Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

В МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ

(методическое пособие для студентов)

 

 

Хабаровск, 2000

 


Составители: доц. С.Н.Киселев,

доц. Л.В.Солохина,

Ст. преподаватель С.В.Ципкина

 

Отпечатано в типографии ДВГМУ.

Утверждено ЦМС Университета. Тираж _______ экз.


Одним из методов, широко используемых при социально-гигиенических и клинико-статистических ис­следованиях, является метод стандартизации относительных величин. На основании показателей, полученных в неоднородных совокупностях трудно делать достоверные заключения и выводы, что нередко приводит к ошибочным действиям и решениям. Для правильной интерпретации показателей, полученных по результатам деятельности, врачи всех специальностей должны владеть методикой стандартизации относительных показателей. К сожалению, в учебной литературе по социальной медицине и организации здравоохранения этот метод не изложен системно и подробно, что затрудняет усвоение данного материала. В связи с этим, возникла необходимость обобщить и систематизировать материалы по методике стандартизации относительных величин в методическом пособии.

Цель данного методического пособия - научить проводить стандартизацию относительных показателей, знать методы стандартизации и правильно оценивать полученные результаты.

После изучения данной темы студент должен:

Знать:

1. В каких случаях проводится стандартизация относительных величин

2. Методы стандартизации относительных величин

3. Основные этапы стандартизации относительных показателей

Уметь:

1. Проводить стандартизацию относительных показателей прямым методом

2. Проводить стандартизацию относительных показателей обратным методом

3. Проводить стандартизацию относительных показателей косвенным методом

 

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ

 

При сравнении общих показателей необходимо иметь в виду, что на их уровни может оказывать влияние неоднородность соста­вов сравниваемых совокупностей по ряду признаков. Так, для того, чтобы сопоставить общие уровни летальности по двум больницам и сделать вывод о причинах различий в этих показа­телях, необходимо прежде всего проанализировать, однороден ли по нозологическим формам состав больных, лечившихся в этих больницах. Бесспорно, общий показатель летальности будет выше в той больнице, где в составе госпитализированных больных было больше лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями. Наличие разного состава в этих больницах не позволяет сделать выводы о причинах различий в показателях летальности.



Во многих социально-гигиенических исследованиях, а также в клинических работах исключена возможность получения однород­ных групп для сравнения тех или иных показателей. Это касается прежде всего показателей заболеваемости, рождаемости, смертно­сти по странам, городам, областям, районам, имеющим разный состав населения как по возрасту, так и по полу.

Для сравнения общих показателей, вычисленных из неоднород­ных по своему составу совокупностей, применяется специальный метод - метод стандартизации показателей.

Стандартизация - метод расчета стандартизованных (или условных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава сравниваемых групп.

Другими словами, полученные стандартизованные показатели при сравнении их с обычными интенсивными показателями позволяют сделать вывод о том, связаны различия в интенсивных показателях с неоднородностью составов сравниваемых совокупностей или нет. Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, потому что они, устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно, стандартизованные показатели могут быть исполь­зованы только с целью сравнения.

Например, сравнивая показатели рождаемости на двух тер­риториях, установлено, что на одной из них преобладают лица молодых возрастов, на другой - преимущественно люди среднего и старшего возрастов. Естественно, что с этими обстоятельствами могут быть связаны и уровни показателей рождаемости. А для того, чтобы увидеть влияние, на эти показатели непосредственно самих составов (преобладание лиц молодого возраста и пожилых), нужно исключить эту разно­родность. Это и достигается применением метода стандартизации. Существует три метода стандартизации:



1. прямой

2. косвенный

3. обратный

Выбор метода определяется чаще всего формой представленного материала. Но он может быть продиктован удобством обработки, скоростью вычислений, имеющимися данными предварительных исследований и т.д.

1. Прямой метод стандартизации - является наиболее распростра­ненным.

Сущность этого метода состоит в том, что условно принимают какой-либо состав населения за стандарт и считают его одинако­вым в сравниваемых совокупностях. Затем, учитывая действитель­ные размеры явления по погрупповым показателям, вычисляют общие стандартизованные коэффициенты.

Для вычисления стандартизованных показателей прямым методом исследователь должен иметь состав населения и состав изучаемого явления (например, состав населения двух районов на возрасту и состав умерших по этим двум районам по возрасту). Стандартизация проводится в следующей последовательности:

1. расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых совокуп­ностях;

2. выбор или вычисление стандарта;

3. вычисление "ожидаемых" величин по стандарту;

4. определение стандартизованных показателей;

5. сравнение интенсивных и стандартизованных показателей, выводы.

