Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудису)




Таблица 2

№ п/п Параметры обучающей модели Традиционная модель обучения Универсальная модель обучения  
1. Единица управления Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем.
2. Цели Усвоение предметно-дисциплинарных знаний Развитие личности
3. Ролевые позиции учителя и стиль руководства Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается.
4. Мотивационно-смысловые установки учителя Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии.
5. Характер организации учебно-познавательной деятельности Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач.
6. Формы учебных взаимодействий и отношений Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством. Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью.
7. Контроль и оценка Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых.
8. Мотивационно-смысловые позиции обучаемых Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности.

Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) моделях обучения*

Таблица 3

№ п/п Параметры педагогической деятельности Характеристика педагогической деятельности
Традиционная (знаниевая, теоретическая) модель обучения Современная (универсальная, способностная) личностно-ориентированная модель обучения
       
1. Ценности педагогической деятельности Достижение проектных целей Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию
2. Цели педагогической деятельности Достижение проектных целей Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых
3. Характер педагогического воздействия Проектное содержание транслируется педагогом независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью
4. Учет индивидуальных особенностей Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики
5. Учет ситуации Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно Постоянная рефлексия ситуации
6. Учет позиции ребенка в учебном процессе Ученик – объект педагогического воздействия Ученик – субъект кооперативной деятельности
7. Позиция учителя в учебном процессе Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика
8. Характеристика результата педагогического процесса Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности)
9. Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.