Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Ритуальное использование мандал в других культурах
ВВЕДЕНИЕ Данное направление в психотерапию ввела Джоанна Келлогг (Joan Kellogg) будучи художницей по первому образованию она заметила диагностические и терапевтические возможности мандал – циркулятивных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг». В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность». Несмотря на то, что мандала представляет собой весьма интересный культурный феномен. Джоанны Келлогг, начавшая активно применять технику рисования мандал в своей работе с пациентами с конца 60-х годов. РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ Джоанна Келлогг (Joan Kellogg) В культуре древней Месопотамии понятие круга сформировалось примерно к 2300 г. до нашей эры. Аналогичное понятие — понятие свастики — возникло в культуре Дальнего Востока около 3000 г. до нашей эры. Образ круга с крестом внутри характерен для многих культур. Его роль заключается в том, чтобы выражать интуитивно постигаемые человеком отношения с внешними процессами, такими как изменение времен года. Древние шумеры связали времена года с четырьмя известными им планетами — Марсом, Сатурном, Меркурием и Юпитером. «Вавилоняне связали эти планеты с разными божествами, общим источником которых считалось солнце. Все эти боги воплощали собой отраженные солнцем различные аспекты времени. Мардук считался наиболее полным выражением сущности солнца; Набу — воплощением вечернего и осеннего солнца; Нинурта — полдневвого и летнего светила, а Нергал — зимнего и ночного солнца» (Kuhn, 1976, р. 179). Таким образом, человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается. Конкретное воплощение этой психической и культурной конструкции — это мандала и ее проекция на внешние формы, что знаменует собой закономерный этап в развитии человеческой психики. Современный человек знает, что солнце является центром Солнечной системы, однако его бессознательные потребности и желания говорят ему нечто иное. Так же как и его далекие предки, современный человек испытывает потребность в том, чтобы найти некий центр, на который можно было бы ориентироваться в быстро изменяющемся мире, и расположить себя в этом центре наподобие солнца. В психологическом смысле человек становится в этом случае микрокосмом, и его вселенная с ним самим в центре представляет собой своеобразное чрево или убежище. Это позволяет ему черпать силы из бессознательного и реструктурировать свои отношения с внешним миром. Таким образом, современный человек обращается к архетипическому символу мандалы, передававшемуся во времена древних цивилизации из поколения в поколение посредством религиозных ритуалов. По поводу процесса психической дифференциации Иоланда Якоби пишет следующее: «Разделение одного на четыре элемента отражает процесс дифференциации, связанный с раскрытием энергии одного и ее распределением по всем четырем сторонам света. В плане психического развития аналогичный паттерн предполагает стабилизацию, расширение и созревание Эго, что сопровождается прогрессивной дифференциацией четырех основных психических функций (мышление, чувства, интуиция и ощущения)» (Jacobi, 1959, р. 173). В качестве религиозного ритуального инструмента, способствующего объединению сознательных и бессознательных проявлений психической жизни и самореализации, в тибетской традиции бонпо с глубокой древности использовался круг. Традиция бонпо представляла собой наиболее древнюю на Тибете систему религиозных представлений. С распространением в этом регионе буддизма религия бонпо стала подвергаться гонениям. В то же время, начиная с VIII века буддизм воспринял символику мандалы и как оригинальный религиозный орнамент, и как инструмент инициации (Snellgrove, 1967, р. 191-225). Буддистская картина мира, как и в религии бонпо, оказалась спроецированной на различные элементы мандалы (Blofield, 1979, р. 120). При их использовании в качестве инструмента медитации буддистские Мандалы способствуют актуализации тех психических качеств, которые они отражают. Другой культурной традицией, в которой символика мандалы получила широкое распространение, является культура североамериканских индейцев. Создаваемые ими композиции из песка способствовали установлению гармоничных отношений между внутренней и внешней реальностью и поэтому использовались в качестве инструмента исцеления. «Эта церемония могла вести, а могла и не вести к исцелению его (пациента) тела, но он все равно верил в силу ее воздействия, считая, что мандала способствует разрешению внутренних конфликтов и созданию спокойного и гармоничного состояния как в нем самом, так и в окружающем его мире (психосоматическая терапия)» (Villasenor, 1963, р. 2). С аналогичной целью мог также использоваться танец. В этом смысле интересна работа Симпсона (Simpson, 1970), указывающего на тесную взаимосвязь между поклонением солнцу и исполнением воспроизводящих его движение по небосводу танцев. Во многих культурах человек, храм и город воспринимаются в качестве холистических символов. Описанный в Библии образ Нового Иерусалима, на который ссылается Джон Митчелл (Mitchell, 1972, р. 64), также представляет собой мандалу. При сооружении храмов в Европе использовались витражи в форме цветков, способствовавшие достижению состояния глубокой концентрации: «Готические соборы XIII века знаменуют собой последнюю попытку создать интегрированный культурный комплекс... Несмотря на существовавшую в то время географическую изоляцию, конструкция соборов, их смысл и назначение предстают как тесно связанные друг с другом составляющие целостного пространства, и это характерно как для мечетей, так и соборов X-XV столетий... Общим для всех этих сооружений является то, что они предполагают восприятие человеком в качестве микрокосмоса; общество же и человеческие отношения при этом выступают в качестве отражения космической реальности» (Arguelles, 1972, р. 44). Очень важно, что мандала отражает не только отношения человека с внешним миром, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности (Govinda, 1975). Мандала в качестве проективного средства Чтобы интерпретация мандалы была точна и содержательна, нужно рассматривать ее «свежим взглядом», «наивно», воспринимать ее не разумом, а чувствами, так, как воспринимают музыку. Мандала также может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. И это — не единственная аналогия с биологическими пробами: мандалу можно рассматривать еще и как живую клетку, обладающую целостностью и жизнеспособностью. Гармония и красота присущи «здоровым» мандалам, так же как они присущи здоровым живым организмам. Восприятие мандалы представляет собой процесс, предполагающий некий диалог и взаимодействие. Невербальный, иррациональный, интуитивный способ познания может быть при этом столь же валидным, как и рациональный, аналитический ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ Чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать как особенности ее цвета, так и особенности формы. Однако нужно иметь в виду, что формы, психологическое содержание которых описывается в данной главе, редко присутствуют в мандале в чистом виде! Все эти формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой. Последовательность, в которой эти формы здесь приводятся, прослеживается далеко не в каждой серии рисунков. В случаях патологии обычно имеет место ограниченный набор форм. Серия работ отражает определенный цикл развития и изменений и должна интерпретироваться с учетом данного обстоятельства. Эти рисунки представляют собой архетипические этапы пути, который проходят и больной, и здоровый человек. Каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем. Число мандал в приведенном ниже наборе, так же как и характер их форм, являются фиксированными. Всякая психологическая и философская система предполагает свое понимание процесса развития. Выбор Джоанна Келлогг тринадцати стадий произволен, хотя циркулярная форма, с помощью которой я иллюстрирую процесс развития, является очень важной. Нулевая стадия: «Чистый свет» «Чистый свет» отражает первичную дуальность, опыт которой, возможно, хранится в клеточной памяти, —- дуальность света и тьмы. Она может быть связана с моментом зачатия, который запечатлевается в клеточной памяти подобно взрыву. В некоторых случаях мандалы этой стадии отражают идентификацию с одной лишь стороной дуального опыта, например с энергией света, воспринимаемой как вибрация. Переживание же темноты и неподвижности может ассоциироваться с тишиной. И в том и в другом случае чувство пространства и времени утрачивается. Данное состояние может иметь мистическую окраску и в то же время переживаться во время психоза. Слова раввина Дова Баера точно передают это состояние: «Прежде чем из яйца появится курица, оно должно перестать быть яйцом. Всякая вещь должна утратить свою изначальную идентичность, прежде чем она станет чем-то иным. Поэтому, прежде чем вещь превратится во что-то иное, она должна пережить состояние небытия». «Чистый свет» как раз выражает данный опыт небытия (Epstein, 1978, р. 116). Вербальные ассоциации с «Чистым светом»: вибрация, невесомость, утрата чувства пространства и времени, сосуществование со всем, объединяющий опыт, положительное переживание полной темноты и тишины, единство с источником творенья, творчества, Нети-Нети. Первая стадия: «Пустота» Данное состояние в некоторых случаях может отражать момент временной бессознательности, следующий за переживанием оргазма. У лиц, страдающих эпилепсией, оно может быть связано с переживанием следующего за припадком измененного состояния сознания. Moжет иметь место ощущение соединения с материей, приходящее на смену ощущению света, а также идентификацией с чёрным углём. Может возникать и ощущение различных препятствий, чувство тяжести, неподвижности и сдавливания. Подобные переживания могут быть характерны для депрессии, а также передавать пренатальный опыт выхода из матки. В качестве иллюстрации этой стадии можно использовать миф об Озирисе. Данная стадия может ассоциироваться с паутиной, а также с пренатальным опытом, когда оплодотворённая яйцеклетка на ранних стадиях её деления прикрепляется к стенкам матки. Вербальные ассоциации с «Пустотой»: чернота, тяжесть, инерция, холод, влажная бездна, покинутость, безнадёжность, одиночество, окаменелость, раздавленность, мрак, изгнание из Рая.
