Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.




Чистая монополия возникает, когда одна фирма выступает на рынке единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей. Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это потому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное число продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продукции.

Существование чистой монополии во многом предопределено наличием барьеров для вступления в отрасль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии но также и к «частичным монополиям»- довольно распространенному в экономике явлению.

На пути проникновения фирмы в отрасль прежде всего становятся относительно низкие издержки пр-ва. Уровень технической и технологической оснащенности современных пр-в настолько высок, что эффективное малозатратное пр-во может быть достигнуто только при весьма крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, нефтехимической отраслей экономики. Каждая из них контролирует до 1/3 рынка своих товаров . естественно, что конкурентам чрезвычайно трудно войти в эти отрасли. В итоге получается, что контролируют пр-ва ряд базовых отраслей, традиционно и исторически заполняющие ее.

Регулируемая естественная монополия

Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом

Ра- регулируемая цена

Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв

Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек

Негативные последствия монополии:

- завышение цены

-занижение объема выпуска

- неэффективное использование привлеченных ресурсов

- завышение прибыли

Чистых монополий в реальном мире очень мало, они чаще появляются на местных рынках, чем на национальном и мировом. Власть монополистов ограничивают различные акторы, например:

-спрос на продукцию монополистов не является абсолютно неэластичным, а это сужает возможности завышения монопольной цены.

- монополистические барьеры не явлются непреодолимыми, следовательно, сохраняется угрза потенциальной конкуренции

- пострадавшие от монопольной практики группы населения способствуют созданию механизма защиты общества от власти монополий.

 

17 Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.



Формы ценовой дискриминации (ЦД):

1) совершенная ЦД

2) ЦД по объему покупки

3) ЦД на сегментированных рынках

I имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.

II Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.

III предполагает установление разных цен для разных категорий покупателей: студентов, пенсионеров, детей дошкольного возраста.

Все виды ценовой дискриминации позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителя в свою пользу.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал