Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория и техника. Накамура сознательно выбрал для классификации собственной системы обращения с мечом наименование дзюцу






 

Накамура сознательно выбрал для классификации собственной системы обращения с мечом наименование дзюцу, чтобы сохранить свойственное этой системе достоинство и воинский дух. Поэтому в его формах обучения преобладает практическая жилка, и нет специальной попытки облагородить их посредством причудливых философских концепций. И все же самому строю обучения в данной школе присущ положительный духовный заряд.

Батто‑ дзюцу из Накамура‑ рю черпает этот духовный заряд из того, что именуют обычно эйдзи хаппо, дословно " воплощением восьми черт каллиграфии (сёдо) в иероглифе эй — вечность". Но здесь присутствует и более глубокий, буддийский иносказательный смысл для обозначения цифры «восемь», то есть «мириады»; поэтому и выражение «эйдзи хаппо» означает также «мириады иероглифа вечность». Это особое значение говорит о бесконечном многообразии форм иероглифов, которые могут выйти из‑ под кисти каллиграфа, и в своем приложении к батто‑ дзюцу Накамуры оно предстает как хаппо‑ гири но тосэн, иначе «мириады образов (траекторий меча) для ударов».

Практичность элементов из Тояма‑ рю побудила Накамуру включить их в программу собственной школы боя на мечах. Как и в приемах иай из Тояма‑ рю, в батто‑ дзюцу Накамуры была также полностью исключена позиция сэйдза (обычная японская стойка в положении сидя); все приемы исполнялись из положения стоя. Накамура расширил пять стандартных камаэ (боевые стойки) современного кэндо: тюдан‑ но камаэ (средняя стойка), гэдан‑ но камаэ (низкая стойка), дзёдан‑ но камаэ (высокая стойка), хассо‑ но камаэ (исходная стойка) и ваки‑ но камаэ (боковая стойка) — до восьми, создав левый и правый варианты стандартных положений кэндо, таких как дзёдан, хоссо (хаппо) и ваки‑ но камаэ. Восемь техник удара, именуемых хаппо‑ гири, довершают весь арсенал технических средств батто‑ дзюцу Накамуры, как бы дословно выполняя требования самого выражения «эйдзи хаппо»; но опираясь на эти основные приемы, опытный наставник свободен импровизировать в пределах, допустимых буддийским представлением о восьмерке как мириаде.

Батто‑ дзюцу, как учит Накамура, не является сугубо искусством умерщвления; но, с другой стороны, оно не допускает, чтобы последователь батто‑ дзюцу был убит, когда ему придется столкнуться с противником в бою. Батто‑ дзюцу Накамуры следует классической концепции бу, всегда трактуемой как оборонительная. Задача системы Накамуры состоит в том, чтобы обеспечить средства для сэйсин танрэн, иначе «духовной закалки» личности. В процессе обучения последователь батто‑ дзюцу из Накамура‑ рю совершенствуется как духовно, так и физически, и тем самым облагораживается его собственный характер. В свое обучение он должен вкладывать все кокоро (сердце, ум, дух, сознание). Являясь духовным аспектом собственного " я", кокоро позволяет обучающемуся подготовить себя к суровой дисциплине занятий. Кокоро освобождает его ум от отвлекающих мыслей и позволяет сосредоточить собственную энергию на предмете обучения. Сэйган‑ но камаэ, боевая исходная стойка, напоминающая тюдан‑ но камаэ из кэндо, но отличающаяся от последней тем, что в первую очередь угрожает глазам соперника, является, согласно Накамуре, " выражением душевного [ кокоро ] состояния обучающегося". Такому опытному наставнику, как Накамура, она говорит об умственному состоянии и степени владения мечом его обладателя.

Но какого духовного совершенства мы бы ни достигли практикуясь батто‑ дзюцу из Накамура‑ рю, и какой уровень мастерства в исполнении хаппо‑ гири мы бы ни приобрели, отсутствие возможности испытать свое умение на практике, полагает Накамура, превращает само искусство в бессмысленное занятие, зацикленное на самом себе. Поэтому он полагает, что частое использование практики тамэси‑ гири (проверка силы удара) является необходимым дополнением к занятиям батто‑ дзюцу. Достаточно поупражнявшись в ударах по целям из бамбука и рисовой соломы, последователи батто‑ дзюцу могут оценить свое физическое умение с практической точки зрения; подобная практика выявляет степень овладения такими необходимыми основами, как правильный выбор камаэ и ма‑ ай (боевая дистанция) и умение сконцентрировать силу удара меча движением рук.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.