Рис.1. Карты А и В (к нулевой стадии: «Чистый свет») Рис. 2. Карты С и D (к первой стадии: «Пустота») Вторая стадия: «Блаженство» Данное состояние, повидимому, связано с внутриматочным опытом. Оно может ассоциироваться с некоторыми моментами мифов, повествующих о сотворении мира, с «первомиром», а также с космическим семенем, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей, Млечным Путём. Это состояние может быть также связано с переживанием Бога-творца, незримо присутствующего во всём окружающем. Если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования, желание пережить опыт диссоциации, утраты контакта с собственным телом и его потребностями. Усиливая ассоциации с разрушением, в мандалах данной стадии могут присутствовать изображения множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всему пространству рисунка. Поскольку данная стадия связана с внутриматочным опытом, она может вызывать ассоциации с водой, способной питать жизнь, очищать и растворять. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие чёткой структуры. Связанные с ними переживания, с одной стороны, соотносятся с оплодотворением и регенерацией физического мира и с очищением и духовным возрождением – с другой. Данная стадия предшествует появлению раскручивающейся по часовой стрелке спирали, которая, в конце концов, приводит к седьмой стадии. Это состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пассивности, а также «растворения» в других, когда утрачивается привычное чувство «я». На мифологическом уровне могут возникать ассоциации с расчленением Озириса Ургном и Геей. Данное состояние может также отражать внутриутробные переживания, предшествующие выходу из материнского организма и развитию самосознания. У пациента, создавшего такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом. Используемые на данной стадии света различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться сочетание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополняемых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некоторых случаях может присутствовать сиреневый цвет в сочетании с желтыми или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присутствующих качеств. Формирование границ круга является значимом показателем дифференциации, так же как осознание целостности круга указывает на развитие чувства собственной уникальности. Слабо же обозначенные на второй стадии внешние границы круга указывают на низкую степень психической дифференциации. При переживании второй стадии может визуализироваться эффект «перелива» или «мерцания» цветов, которые затем проецируются на мандалу. Данный эффект характерен как для галлюцинаторных переживаний, так и для видений мистиков. Вербальные ассоциации с «Блаженством»: внутриматочный опыт полет, бесплотность, невидимость, воздушность, доверие, пространство, самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, отпущение грехов, опыт полного принятия, бытие как противоположность деянию.
Рис.3. Карты E u F (ко второй стадии: «Блаженство») Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь» Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с, помощью пуповины. Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу. Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угрозы и в момент освобождения. Являясь отражением психического макрокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое - с той утратой первичной целостности, которую несет опыт рождения. Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограничились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиозные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда символом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые сооружения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие также является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной. Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спирали В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут включать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле-, это может указывать на формирование ощущения пространственно-временной протяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебряной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной (Cirlot 1962, р. 111). «Представление о мире как о лабиринте ведет к идее «центра» как символа высшей цели человека, символа обретенного рая или небесного Иерусалима» (Cirlot, 1962, xxvii). Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.
