Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как сложный многогранный феномен






Наука - сложный многогранный феномен, который можно рассматривать в разных планах. В культурологическом плане - это компонент культуры, это форма передачи позитивного опыта, обеспечивающая прогресс общества, преемственное его развитие.

В логико-гносеологическом плане—это система знания, особая форма общественного сознания, отличающаяся от других форм по цели, глубине, способу отражения мира.

В деятельностном плане наука - это особая деятельность, направленная на получение и применение знаний.

В практическом плане - это непосредственная производительная, практическая сила общества, преобразующая не только материальное производство, но и духовную сферу. Наука - это великая духовная, нравственная и интеллектуальная сила общества. Чем больше развивается общество, тем больше его прогресс обеспечивается развитием и применением науки.

В институциональном плане - это особый социальный институт, придающий устойчивость и определенность общественным отношениям и вместе с тем ускоряющий общественное развитие. Институциональный характер деятельности означает, что в современную эпоху научная деятельность является целевой иерархизированной деятельностью, имеет сложные организационные формы, опирается на специальную материальную базу, систему специальных методов.

В информационном плане - это система, созданная для сбора анализа и переработки информации.

Таким образом, наука - это не просто система знаний, но и процесс их получения и применения, это и результат специализированной деятельности, которая целевым образом организована и имеет материальное и методическое обеспечение.

В каком бы плане ее не рассматривать, наука остается продуктом мирового развития и носит общечеловеческий характер. Несомненно, развитие науки в отдельных странах имеет свою специфику и требует специального анализа, особенно ее институциональные формы. Однако важно помнить о глобальном, мировом ее характере, о недопустимости абсолютизации и противопоставления временных и пространственных границ (советская, украинская наука и т.п.).

В сложной природе науки заключены внутренние противоречия, которые являются источником ее развития. Наука не только система знания, но и бесконечный процесс его развития, а, следовательно, отрицания старого. Науке внутренне присущ инновационный характер. Вместе с тем, ее институциональные формы служат закреплению того, что затем преодолевается, разрушается.

Наука прошла сложный и длительный путь развития. Первые ее проявления можно обнаружить в глубокой древности. Это знания в области астрономии, математики, механики, медицины, которые находили практическое применение уже в древнем Египте, Греции, а. также в странах древневосточной цивилизации. Процесс накопления и применения знаний продолжается на протяжении всей истории. Постепенно складываются и организационные, и нормативно-ценностные формы научной деятельности.

Однако долгое время, вплоть до XX столетия наука не представляла собой целостное, развитое, самостоятельное социальное образование. Она развивалась в рамках иных социальных институтов религии, образования. И хотя элементы профессионализма в научной деятельности появились уже давно, общество упорно рассматривало науку, главным образом, как любительское занятие, как форму проведения досуга.

Наука выполняет две основные социальные функции: познавательную и практическую. Первая направлена на поиск нового, анализ сущности процессов и явлений, выявление закономерностей их развития, вторая направлена на применение знания, его использование в различных сферах общества. В соответствии с этим разграничиваются 3 вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработочные (инженерные). С развитием общества возрастает влияние науки на все стороны жизни общества, при этом изменяется! роль прикладных исследований, растет их удельный вес в систем науки.

В США в 80-е годы 10% ученых были заняты фундаментальными исследованиями, 20% - прикладными, 70% - разработочными.

По мере превращения в целостное образование сама наука все чаще становится предметом специального исследования. Получают развитие философия и история науки, оформляется науковедение как общая наука о науке. В 50-е - 60-е годы американским социологом Р. Мертоном закладываются основы социологии науки. В 70-е годы получает развитие наряду с нормативной концепцией Мертона когнитивная концепция в виде социологии научного знания. Яркие представители этого направления - американский историк науки Т. Кун и английский социолог М. Малкей.

Т. Кун подвергает критике мертоновскую концепцию общего понимания науки. В его книге «Структура научных революций» (наука рассматривается как парадигма, принятая научным сообществом). По мысли Т. Куна, ответить на вопрос, истинно ли знание, можно только с учетом того, с позиции какой парадигмы его рассматривает. То, как мы видим мир, зависит от того, как мы на него смотрим.

Т. Кун раскрывает особенности, механизм развития науки. Наука, по его мнению, развивается не путем наращивания новых знании а через периодическую коренную трансформацию и смену основных представлений, через научные революции, через смену парадигм [20, 123-125].

Парадигма, по Куну, - это не только теория, но и принципиально новый подход к решению научных проблем, способ действования, новый путь, новая модель решения исследовательских задач. Анализируя теорию развития науки, Т. Кун показывает, что развитие науки происходило именно таким образом. Он приводит пример с возникновением астрономии Н. Коперника, теорией относительности, которая сформулировала новую парадигму, теорией Ч. Дарвин и др.

На примере социологии также можно убедиться в том, что наука не простое накопление знаний, а сложный противоречивый процесс появления нового. Роль новой парадигмы в свое время сыграл марксизм, который потребовал осмысления всех социальных процессов с точки зрения их диалектического отношения с экономическими формами при общем формационном подходе к истории развитая общества. В 30-е - 40-е годы XX ст. был сформулирован новый подход к социологическому исследованию - структурно-функциональный анализ. В 80-е - 90-е годы все чаще отстаивается мысль о влиянии на развитие науки сочетания различных парадигм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.