Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дисциплины в структуре образовательной программы. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору.




Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору.

5. Тематический план курса

Название раздела Всего часов Ауд. работа Самостоя­тельная работа
Лекции Семинары
Основные проблемы современной социолингвистики и задачи курса
Социальные различия в языке  
Язык и этничность  
Билингвизм  
Контактные языки  
Языковая политика  
Билингвизм и образование  
Анализ дискурса  
Этнография речи  
  Всего

 

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля 1 год Параметры **
Текущий   Эссе   *     В аудитории, 60 минут, 3-4 тыс. слов
Итоговый Зачет   *     письменный зачет 90 мин.
               

Текущий контроль – эссе.

Итоговый контроль – зачет.

Критерии оценки знаний, навыков

 

Для успешной аттестации каждый слушатель обязан:

 

  • посещать семинары, читать литературу к занятиям и принимать активное участие в ее обсуждении;
  • сделать как минимум один доклад;
  • сдать две письменные работы;
  • написать рецензию на письменную работу кого-то из коллег.

Доклад:

Презентация научной статьи или части монографии по одной из тем курса (на выбор студента). Доклад должен отражать содержание работы, ее методологию, научный контекст, а также критическое осмысление. Устное выступление сопровождается раздачей хэндаутов или презентацией. Основные критерии оценки докладов − адекватность источнику, доступность и наглядность изложения.

Письменные работы:

Письменная работа 1 − проект научного исследования по одной из тем курса, реально планируемого или условного. В проекте должны быть представлены: название (тема); цели и задачи исследования; обоснование актуальности и новизны (краткая история вопроса, обзор существующих исследований на эту и сходные темы, исследовательские вопросы и гипотезы); методология исследования (на какие исследования ориентируетесь, в какой парадигме будут интерпретироваться результаты); материал и методы его сбора (максимально подробно: типы источников, объем выборки, приблизительный объем языкового материала, доступ к полю, способы фиксации и пр.); способы анализа собранного материала; план исследования (этапы, порядок действий, приблизительное «расписание»); библиография. Объем работы − 20−25 тыс. знаков. Темы студенты выбирают из списка преподавателя или предлагают сами.



Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем.

Содержание курса

 

Основные темы курса

1. Введение

Задачи курса. Основные проблемы современной социолингвистики. Методы сбора материала. Этические принципы полевой работы в рамках дисциплины.

Литература к семинарам (обязательная)

Гулида В.Б. Современная англоязычная социолингвистика // Язык и речевая деятельность. СПб, 1999. С. 305-326.

Дополнительная литература / материалы к докладам

Вахтин Н. Б. Несколько замечаний об этике полевых исследований на Крайнем Севере России // Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии. М., 2002. С. 316−328.

Кибрик А. Е. Методика полевых исследований (к постановке проблемы). М.: Изд-во МГУ, 1972.

Bowern C. Linguistic fieldwork: a practical guide. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008.

2. Социальные различия в языке

Методы вариационной социолингвистики. Количественные методы. Социолингвистическая переменная. Исследования социальных диалектов У. Лабовым, модель стратификационно-стилистического варьирования языка. Методика «парных масок». Качественные методы в социолингвистике.



 

Литература к семинарам (обязательная):

Лабов У. Отражение социальных процессов в языковых структурах // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975. С. 320–334.

Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975. С. 96–181

Дополнительная / литература к докладам

Milroy L. Observing and analyzing natural language. Oxford, 1997. P. 75–87. (“The Belfast projects”).

 

3. Язык и этничность

Идентичность, типы идентичности. Этническая идентичность. Конструирование этничности. Национализм. Этничность и перепись. Язык как маркер идентичности и влияние национализма на сохранение языка.

Литература к семинарам (обязательная):

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. С. 180−203.

Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. М., 2006. С. 9−48.

Fishman J. A. Language and ethnicity: the view from within // The Handbook of Sociolinguistics / F. Coulmas (ed.). Oxford: Blackwell, 1997. P. 327–343.

Дополнительная / литература к докладам

Карпенко О. Быть «национальным»: страх потерять и страх потеряться. На примере «татар» Санкт-Петербурга // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998. С. 37−96.

Соколовский С. Кряшены во Всероссийской переписи населения. М., 2004.

Этнография переписи-2002 / Под ред.Е. Филипповой, Д. Ареля, К. Гусеф.М., 2003 (один регион на выбор студента).

Fishman J. A. Language and Ethnicity in minority sociolinguistic perspective. Clevedon, Philadelphia: Multilingual Matters Ltd, 1989.

Hoare R. An integrative approach to language attitudes and identity in Brittany // Journal of Sociolinguistics. 2001. Vol. 5. № 1. P. 73–84.