Рис.4. Карты G и H (к третьей стадии: «Лабиринт, спираль, вихрь») Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной дели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику» (Roheim, 1973, р. 290-291). Как отмечает Херманн (Hermann, 1935, р. 415-418), примитивные животные и молодые особи некоторых более высокоорганизованных видов передвигаются не прямолинейно, а по извилистой траектории. Поэтому Херманн считает, что прямые линии в большей степени отражают функции Эго, в то время как спираль — функции Оно или первичные процессы. С этим трудно не согласиться: «Если вихреобразное или спиралевидное движение отражает опыт погружения в сон и подчинение Эго Оно, мы можем понять, почему врата подземного мира также представляют собой лабиринт» (Roheim, 1973, p. 291). Лабиринт является одним из вариантов мандал, создаваемых австралийскими аборигенами. Эти мандалы изображаются в виде концентрических кругов и ассоциируются с влагалищем и маткой. Мировое древо, жезл шамана и другие схожие с ними, образы ассоциируются у меня с той пуповиной, которая связывает нас с Самостью или отвергнутой частью нашего «я», что также предполагает идентификацию с плацентой и архаичными воспоминаниями: «Тесно связанной с мистической доктриной идентификации является вера в духовных двойников. В Центральной Австралии мистические двойники ассоциируются с предками, выступающими в качестве ангелов-хранителей... Аналогичное представление бытует среди представителей племени барди, где духовный двойник ассоциируется, однако не с предками, а с плацентой. Хотя плацента во время рождения чело века погибает, считается, что ее душа растет как ребенок и умирает вместе со своим «хозяином». Она обычно остается на родине человека, даже если он временно отсутствует. Она может приходить к нему во сне и говорить ему о том, что «неблагополучно» у него дома» (Roheim, 1971, p. 239). Символ лабиринта также, возможно, имеет отношение к биологической памяти. Вспомните хотя бы о том, что нуклеиновые кислоты ДНК и РНК представляют собой спирали. На мифологическом уровне символу лабиринта соответствует образ женщины-паука и её шёлковой паутины. Другим мифологическим образом, отражающим процессы раннего биологического развития, является образ Бога, творящего жизнь своим дуновением на воду. Это, однако, предполагает связь спиралевидного, порождающего жизнь движения со ртом, а не с гениталиями. Вербальные ассоциации с «Лабиринтом»: внутриматочный опыт, сосредоточение, оплодотворение, дыхание Бога, вихрь, дуновение, вонзённая в сердце стрела, ранение (стигма, карма), проникающий в яйцеклетку сперматозоид, вхождение во храм, ощущение предначертанности, судьба, подчинение силе, безнадёжность, серебряная нить, паутина, майя, виноградная лоза, ДНК, наследственность. Четвёртая стадия: «Начало» Эта стадия ассоциируется с началом мира и человека в мире или во вселенной чрева, с оплодотворённым яйцом или развившимся плодом, всё ещё являющимся частью Великой Матери, представляющими собой самостоятельные сущности, заключённые в материнский «контейнер»… Эту стадию также можно связать с оральной стадией психосексуального развития, с нарциссической установкой. Используемые для создания мандалы этой стадии цвета позволяют понять особенности её содержания. Розовый центр, окружённый голубым цветом, указывает на инфантильный характер переживаний. Фиолетовый центр свидетельствует о нарциссических тенденциях. Красный центр на синем фоне будет указывать на пассивно-агрессивный стиль реагирования. То же справедливо для мандалы с синим центром на красном фоне. Поскольку возможно множество вариантов сочетания цветов, следует соотнести психологической содержание цвета с содержанием формы.