Разберем порядок расчета стандартизованных показателей прямым методом на следующем примере:

Имеется распределение абсолютного числа госпитализирован­ных и умерших по возрастным группам в больнице А и в больнице Б.

 

Возраст в годах Больница А Больница Б
число больных число умерших число больных число умерших
0 – 1
2 – 3
4 – 7
8 и старше
Всего

 

I этап - расчет интенсивных показателей (в нашем примере - летальности) в двух сравниваемых совокупностях.

Порядок расчета: Если из 1000 больных в возрасте от 0 до 1 года больницы А умерло 66 человек, то показатель летальности рассчитывается так: число умерших делят на соответствующее число больных и умножают на 100:

× 100 = 6,6%

 

Таким же образом рассчитываются показатели летальности для остальных групп больных в больницах А и Б. Полученные данные заносим в таблицу.

 

Возраст в годах Больница А Больница Б
число больных число умерших показатель летальности (%) число больных число умерших показатель летальности (%)
0 – 1 6,6 8,0
2 – 3 3,0 4,0
4 – 7 2,0 3,0
8 и старше 1,0 1,15
Всего 4,0 3,6

 

Сравнивая общие показатели, можно сделать заключение, что в больнице А имеется более высокий уровень летальности. Но в то же время в больнице А 68% детей находилось в возрасте до З-х лет (1700 человек), а в больнице Б таких было лишь 32% (800 человек). Дети младшего возраста имеют более высокие показатели летальности и это могло стать причиной более высокого общего показателя. Чтобы получить общие показатели, соответ­ствующие истинному соотношению уровней летальности, необходимо уравнять состав детей по возрасту.

II этап - выбор и расчет стандарта.

Стандартом в прямом методе называют состав населения (в данном случае больных детей), условно принимаемый одинаковым в сравниваемых группах. За стандарт может быть принят:

а) состав одной из сравниваемых групп;

б) средний состав или состав обеих групп, вместе взятых;

в) состав третей группы, известный по другим материалам или по предыдущим исследованиям.

В нашем примере примем за стандарт сумму составов больных по двум больницам.

 

Возраст в годах число больных Распределение больных в стандарте в %
больница А больница Б больница А + больница Б (стандарт)
0 – 1 30,0
2 – 3 20,0
4 – 7 30,0
8 и старше 20,0
Всего 100,0

Таким образом, условно принимаем, что состав больных по возрасту в обеих больницах одинаков и соответствует распреде­лению, принятому за стандарт.

III этап - вычисление "ожидаемого" числа умерших по стандарту. Каждая из больниц имеет свой фактический уровень летальности среди больных определенных возрастных групп. Рассмотрим, какое число умерших больных могло бы быть в стандартном числе больных.

 

Возраст в годах показатель летальности (в %) распределение больных в стандарте показатель летальности по стандарту (в %)
больница А больница Б больница А больница Б
0 – 1 6,6 8,0 30,0 1,98 2,4
2 – 3 3,0 4,0 20,0 0,6 0,8
4 – 7 2,0 3,0 30,0 0,6 0,9
8 и старше 1,0 1,15 20,0 0,2 0,23
Всего 4,0 3,6 100,0 3,38 4,33

 

Вычисление ведется так: какое количество умерших было бы среди 30 больных стандарта в возрасте от 0 до 1 года с учетом, что в больнице А летальность у больных от 0 до 1 года была 6,6% (6,6 умерших на 100 больных), а в больнице Б - 8% (8 умерших на 100 больных).

 

Больница АБольница Б

6,6 - 100 8,0 - 100

х - 30 х - 30

 

После вычисления: среди 30 больных стандарта в возрасте от 0 до 1 года в больнице А умерло бы 1,98 больных, в больнице Б - 2,4 больных.

Аналогично рассчитываются показатели по другим возрастным группам.

IV этап – Определение стандартизованного показателя.

Число умерших, которое было бы в стандартном составе боль­ных по возрасту, суммируется по всем возрастным группам боль­ницы А и Б. Это и есть стандартизованные показатели: в больни­це А - 3,38% (3,38 умерших на 100 больных), в больнице Б - 4,33% (4,33 умерших на 100 больных).

V этап - сравнение уровней летальности в больнице А и Б по интенсивным и стандартизованным показателям.

Анализ летальности в больницах А и Б позволил выявить следующее:

а) общий показатель летальности по больнице А в целом выше, чем по больнице Б (4,0% › 3,6%).

б) более высокий общий показатель летальности в больнице А объясняется неоднородностью возрастного состава больных и преобладанием в ней больных в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих более высокую летальность, а более низкий показа­тель летальности в больнице Б обусловлен преобладанием в ней больных в возрасте старше З-х лет, имеющих низкую летальность.