 

4. Билингвизм

Переключения и смешения кодов. Распределение языков у билингвов. Усвоение второго языка. Полуязычие. Языковой престиж, диглоссия. Типы многоязычных ситуаций. Доминирующий язык. Миноритарные языки. Языки, находящиеся под угрозой исчезновения. Языковой сдвиг и языковая смерть. Ревитализация языков.

 

Литература к семинарам (обязательная):

Appel R., Muysken P. Language Contact and Bilingualism. – London.: Edward Arnold & Co., 1987. – P. 1 – 151, 187 – 199

Дополнительная / литература к докладам

Dorian N. C. Language shift in community and individual: The phenomenon of the laggard semi-speaker // International Journal of the Sociology of Language. Vol. 25. 1980. Р. 85‑94.

Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике.Вып.6.Языковые контакты.М.:Прогресс, 1972. С.25-60.

Вахтин Н.Б. Условия языкового сдвига // Вестник молодых ученых. Cерия Филологические Науки, 2001. №4. С.11-16.

Дополнительная / литература к докладам

Dorian N. C. (ed.). Investigating obsolescence: Studies in language contraction and death. Cambridge: Cambridge University Press.

Dorian N. C. 1981. Language death: The life cycle of a Scottish Gaelic dialect. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

Fishman J. A. Reversing Language Shift: Theoretical and Empirical Foundations of Assistance to Threatened Languages. Philadelphia: Multilingual Matters, 1991.

 

6. Контактные языки

Условия возникновения контактных языков. Пиджины. Креольские языки. Пиджины на русской основе.

Литература к семинарам (обязательная):

Новое в лингвистике.Вып.6.Языковые контакты.М.:Прогресс, 1972.

Дополнительная / литература к докладам

Перехвальская Е.В. Русские пиджины: Учеб. пособие. СПб., 2006.

 

7. Языковая политика

Языковая политика и языковое планирование. Стандартный язык. Процессы кодификации.

 

Литература к семинарам (обязательная):

Хауген Э. Лингвистика и языковое планирование // (Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. - М., 1975. - С. 441-472

Дополнительная / литература к докладам

Language, Power and Identity Politics / Ed. byCraith M. N. Palgrave Macmillan, 2007. (Palgrave Studies in Minority Languages and Communities). (доступна на сайте http://uz-translations.net/?category=linguistics&altname=language_power_and_identity_politics)

8. Билингвизм и образование

Одноязычное образование. Двуязычное образование. Языки меньшинств и языковая адаптация иммигрантов. Программы ассимиляции и языковой поддержки. «Программы погружения».

Литература к семинарам (обязательная):

Baker C. Education as a site of language contact // Annual Review of Applied Linguistics. 2003. №23. P. 95–112.

Дополнительная / литература к докладам

Baker C. Foundations of bilingual education and bilingualism. Bridgend: Multilingual Matters, 1995.

 

9. Анализ дискурса

Конверсационный анализ Сакса и Щеглоффа в контексте этнометодологии (Гарфинкель, Гофман). Анализ дискурсивных стратегий различных социальных и возрастных групп. Политический анализ дискурса. Тоталитарный дискурс. Лингвистические особенности официального языка советского периода. Язык и медиа.

 

Литература к семинарам (обязательная):

Ван Дейк Т.А. (1983). Когнитивные и речевые стратегии выражения этнических предубеждений. Доступно на: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk1.htm

van Dijk T. Critical Discourse Analysis. In D. Schiffrin, D. Tannen and H. Hamilton (eds.) The Handbook of Discourse Analysis. Malden, Mass: Blackwell, 2001. 352-371.

Дополнительная / литература к докладам

Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. Под. ред. П. Серио. М., 2002.

Saks H., Schegloff E. Opening up Closings // Semiotica. 1973. № 7. (Перепечатано в: The Discource Reader/ Ed. by A. Jaworski and N.Coupland. – London.: Routledge., 2000).

Saks H. An Initial Investigation of the Usability of Conversational Data for Doing Sociology // Studies in Social Interaction / Ed. by D. Sudhow. N.Y.: Free Press, 1972

Itakura H., Tsui A. M. B. Gender and conversational dominance in Japanese conversation // Language in society. 2004. Vol. 33. P. 223–248.

10. Этнография речи

Методы изучения устной речи. Задачи этнографии речи. Понятие языковой вежливости, межъязыковое варьирование. Межкультурная коммуникация.

Литература к семинарам (обязательная):

Хаймс Д. Этнография речи // Новое в лингвистике. Вып. VII. М., 1975.С. 42-96.

Brown P. and Levinson S.L. POLITENESS: SOME UNIVERSALS IN LANGUAGE USAGE

Дополнительная / литература к докладам

Ратмайр Р. Прагматика извинения: Сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры / Пер. Е.Араловой. М.: Языки славянской культуры, 2000.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал