению 2  
   
Доходы по направлению п  
Прочие доходы  
Всего доходов  
Расходы по основной деятельности:  
Расходы по направлению 1  
Расходы по направлению 2    
   
Расходы по направлению п  
Общехозяйственные расходы  
Коммерческие расходы  
Прочие расходы  
Всего расходов  
Результат  

 

 

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя бюджет капитальных затрат, бюджет денежных средств предприятия и подготовленные на их основе совместно с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. [1]

Шаг 1 формирование бюджет капитальных расходов.

Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Бюджет инвестиций (план капитальных затрат) отражает инвестиции, которые предприятию необходимо осуществить в предстоящем бюджетном периоде с указанием их размера и направления использования

Таблица 2.4.9 - Бюджет инвестиций

 

 

Наименование проекта Направление инвестиций Всего
приобретение оборудования работы, выполняемые собственными силами услуги сторонних организаций
Проект 1        
Проект 2        
         
Проект п        
Всего        

 

Шаг 2 формирование бюджета движения денежных средств.

Бюджет денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа.

В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия. Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки. Взаимоотношения между общим бюджетом и бюджетом денежных средств можно показать следующим образом:

Таблица 2.4.10 - Взаимоотношения между общим бюджетом и бюджетом денежных средств

Элементы бюджета денежных средств Источники информации
Поступления денежных средств
От продаж за деньги Поступления от продаж в кредит Поступления от продажи своих активов Полученные займы Бюджет продаж (с платой). Бюджет продаж (в кредит), плюс порядок поступления денег (определенный процент в первый месяц, во второй и т.д.).   Прогнозный отчет о прибылях и убытках.   Бюджет денежных средств предыдущих месяцев.
Выплаты денежных средств
За прямые материалы. За вспомогательные материалы     За прямой труд За ОПР За коммерческие расходы За общие и административные расходы   За капитальные затраты Налоги на прибыль   Расходы по процентам Возврат займов Бюджет закупки/использования материалов. Бюджет общепроизводственных расходов (ОПР) и бюджет закупки материалов. Бюджет по труду Бюджет ОПР Бюджет коммерческих расходов Бюджет общих и административных расходов Бюджет капитальных затрат Оценки из отчета о прибылях и убытках прошлого года и предположения текущего года. Прогнозный отчет о прибылях и убытках Кредитные договора

 

 


Таблица 2.4.11 - Бюджет движения денежных средств

 

Источники поступлений и направления выплат Сумма
Сальдо на начало периода  
Поступления,  
в том числе:  
выручка от реализации по основной деятельности:  
погашение дебиторской задолженности  
по текущей реализации  
полученные авансы  
выручка от прочей реализации  
бюджетное и целевое финансирование  
кредиты и займы  
дивиденды и проценты к получению  
штрафы и пени к получению  
Выплаты,  
в том числе:  
по текущей деятельности:  
оплата материалов и энергии  
услуги со стороны  
оплата труда  
по капитальным вложениям:  
приобретение машин и оборудования  
услуги со стороны  
расчеты с бюджетом  
выплаты по кредитам и займам  
Результат периода  
Конечное сальдо  

 

Шаг 3 формирование прогнозный отчет о финансовом положении.

 

В процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия в целом. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета. Именно в этой точке руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет или необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова. [1]

Таким образом, подводя итог, хочется отметить, что методология бюджетного планирования состоит из следующих этапов:

1) Определение прогнозных макроэкономических показателей. На данном этапе необходимо определить индексы изменения цен по основным бюджетным статьям, а также темпы инфляции и курсы валют, используемых предприятием.

2) Определение состава потенциальных потребителей продукции и услуг предприятия, а также потенциальных поставщиков сырья и материалов. Главная задача этого этапа проранжировать основных контрагентов предприятия для выбора наиболее оптимальных с учетом вероятности контрактов, формы оплаты, отсрочки платежа и т.д.

3) Определение величины запасов. Данный этап имеет целью определение величины предполагаемых запасов готовой продукции и ТМЦ, незавершенного производства на начало планового периода, а также нормируемых запасов, необходимых для стабильной работы предприятия.

4) Анализ производственных мощностей предназначен для характеристики производственной специфики предприятия: определения максимальных возможностей по выпуску продукции в зависимости от мощностей используемого оборудования (откорректированных с учетом планируемых остановок), а также пересечения технологических маршрутов отдельных видов изделий (конкурирующих продуктов).

5) Анализ производственных норм отражает потребности предприятия в ресурсах для производства продукции с учетом сложившихся технологий.

6) Составление смет условно-постоянных затрат структурных подразделений предназначено для детального определения потребности каждого подразделения в различных ресурсах, необходимых для нормальной работы в течение анализируемого периода.

7) Бюджет продаж предприятия формируется при составлении программы производства на основании ранжирования спроса клиентов, определения величины нормируемых запасов и внутренней потребности в полуфабрикатах и продуктах вспомогательного производства, производственных мощностей с учетом остановок производства, а также ранжирования предложения поставщиков и устранения дефицита сырья и материалов.

8) Бюджет закупок сырья, материалов и энергоресурсов показывает потребность предприятия на производственную программу с учетом определения закупок у конкретных поставщиков.

9) Бюджет оплаты труда определяет расходы на заработную плату основных производственных рабочих в зависимости от полученной производственной программы.

10) Бюджет постоянных расходов подразделений обобщает совокупную потребность каждого конкретного подразделения в различных видах материально-финансовых ресурсов в плановом периоде.

11) Прогноз себестоимости основной и прочей продукции. Данный этап необходим для определения производственной и полной себестоимости продукции предприятия, а также величины прибыли и рентабельности реализованной продукции. После определения прибыли от основной деятельности прогнозируют внепроизводственные доходы.

12) Прогноз доходов и расходов предприятия обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период и показывает финансовую эффективность принятых управленческих решений.

13) Прогноз движения денежных средств состоит из двух частей – ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой. Также планируется приток денежных средств и из других источников. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов.

14) Анализ прогнозных финансовых отчетов в сравнении с базовым годом. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения и проектного бухгалтерского баланса для сравнения с базовым годом.[1]

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.