в) после проведения стандартизации показателей прямым методом стандартизованный показатель летальности по больнице Б оказался больше, чем по больнице А.

Таким образом, при однородном составе больных в обеих больницах летальность была бы выше в больнице Б.

 

2. Косвенный метод стандартизации.

Применение косвенного метода стандартизации показано в тех случаях, когда исследователь не имеет данных о распреде­лении того явления, которое изучается, или очень малые цифры при этом распределении, что может поставить под сомнение достоверность погрупповых показателей.

Сущность метода заключается в том, что при условии одина­ковых уровней смертности, летальности или заболеваемости по возрастам (принятых за стандарт) для двух сравниваемых совокупностей, устанавливают степень влияния различия состава каждой из сравниваемых групп населения и учитывают ее при вычислении стандартизованного показатели (то есть исключают это влияние). Последовательность этапов вычисления:

1) вычисление или выбор стандарта

2) расчет "ожидаемых" чисел по стандарту

3) определение стандартизованного показателя.

В отличие от прямого метода, за стандарт принимают не распределение населения по какому-либо признаку, а погрупповые интенсивные показатели, рассчитанные для другой группы населе­ния. Эти данные могут быть взяты из работ других исследовате­лей или из литературы. Например, при стандартизации показателей общей смертности населения в двух различных городах за стандарт можно принять повозрастные показатели смертности населения, рассчитанные по Российской Федерации, по краю, области, городу и т.д.

Разберем на примере проведение стандартизации по косвенному методу.

Изучается уровень смертности населения в районах А и Б:

 

 

возраст в годах численность населения
район А район Б
0 – 14
15 – 29
30 – 39
40 – 49
50 – 59
60 и старше
Всего
- из них умерло

 

Поскольку мы не имеем данных о численности умерших в каждой возрастной группе, мы не сможем рассчитать повозраст­ных показателей смертности. Рассчитаем общие показатели смертности:

для района А: Р = 556 × 1000 / 40000 = 13,9 ‰

для района Б: Р = 780 × 1000 / 27000 = 28,9 ‰

Как видим, общие показатели смертности в этих двух районах резко различаются. Между тем, различается и возрастная структура района А и района Б - в районе А преобладает население до 50 лет, а в районе Б - старше 50 лет. Для правильной оценки уровня смертности в районах необходимо провести стандартизацию показа­телей.

I этап - выбор стандарта.

В качестве стандарта в нашем случае можно взять повозрастные показатели смертности населения из данных литературы.

 

возраст в годах повозрастные показатели смертности на 1000 населения по данным литературы, принятые за стандарт
0 – 14 3,0
15 – 29 3,5
30 – 39 5,6
40 – 49 11,1
50 – 59 23,5
60 и старше 80,7
Всего 14,6

 

II этап - расчет "ожидаемого" числа умерших для районов А и Б.

"Ожидаемые" числа умерших будут рассчитаны при умножении показателей смертности каждой возрастной группы стандарта на численность населения возрастных групп сравниваемых районов. Полученное произведение следует разделить на 1000, поскольку для дальнейших расчетов нам необходимы абсолютные "ожидаемые" числа умерших, а применяемые в качестве стандарта показатели рассчитаны на 1000 населения.

Итак, "ожидаемое" число умерших для возрастной группы 0 - 14 лет будет:

в районе А - 3,0 × 5000 / 1000 = 15,0

в районе Б - 3,0 × 200 / 1000 = 0,6

Аналогично рассчитываются "ожидаемые" числа умерших для других возрастных групп.

 

возраст в годах численность населения показатели смертности стандарта на 1000 населения «ожидаемое» число умерших
район А район Б район А район Б
0 – 14 3,0 0,6
15 – 29 3,5
30 – 39 5,6 50,4 22,4
40 – 49 11,1 8,8 66,6
50 – 59 23,5 117,5 183,3
60 и старше 80,7 242,1 564,9
Всего 14,6 486,8 844,8

 

III этап - определение стандартизованного показателя произво­дится по формуле:

 

фактическое число умерших × общий показатель смертности стандарта
«ожидаемое» число умерших

 

Теперь рассчитаем стандартизованные показатели смертности в сравниваемых районах:

 

  район А район Б
действительное число умерших
"ожидаемое" число умерших 468,8 844,8
общий показатель смертности на 1000 населения в стандарте 14,6
стандартизованные общие показатели смертности на 1000 населения Рст = 556 х 14,6 / 468,8 = 17,3 Рст = 780 х 14,6 / 844,8 = 13,5
действительные показатели смертности на 1000 населения Р = 13,9 Р = 28,9

 

Теперь можно сделать вывод, что если бы возрастная структура населения в районах А и Б была одинаковой, то пока­затель общей смертности в районе А был бы выше, чем в районе Б.

