Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 16. 1)Вопрос: Техническое обслуживание колес и шин






1)Вопрос: Техническое обслуживание колес и шин. Виды износа протектора.

Ответ: Шины являются важным и дорогостоящим элементом конструкции автомобиля. В зависимости от грузоподъемности автомобиля, его конструкции и условий эксплуатации на приобретение, обслуживание и ремонт шин приходится 6–15 % себестоимости транспортной работы.

Работы, связанные с монтажом-демонтажем шин, их обслуживанием, ремонтом (подкачкой, балансировкой и т. д.), составляют 3–7 % общей трудоемкости ТО и ремонта автомобилей. От 3 до 6 чел. на АТП средней мощности заняты технической эксплуатацией шин. В зависимости от конструктивных особенностей шин расход топлива автомобиля может меняться на 4–7 %. Несоблюдение параметров технического состояния шин приводит к росту расхода топлива до 15 %, почти вдвое увеличивается вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Шина устанавливается на обод и вместе с ним и диском образует автомобильное колесо. Основным элементом шины является каркас. Его изготавливают из кордной ткани: текстиля, синтетических волокон, стальной проволоки, стекловолокна и пр. Стоимость каркаса составляет примерно 60 % стоимости шины, а протектора – 5–7 %. Долговечность каркаса в 2–3 раза больше, чем протектора, поэтому при износе протектора шину целесообразно восстановить, наложив (привулканизировав) новый протектор.

По мере износа протектора меняются характеристики шин, что отражается на эксплуатационных свойствах автомобиля. Высота рисунка протектора новых грузовых шин 16–20 мм, легковых 8–10 мм. С уменьшением высоты рисунка протектора возрастает вероятность дорожно-транспортных происшествий, ухудшаются тягово-сцепные качества шин на большинстве опорных поверхностей (особенно увлажненных или заснеженных). Однако на сухих дорогах шины с изношенным протектором имеют меньшие потери при деформации, что уменьшает сопротивление качению и обеспечивает сокращение расхода топлива. Поэтому замену изношенных шин на новые целесообразно проводить в начале осенне-зимнего сезона. Это будет способствовать увеличению ресурса шин. Новые шины на начальном этапе эксплуатации имеют высокую интенсивность износа протектора. На мокрых и скользких покрытиях износ в несколько раз меньше, чем на сухих дорогах, особенно при летних температурах.

Первым циклом эксплуатации шины считается период ее работы до износа протектора или какого-либо повреждения, которое невозможно устранить в условиях АТП: вторым (и последующим) цик- лом – работа шины на новой беговой дорожке, наваренной на изношенную покрышку при отсутствии серьезных повреждений ее конструктивных элементов. Эти шины принято называть восстановленными.

Основной причиной снятия шин легковых автомобилей является износ протектора до предельной величины. Равномерный износ протектора достигается только у четвертой части шин. У остальных – различные виды неравномерного износа: односторонний, по центру, по краям, пятнистый. При повышенном давлении интенсивней изнашивается центральная часть беговой дорожки. Нити корда находятся под большим напряжением. На плохих дорогах резко возрастает вероятность повреждения шины.

Различают два вида дисбаланса – статический и динамический.

Статический дисбаланс – это неравномерное распределение массы шины (колеса) относительно оси вращения. Если такое колесо имеет свободу вращения, тяжелая часть всегда опустится вниз. При движении статический дисбаланс вызывает биение (колебание) колеса в вертикальной плоскости, возникает вибрация кузова, ослабевают крепежные и сварочные соединения.

Динамический дисбаланс – это неравномерное распределение массы шины (колеса) относительно центральной продольной плоскости качения колеса. При движении биение колеса происходит в горизонтальной плоскости. На детали рулевого привода и механизма (при дисбалансе передних колес), на подшипники ступицы действует знакопеременная высокочастотная нагрузка и они интенсивнее изнашиваются. Характерным признаком такого дисбаланса является биение (вибрация) рулевого колеса.

Нормальный износ шин

Осмотр шин автомобиля дает вам возможность получить информацию о состоянии шин и колес, об особенностях использования автомобиля, о его возможных дефектах, а также о стиле вождения. Так, например, спортивный стиль вождения приводит к другой картине износа шин, чем спокойный. Для корректной оценки необходимо осматривать все колеса. Износ шины зависит от ее месторасположения на автомобиле. Особенно ярко это видно на примере легкового заднеприводного автомобиля, так как в нем по-разному распределяется нагрузка между ведущими и управляемыми колесами.

Зависимость износа шин от скорости движения

Во время движения шина изнашивается - это определяется с помощью измерения высоты оставшегося протектора. Износ шины должен быть равномерным по всей окружности, при достижении минимальной высоты протектора шина считается изношенной полностью и подлежит замене. Износ шины в первую очередь определяется стилем вождения. Резкое ускорение и торможение изнашивает шину быстрее, чем равномерное движение.

Износ управляемых и ведущих колес

В связи с разной нагрузкой ведущие и управляемые колеса имеют разную картину износа. Управляемые колеса больше изнашиваются по бокам, так как именно на эту часть шины приходится основная нагрузка в повороте. Шины на ведущих колесах изнашиваются больше посередине, так как именно эта часть шины контактирует с асфальтом и передает вращение колеса на дорогу. На автомобилях с передним приводом износ " суммируется" - в этом случае изнашивается вся шина равномерно и ее центральная часть и боковые стороны.

 

Односторонний износ

Односторонний износ (возможное снижение ходимости от 15% до 30%) - встречается чаще других, так как причин его появления несколько. Односторонний износ шин может быть вызван ошибкой в геометрии подвески. Для определения причины в этом случае необходимо проверять схождение и развал колес. Износ на внешней стороне шины может быть вызван избыточным положительным схождением или развалом колес. Износ на внутренней части шины наоборот является причиной избыточного отрицательного схождения колес или развала колес. Езда с нулевым развалом приводит к равномерному, но усиленному износу шин. Кроме того, это увеличивает сопротивление шины качению и увеличивает расход топлива. Кроме шин управляемой оси, одностороннему износу могут быть подвержены и шины других осей - снова из-за проблем с геометрией. Это либо отсутствие соосности, либо деформация самих осей. На рулевых шинах для тягачей односторонний износ может появиться в связи с условиями эксплуатации транспортного средства. Ещё одной из причин является прохождение поворотов на повышенных скоростях. Чтобы не допустить появления одностороннего износа, нужно следить за состоянием ходовой, периодически проверять геометрию и отказаться от агрессивного стиля вождения.

Двусторонний и центральный износы

Двусторонний и центральный износы (возможное снижение ходимости от 5% до 10%) появляются по одной и той же причине - несоответствие давления в шинах. При давлении ниже нормы шина начинает больше изнашиваться по краям, и получается двусторонний износ. То же происходит и при перегрузе - шина даже с нормальным давлением едет, как приспущенная. Любители перекачивать шины получают другой результат: нагрузка по пятну контакта распределяется не равномерно, а ближе к центру, значит, шина изнашивается быстрее в центральной части протектора. Тот, кто следит за давлением в шинах и не перегружает машину, с такими проблемами не сталкивается.

Многочисленные места износа по окружности

Пятнистый износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) является прямым следствием дисбаланса. Особенно характерен он для шин рулевой оси, но может появляться на всех осях. Если такой износ стало видно невооруженным глазом, проблема налицо. Балансировка исправит ситуацию, но лишь частично: колесо, потерявшее округлость, будет изнашиваться более интенсивно. Поэтому игнорировать балансировку при покупке и установке новых шин себе дороже. Повторяющиеся места износа по окружности шин могут быть причиной неисправности подвески (рычаги, амортизаторы, пружины). После диагностики и ремонта подвески шину нужно заменить, так как такой характер износа больше не обеспечивает ее равномерное вращение, и колесо будет " бить".

Локальный износ в виде пятна

Износ в виде пятна на одном месте - это результат экстренного торможения с заблокированным колесом. Равномерность вращения колеса в этом случае также нарушена и шину придется заменить. Если оставить автомобиль на длительное время на стоянке, то существует риск образования на шинах плоских площадок, которые потом во время движения будут вызывать биение колес. Рекомендуется увеличить давление в колесах, если оставляете автомобиль на длительный срок. Аналогичный эффект может вызвать также остановка автомобиля после интенсивного спортивного вождения - разогретые шины легко деформируются в местах контакта с дорожным покрытием и практически " застывают" в таком состоянии. Этот дефект исправить легко - после прогрева шин они снова приобретут круглую форму.

Гребенчатый (пиловидный) износ

Гребенчатый (пиловидный) износ (возможное снижение ходимости от 10% до 20%) - это одна из форм неравномерного износа. Его часто можно наблюдать у шин ведущей оси с блочным рисунком протектора. Он вызван тем, что во время движения шина деформируется - в месте контакта с дорогой протектор вдавливается внутрь (блоки сминаются и протаскиваются по дорожному покрытию), а по мере вращения колеса дальше снова выпрямляется. Это приводит к тому, что на фронтальной кромке протектор изнашивается больше, чем на задней. Результатом такого износа становится увеличения шума качения шин. Избежать появления гребенчатого износа невозможно, но с помощью перестановок можно снивелировать его негативное влияние на ходимость шины. Водители тоже могут повлиять на ситуацию: если на педаль газа наступать по возможности плавно, гребенчатый износ будет минимальным. Для выравнивания такого износа шины обычно переставляют местами, так как шины на неведущем мосту больше подвержены такому износу. Низкое давление в шинах также увеличивает пиловидный износ.

Езда с неправильным давлением в шинах

Из-за недостаточного давления в шине она прогибается посредине и в результате интенсивно изнашивается по краям. Избыточное давление в шине приводит к обратному эффекту - изнашивается ее средняя часть.

Достоверно известно, что идеальную шину создать невозможно. Если сделать ее экономичной, она будет слишком жесткой и небезопасной. И наоборот, мягкая долговечная шина с хорошим сцеплением неминуемо будет обладать повышенным сопротивлением качению. Производители стремятся найти оптимальное решение, но это в любом случае будет компромиссом между долговечностью, надежностью, безопасностью и экономичностью.

2)Вопрос: Радиатор назначение, устройство. Вентилятор охлаждения, его привод и назначение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.