Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историческая школа Германии и ее роль в становлении экономической истории как науки






«Историческая школа Германии» (или «немецкая историческая школа») – альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, возникшее в период объединения германских земель в середине девятнадцатого века.

В процессе эволюции исторической школы Германии выделяют три этапа. Первый этап охватывает период 40-60-х гг. 19в. и получил название «Старая историческая школа». Основными представителями этого периода являются Вильгельм Рошер (1817 – 1894), Бруно Гильдербранд (1812 – 1878), Карл Кинс (1821 – 1898).Второй этап приходится на 70-90-е гг. 19в. и называется «Новая историческая школа». Основными авторами того времени являются Луи Брентано (1844 – 1931), Густав Шмоллер (1838 – 1917), Карл Бюхер (1847 – 1931). Третий этап имел место в течение первой трети 20в. под названием «Новейшая историческая школа». Основными выразителями интересов данного этапа развития явились В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф.

Главные идеи были сформулированы теоретическими предшественниками данного направления экономической мысли — А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как:

- особая и значительная роль для экономической науки истори­ческого метода;

- характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки;

- учет влияния на национальное хозяйство не только экономи­ческих, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок;

- признание общественного интереса нации выше личного ин­тереса индивидуума.

Немецкая историческая школа представляет собой главное еретическое направление в экономической науке XIX века. Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями:

  1. Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии.
  2. Антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии.
  3. Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования
  4. Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
  5. Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободным от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Короче говоря, человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности.
  6. Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых.
  7. Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящей в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
  8. Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано, прежде всего, скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.