 

3. Обратный метол стандартизации.

Прямой и косвенный метод стандартизации применяется при наличии данных о составе населения. В тех случаях, когда он отсутствует, можно применить лишь обратный метод. Для его проведения требуются данные о распределении по возрасту (или другому признаку) числа умерших или больных, общая численность населения и данные о возрастных показателях смертности или заболеваемости, которые могли бы быть приняты за стандарт. За стандарт принимаются повозрастные показатели любой другой, кроме сравниваемых, групп населения.

Затем имеющиеся числа умерших или заболевших делят на соответствующие повозрастные показатели стандарта и умножают на 1000, если эти показатели рассчитаны на 1000 населения (или на 10000, если они рассчитаны на 10000 населения и т.п.).

Полученный результат будет "ожидаемым" числом населения в данной возрастной группе. "Ожидаемые" числа населения сум­мируются по возрастным группам, полученное общее "ожидаемое" число населения делят на общую фактическую численность населе­ния и, умножив на общий показатель смертности или заболеваемо­сти в стандарте, получают стандартизованный показатель.

В общем виде формула расчета стандартизованного показателя выглядит так:

 

"ожидаемая" численность населения × общий показатель стандарта
фактическая численность населения

 

Последовательность вычислений остается прежней:

1) выбор стандарта

2) расчет "ожидаемых" чисел

3) расчет стандартизованного показателя.

Разберем методику расчета на следующем примере: Изучалась заболеваемость населения дизентерией в городах А и Б, при этом мы располагаем следующими данными:

 

  город А город Б
Общая численность населения
Общее число заболевших дизентерией
Показатель заболеваемости дизентерией на 1000 жителей

 

Возрастной состав населения городов неизвестен, однако имеется возрастной состав заболевших в обоих городах. За стандарт примем показатели заболеваемости дизентерией по воз­растам в городе Н.

 

возраст в годах число заболевших Заболеваемость на 1000 населения, принятая за стандарт "ожидаемая" численность населения
город А город Б город А город Б
до 1 года 80,0
1 – 2 45,0
3 – 7 12,5
8 – 14 3,5
15 – 19 3,5
20 – 49 5,0
50 и старше 3,0
Всего 75,0

 

Вычисляем "ожидаемую" численность населения в каждом возрасте. Так, до 1 года:

 

в городе А: 80 – 1000 в городе Б: 80 - 1000

240 – х 48 - х

 

т.е. если бы заболеваемость детей до 1 года в городах А и Б была равной и равнялась 80‰ , то 240 заболеваний в городе А могло возникнуть, если бы численность детей до 1 года в городе А равнялась 3000 человек, а 48 заболеваний в городе Б возникло бы среди 600 детей данного возраста.

"Ожидаемые" числа населения по остальным группам рассчиты­ваются аналогично.

Суммируя "ожидаемую" численность населения по возрасту и том и другом городе, получаем общую "ожидаемую" численность населения в этих городах. Поделив общую "ожидаемую" численность населения на фактическую и умножив на общий показатель стандарта, получим стандартизованный показатель:

 

в городе А = 85400 × 75 /100000 = 63,7 ‰

в городе Б = 39400 × 75 / 45000 = 66 ‰

 

Следовательно, если бы возрастной состав населения в городах А и Б был бы одинаковым, то заболеваемость населения дизентерией была бы выше в городе Б.

Из всех применяемых методов стандартизации наиболее точным является косвенный метод, наиболее наглядным - прямой, наименее точным - обратный.

Следует заметить, что применение любого из описанных мето­дов стандартизации позволяет одномоментно устранять влияние на величину сравниваемых показателей только какого-то одного признака неоднородности изучаемых групп - или возрастного состава, или профессионального, или полового и т.д. В случаях, когда изучаемые группы отличаются друг от друга неоднородностью состава не по одному признаку, а по двум или нескольким, при­меняются другие методики расчета стандартизованных показателей. Они достаточно сложны и описаны в специальных статистических руководствах.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение стандартизации относительных показателей.

2. В каких случаях применяется метод прямой стандартизации?

3. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей прямым методом.

4. Что может приниматься за стандарт при расчете показателей прямым методом?

5. В каких случаях применяется косвенный метод стандартизации?

6. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей косвенным методом.

7. В каких случаях применяется обратный метод стандартизации?

8. Методика поэтапного расчета стандартизованных показателей обратным методом.

9. Каковы особенности стандартизованных показателей. Примеры практического использования в здравоохранении и медицине.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III Этап | ЗАНЯТИЕ №1

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал