Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И изменения в положении n 302-п

НОВЫЙ ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

 

Рассмотрим два нормативных документа - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" и Указание Банка России от 01.12.2011 N 2736-У " О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П " О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" - в части внесения изменений в порядок организации работы бухгалтерии банка и частично подразделений, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

 

Новая редакция Закона о бухгалтерском учете

 

В настоящее время в России действует Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ " О бухгалтерском учете" (с изменениями от 28.11.2011) (далее - Закон N 129-ФЗ). Он утратит силу с 1 января 2013 г. в связи с вступлением в действие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).

Перечислим принципиальные изменения, внесенные законодательством о бухгалтерском учете.

1. Сформулирована цель введения нового Закона - установить единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создать правовой механизм регулирования бухгалтерского учета.

2. Конкретизирован перечень организаций, на которые распространяются сфера действия нового Закона и обязанность ведения бухгалтерского учета.

3. Расширен перечень основных понятий, используемых в новом Законе, и самих объектов бухгалтерского учета.

4. Отражены особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. ст. 16, 17 Закона N 402-ФЗ).

5. Закреплена обязанность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики.

6. Вынесены в отдельную главу вопросы регулирования бухгалтерского учета, в которой конкретизированы субъекты регулирования, функции органов государственного регулирования. Глава полностью изменена, в ней названы документы по регулированию бухгалтерского учета, к которым относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, определяющих правила его ведения и составления бухгалтерской отчетности, применяются стандарты, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу нового Закона.

Рассмотрим более подробно различия в ныне действующем и новом Законах.

 

Сфера действия Закона о бухгалтерском учете

 

В ст. 4 Закона N 129-ФЗ прописано, что Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В Законе N 402-ФЗ конкретизировано, что его действие распространяется на:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Закон применяется при ведении:

- бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

- доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета;

- бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета при заключении договора простого товарищества; а также

- бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.

Бухгалтерский учет вправе не вести:

- индивидуальные предприниматели;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства.

Однако это правило действует в случае, если указанные лица ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Закон N 402-ФЗ не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организацией в соответствии с требованиями Банка России к данной отчетности, а также отчетности для иных целей.

 

Новые понятия законодательства о бухгалтерском учете

 

Необходимость разъяснения новых понятий связана в первую очередь с созданием правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

В Законе N 402-ФЗ приведены следующие понятия:

- уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (в настоящее время это Минфин России; очевидно, что данные функции останутся у этого Министерства и после введения в действие Закона N 402-ФЗ);

- стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;

- международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

- организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Изменилось содержание таких понятий, как бухгалтерская (финансовая) отчетность и факт хозяйственной жизни:

- бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

- факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Изложенные в гл. 2 Закона N 402-ФЗ общие требования к бухгалтерскому учету в основном не изменились.

Общие требования к составлению и составу бухгалтерской (финансовой) отчетности также практически не изменились. Однако отмечено, что правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами. Напомним, что в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

 

Требования к главному бухгалтеру

 

В п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ установлено, что руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, который должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. Требования к главному бухгалтеру кредитной организации также изложены в ст. 14 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 " О банках и банковской деятельности" (ред. от 06.12.2011).

Анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации заполняются кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России.

Содержание таких анкет установлено в Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И " О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (ред. от 09.12.2011).

 

Обязанность представлять бухгалтерскую (финансовую)

отчетность в органы государственной статистики

 

Обязанность и процедуру представления экземпляра годового отчета в статорганы устанавливает ст. 18 Закона N 402-ФЗ. Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Из контекста очевидно, что требование распространяется и на коммерческие банки.

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

 

Регулирование бухгалтерского учета

 

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (в настоящее время и, по всей видимости, после вступления Закона N 402-ФЗ - это Минфин России) и Центральный банк Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации (далее - СРО), в том числе СРО аудиторов, предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Для перечисленных лиц введен общий термин " субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета" (далее - СНРБУ).

 

Разработка и утверждение стандартов

 

Независимо от вида экономической деятельности федеральные стандарты устанавливают общие требования к организации ведения бухгалтерского учета, включая План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения). План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету (включая учетную политику) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации применяются на добровольной основе.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования бухгалтерского учета и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган. Уполномоченный федеральный орган (Минфин России) утверждает программу разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России.

Уполномоченный федеральный орган с целью ознакомления обеспечивает доступность программы разработки федеральных стандартов для Банка России, субъектов негосударственного регулирования и иных заинтересованных лиц.

 

Комментарий. О.В. Семенов, " 2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл", филиал в С.-Петербурге, директор, партнер

После введения в действие Закона N 402-ФЗ надо быть готовыми и к повышению роли отчетности по МСФО. В настоящее время многие банки составляют отчетность по российским стандартам для представления в госорганы РФ (в первую очередь в Банк России), а потом трансформируют ее в отчетность по международным стандартам. Такая трансформированная отчетность может вызвать вполне естественные сомнения, поскольку трансформация включает изменение самих операций, таких как учет и оценка ценных бумаг, создание резервов на возможные потери по ссудам. А от отчетности по МСФО ждут прежде всего повышения информативности, необходимой как для банковских аналитиков, так и для заинтересованных лиц. Это важно уже потому, что банковские системы, работая с привлеченными денежными средствами, должны обеспечить доверие к себе со стороны партнеров и клиентов. Доверие возникает, когда информация доступна и понятна, причем не только узкому кругу специалистов. Кроме того, отчеты по МСФО, как ожидается, предоставят более объективную информацию о финансовом состоянии банков самим собственникам банков и менеджерам.

Переход от трансформации отчетности к полноценному составлению отчета по международным стандартам потребует усилий как от органов, регулирующих бухгалтерский учет, так и от исполнителей - бухгалтеров, финансистов, руководителей. Придется потратиться на необходимое программное обеспечение, оплату услуг бухгалтеров и аудиторов, а также на совершенствование системы внутреннего контроля. Для многих российских банков невыгодно проводить аудит по международным стандартам, так как они рискуют утратить позиции и попасть из категории благополучных в категорию банков с отрицательным капиталом. Значит, придется принимать меры по улучшению показателей работы банка, и лучше это делать заблаговременно.

Положительным же моментом является то, что теперь международные стандарты будут применяться в России официально, а отчеты по МСФО на русском языке станут юридически значимыми документами.

 

Другие изменения,

влияющие на организацию работы бухгалтерии и кассы банка

 

С 1 января 2012 г. вступило в силу Указание Банка России от 01.12.2011 N 2736-У " О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2007 года " О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Указание N 2736-У). Перечислим те из них, которые повлияли на организацию работы.

Вместо терминов " бухгалтер" и " контролер" в Указании N 2736-У применяются термины " бухгалтерский работник" и " контролирующий работник". При этом в п. 1.25 уточнено определение контролирующего работника. В документе указано, что на каждого бухгалтерского работника кредитной организации возлагается ответственность за совершение учетных операций, порядок совершения которых определяет руководство кредитной организации. Однако отдельные операции не могут совершаться единолично бухгалтерским работником, а должны проводиться с дополнительной подписью контролирующего работника - бухгалтерского работника, на которого возложены обязанности по контролю за ведением бухгалтерского учета.

Контроль расходных кассовых операций, выполняемых бухгалтерскими работниками, осуществляет контролирующий работник. Также указывается, что рабочее место работника, контролирующего операции по кассе, размещается в непосредственной близости от кассы, за исключением случая, предусмотренного п. 2.6 Положения N 318-П, когда на кассового работника распорядительным документом кредитной организации может быть возложено исполнение обязанностей бухгалтерского работника по составлению, оформлению приходного или расходного кассового документа, составлению кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705, журналов учета принятых сумок и порожних сумок 0402301, справки о принятых сумках и порожних сумках 0402302 (далее - справка 0402302). В перечисленных случаях при проведении операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента должно применяться компьютерное оборудование, в котором установлена система контроля, исключающая единоличный доступ кассового работника к осуществлению операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) клиента без распоряжения клиента. Кроме того, регулятор вменил в обязанность кредитной организации утверждение правил документооборота при совершении кассовых операций.

Кроме описанных новшеств, уточнены требования к оформлению документов. Ранее Положением Банка России от 12.04.2001 N 2-П " О безналичных расчетах в Российской Федерации" были установлены требования к расходным документам при работе со счетами юридических и физических лиц, теперь Указанием N 2736-У эти же требования распространены на кассовые расходные документы. Таким образом, в отношении всех таких документов действует правило о том, что подписи на них должны быть сделаны ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета. Также не допускается внесение исправлений и дописок. На принимаемом к исполнению документе не должно быть ни помарок, ни подчисток.

 

Выводы. Вступление в силу прокомментированных документов потребует не только внесения изменений в учетную политику кредитной организации по бухгалтерскому учету, но и разработки отдельных внутренних регламентов, внесения изменений в действующие регламенты банка, в том числе затрагивающие смежные финансовые департаменты, занимающиеся обеспечением расчетно-кассового обслуживания клиентов.

 

И.А.Янчева

Генеральный директор

ООО " Аудиторская фирма " ПАВИР"

Подписано в печать

27.04.2012

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь | Налог на добавленную стоимость. - регламентируется положениями налогового кодексарф (части I и II).




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.