Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент






2 Парламент Премьер министр Конституционный совет

 

3 Сенат Мажилис Правительство Верховный суд Прокуратура

 

4 Маслихаты Акимы Правоохранительные органы

 

Высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции, является парламент, состоящий из сената (верхняя палата парламента) и Мажилиса (нижняя палата парламента). Законодательная власть вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Правительство осуществляет исполнительную власть в РК, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Во всей своей деятельности оно ответственно перед Президентом, а также подотчетно парламенту. Задача правительства в сфере регулирования экономики – создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны. Правительство разрабатывает основные направления социально-экономического развития; разрабатывает и представляет парламенту бюджет и отчет о его исполнении; организует управление госсобственностью.

В обязанности премьер-министра входят управление и координация деятельности отраслевых министерств и ведомств.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых законодательными органами власти. Она осуществляется Верховным судом и Конституционным Советом.

Органы государственного управления условно можно разделить на 2 категории:

1. группа министерств и ведомств, отвечающих за национальную безопасность страны;

2. группа министерств и ведомств, ответственных за развитие национальной экономики.

По мере развития рыночных отношений и увеличения форм хозяйствования возникает необходимость совершенствования организационной структуры управления. Это осуществляется за счет:

- упрощения структуры;

- устранения дублирующих функций;

- сокращение штатных излишеств;

- четкого разграничения функций, прав и ответственности по всей иерархии управления;

- координации и взаимодействия органов управления при решении общих задач в республиканском, региональном и программном разрезах.

В настоящее время в РК действуют 17 Министерств, государственные комитеты, а также другие ведомства. К числу важнейших органов, ответственных за экономическую ситуацию в стране, относятся:

- Министерство экономики и бюджетного планирования

- Министерство финансов

- Национальный Банк РК

- Министерство индустрии и торговли

На министерство экономики и бюджетного планирования возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны, таких как прогноз, индикативный план (комплексная народнохозяйственная программа развития), целевые программы по развитию отдельных важнейших направлений экономики.

Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах. В структуре Минфина существует Казначейство, которое аккумулирует и фактически распределяет бюджетные средства государства, осуществляет контроль исполнения бюджета.

НацБанк страны несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране, за курс тенге, его устойчивость, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Проблемы инфляции также находятся в компетенции НацБанка и Минфина.

Министерство индустрии и торговли ответственно за развитие отраслей, секторов экономики, индустриально-инновационное развитие национальной экономики, вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Важное значение имеют органы местного самоуправления:

- органы местной представительной (маслихаты)

- исполнительной власти (акиматы), которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории (14 областей).

Первые выражают волю населения и с учетом общегосударственных интересов, определяют меры для их реализации. Вторые обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти.

Все структуры государственного управления экономикой руководствуются Концепцией, базирующейся на политике, целях и приоритетах экономики. Данная концепция управления – разработка практических и эффективных направлений по осуществлению макроэкономической, структурно-инвестиционной и внешне-экономической политики при оптимальном использовании преимуществ плановой и рыночной модели координации хозяйственной деятельности общества.

Инструментами концепции являются:

- прогнозирование и стратегическое планирование;

- финансово-бюджетное регулирование

- налоговое регулирование

- денежно-кредитное регулирование

- ценовое регулирование

- таможенное регулирование

- нормативно-тарифное регулирование

- административно-правовое и лицензионное регулирование.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Современные проблемы управления экономикой Казахстана

2.Отличительные особенности республики Казахстан в управлении социально-экономическим развитием. Институциональные преобразования

3.Условия экономического роста. Пути перехода к новой экономике

4.Зарубежный опыт социально-экономического развития

5.Социально-психологические, исторические проблемы управления экономикой РК

 

Использованная литература:

1.Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система - Алматы: Гылым, 2000

2.Каренов Р.С.Экономические функции государства - Караганда, КарГУ, 2000

3.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация - Алматы: Гылым, 1997

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.