Рис. 5. Карты I и J (к четвертой стадии: «Начало») Круг с точкой посередине использовался в качестве обозначения Бога или того единого источника, из которого всё произошло. В то же время это символ для обозначения плода во чреве матери, где центр – это плод. Внешние границы круга могут символизировать при этом «вселенную» материнского организма. Положительный характер переживаний на этой стадии передаётся через цвет: розовый, голубой или сиреневый цвета выражают ностальгию по утраченному. Изображённые с использованием этих цветов мандалы могут указывать на потребность в регрессе, с тем чтобы пережить состояние счастливого забытья. Об этом состоянии нам, в частности, напоминают изображения мадонны с младенцем. Нарциссизм как характеристика этой стадии указывает на потребность в утверждении собственной уникальности, однако при этом человек остаётся пассивным и проявляет зависимость от окружающих. Как уже было отмечено, эта стадия может соотноситься с оральной фазой психосексуального развития. При этом форма мандалы может символизировать материнскую грудь. Данная стадия может также передавать опыт зачатия и рождения. Мандалы этой стадии иногда символизируют Эго, расположенное в центре психики. Характер изображения центра может многое сказать о самооценке: размер центра говорит об экспансивности или, наоборот, сдержанности и стеснительности. Ощущение безопасности или её отсутствия будет проявляться в тех линиях и формах, которые поддерживают центральный элемент. Как и на предыдущей стадии, здесь будут преобладать извилистые линии. Немало мандал этой стадии можно найти среди изображений готической розы и буддистских изображений. При этом часто передаётся глубина пространства. Центр как источник внутренней энергии стимулирует развитие и, в конце концов, достижение стадии «оквадрачивания круга». На более зрелых стадиях развития квадрат, заключённый в круг, выступает в качестве канала для прохождения психической энергии. Если внутриутробное развитие протекало благоприятно, центр может изображаться в виде окружённого водой острова или корабля. Воспоминания об этом периоде развития часто служат своеобразным убежищем для тех, кто переживает стресс на более поздних стадиях развития. Алкоголики склонны регрессировать именно к этой стадии, к отказу от всякой активности. В крайних случаях мандалы этой стадии могут также указывать на проявление магического сознания с восприятием себя в качестве центра вселенной. Вербальные ассоциации с «Началом»: круг внутри круга, мать и дитя, мадонна с младенцем, оплодотворение, плод во чреве, новая жизнь. Пятая стадия: «Мишень» Данная стадия ассоциируется с обсессивно-компульсивными проявлениями, навязчивым движением по кругу. Она отражает опыт завершения блаженного пребывания плода во чреве матери и начала родов. В этом случае можно предполагать у пациента дефензивность или даже паранойяльные проявления, а также стремление сохранить за собой свою территорию. Трудно исключить проявления ритуального поведения и магического мышления. Связанное с этой стадией поведение изменить бывает трудно, однако, когда изменения все же происходят, они хорошо проявляются в создаваемых в последующем мандалах. Иногда мандалы этой стадии имеют не плоскостной, а объемный характер. Компульсивные проявления на этой стадии связаны со стереотипным поведением; магическое же мышление предполагает проекцию психологического материала на внешний мир. Иногда, когда имеются паранойяльные проявления, внешний мир может восприниматься как угрожающий, несущий боль и напряжение. Нередко мандалы этой стадии ассоциируются с воронкой, что связано со стремлением индивида сохранить контроль над ситуацией. Ощущение беспомощности и уязвимости может вести к проявлениям магического мышления и совершению ритуальных действий, способных оградить индивида от враждебных сил. При заболевании анорексией данное состояние подобно крепости, в которой сам человек становится узником. Когда окружающая среда воспринимается как враждебная, внешние границы мандалы становятся очень толстыми и изображаются темными оттенками. На этой стадии нередки также проявления зависимого поведения.
Рис.6. Карты К и L (к пятой стадии: «Мишень») «Концентрические круги или различные их варианты ассоциируются с чревом, пупком. Заключительная стадия инициации называется инхура (отверстие), поскольку отверстие является цен, тральным символом во всем ритуале» (Roheim, 1973; р. 125). Вербальные ассоциации с «Мишенью»: давление, засасывание воронка, паранойя, угроза, обсессивно-компульсивные реакции, защитные ритуалы, магия Шестая стадия: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом» Шестая стадия представлена расщепленным кругом, символизирующим «я» и тень, борьбу противоположностей, эдипальную стадию космических масштабов, когда небесный бог борется с земной богиней. Что касается ассоциаций с опытом внутриутробного развития, то данная стадия может символизировать отношения плода с плацентой, играющей в этом случае роль «другого» — темной части «я». Любопытно читать отчеты лиц, переживших регрессивные состояния, связанные с внетелесными переживаниями, когда человеку кажется, что на его спине или шее находится некая серая масса. Это напоминает описания Роберта Монро (Monroe, 1971, р. 140): «Я лежал в состоянии глубокой релаксации поздним вечером в своей спальне, когда начал ощущать легкие вибрации. Я заметил перекинутую через мое тело маленькую ногу и ощутил сидящее на моей шее тело». Расщепление или ощущение расщепления может ассоциироваться с разделенным надвое кругом, предшествующим появлению примиряющего, объединяющего центра. Это напоминает деление клетки и предполагает ощущение отчуждения, одиночества, а в некоторых случаях и депрессии. На данной стадии укрепление границ Эго имеет большое значение. Мандалы этой стадии часто напоминают, пейзаж, на котором имеется линия горизонта, делящая рисунок на две половины, подобно той трещине, которая разделяет мир у Кастанеды. Это разделение предшествует восходу солнца или появлению нового «я». Прежде чем это произойдет, следует ожидать усиления борьбы противоположностей, амбивалентности, полярности и непримиримых противоречий. Все это делает данную стадию периодом парадоксов.
Рис.7. Карты M и N (к шестой стадии: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом») Расщеплённый круг с его парадоксами прекрасно описан в работе Дэвида Вилласенора (Villasenor, 1963, p. 14, 38) при интерпретации песочных композиций. Одна из них представляла собой поделённый белой лентой надвое круг; лента символизировала Млечный Путь, по одну его сторону располагалась оранжевая гремучая змея, а по другую сторону – чёрная. В нижней половине круга находился круг оранжевого цвета с чёрным центром, выступающий в качестве объединяющего обоих родителей символа. Данная стадия, воспринимаемая часто как инициация во взрослое состояние и как эдипальная фаза психосексуального развития, может предполагать переживание страха кастрации. Образы небесного бога и земной богини присутствуют в разных мифах. Противостояние между ними передается через изображения пейзажного характера. В случаях психической патологии разделение круга пополам иногда бывает несимметричным, когда, например, линия горизонта рисуется выше центра. Присутствие встающего над горизонтом солнца может иметь большое значение: «Король Ашанти является правителем священной страны. Будучи избранным матерью-королевой и народом, король выступает земным воплощением солнца, считается его сыном. Его душа наполнена энергией солнца и является источником жизни и благословения. Являясь сыном солнца, король называется «тем, кто утверждает начало времени». Он говорит о себе: «Я — центр мира, вокруг которого все вращается». Король изображается в виде креста — символа солнца. Золотой цвет является его священным цветом, который используется во многих орнаментах, и в ходе некоторых церемоний тело короля покрывается золотой пылью (Parrinder, 1976, р. 70). «Единоборство с драконом» является значимой стадией индивидуального развития, обозначающей дистанцирование от родителей окончательное преодоление зависимости от матери — зависимости от бессознательного, которое удерживает сына или дочь в состоянии зависимости от инстинктов. «Единоборство с драконом» также означает преодоление зависимости от отца как символа коллективных ценностей и традиций своего времени. Лишь одержав «победу» над родителя ми, герой может стать хозяином своего мира и приступить к реализации своей индивидуальной миссии, когда архетипы отца и матери при обретают новое содержание. Отныне они воспринимаются уже не как враждебные герою фигуры, сдерживающие его активность, а как компаньоны, благословляющие его на героические свершения (Neumann, 1972, p. 21). «Когда-то все люди пребывали в Великом Круге Матери и не могли из него выбраться. Бросить вызов дракону и одержать над ним победу значило обрести мужское сознание и выйти из этого Круга» (Bly, 1973, p. 32). Другой значимой для этой стадии темой является тема расщепления Эго и проявления в нём противоположных тенденций, вплоть до полной утраты чувства «я», что характерно для некоторых психотических состояний. Однако следует различать, когда переживание расщепления «я» является временным состоянием, а когда оно устойчиво. Разные состояния могут переживаться нами в те или иные моменты жизни, например во время медитации, психотерапии, творческой деятельности, однако при психозе имеет место фиксация на ограниченном круге состояний. Седьмая стадия: «Оквадрачивание круга» Данная стадия имеет экспансивный характер. Символизирующее Эго солнце встаёт над горизонтом. Иногда эта стадия имеет маниакальные проявления, характерны ощущение наполненности энергией и повышенная самооценка. Его можно связать с определённым моментом ритуала инициации, когда человеку даётся новое имя. На этой стадии индивид окончательно отделяется от родителей, обретая независимость и беря всю ответственность за свою жизнь на себя. Он устанавливает контакт с материнскими и отцовскими качествами на внутреннем уровне. Характерно использование прямых линий, указывающее на развитие рационального мышления. В отличие от предыдущей стадии, на данной стадии индивид воспринимает себя уже не объектом постороннего воздействия, но свободно действующим субъектом. Происходит объединение рецептивных и активных аспектов личности и активизация Эго-идеала. Размытые на предыдущем этапе сексуальные ощущения фокусируются на гениталиях. Негативные проявления данной стадии могут включать переживания опустошённости и подавленности, что характерно для маниакально-депрессивного психоза.
Рис. 8. Карты О и Р (к седьмой стадии: «Оквадрачивание круга») Восьмая стадия: «Функционирующее Эго» Данная стадия связана с проявлением индивидуальности. Мандалы могут включать прямые линии, однако рисунки не вызывают ощущение ригидности. В случае если такое ощущение возникает, можно предполагать проявление дефензивности, связанной с противодействием разрушению «я». Когда в психотерапии имеет место проявление положительного переноса, может изображаться молния, направленная на ту точку, где на циферблате расположено число «1». Это указывает на то, что исцеляющие энергии психотерапевта начинают воздействовать на пациента. Молния изображается в виде полосы света («Освещающей» проблемы) желтоватого (если психотерапевт – мужчина) или голубоватого цвета (если психотерапевт – женщина): «Данная аллегория (Зевс) – это символ обретения действиями психологического значения. Зевс – символ духа, а молния – внезапного появления освещающей всё вокруг мысли (интуиции), идущей от самого Бога» (Cirlot, 1962, p. xii). Эта стадия ассоциируется у меня с одной из работ Микеланджело – изображением Творца в Сикстинской капелле, на котором Бог простирает к человеку свою руку, словно пытаясь передать ему энергию жизни. Вход энергии в мандалу в большинстве случаев передаётся посредством изображения цветной линии, идущей через верхний правый её сегмент, что может передавать положительные изменения в психотерапевтических отношениях. Иногда, однако, эта линия пролегает через нижний левый сегмент мандалы; в этом случае можно предполагать, что положительные изменения в психотерапевтических отношениях произойдут позже. В случае изображения крупного центра оранжевого или жёлтого цвета вероятны проявления мессианских тенденций и психологической инфляции. Данная стадия имеет большое значение в плане оформления телесного образа. В отличие от предыдущей, на данной стадии ощущается движение тела в пространстве. С этой точки зрения изображение свастики может символизировать «я» как центр силы и энергии, которые реализуются в действии и двигательной активности. Другим часто встречающимся изображением, хотя и не связанным с передачей движения, но символизирующем человеческое тело, является пятиконечная звезда или цветок с пятью лепестками.
Рис. 9. Карты Q и R (к восьмого стадии: «Функционирующее Эго») Вербальные ассоциации с «Функционирующим Эго»: дифференцированное Эго, центральная форма как источник силы, мессианский комплекс, маниакальность. Девятая стадия: «Кристаллизация» Мандалы этой стадии обычно очень красивы, симметричны и напоминают цветы или плоды в разрезе. Их появление в некоторых случаях может отражать нежелание и страх изменений. В норме эти мандалы появляются на некоторое время, после чего исчезают. Когда такие мандалы создаются с использованием одних и тех же цветов, можно усомниться в том, что цвет имеет какую-либо динамическую функцию. Скорее всего, он играет стабилизирующую роль, если речь идет, например, о процессе лечения, сопряженном с психологическими изменениями. Мандалы этой стадии передают отношения человека с другими людьми после оформления его психологической идентичности. В большинстве случаев они содержат центр, который связан с периферией четным числом радиальных элементов вроде лучей звезды или лепестков цветка. Эти мандалы свидетельствуют о состоянии гармонии и устойчивом социальном положении. Иногда они характерны для состояния невроза и указывают на психологическую ригидность и отсутствие динамики. Эти мандалы статичны и выражают в большей мере установку на бытие, чем на деятельность, а также желание сохранить существующий порядок вещей. Мандалы такого типа более характерны для зрелых, хорошо социализированных индивидов, возможно находящихся в динамично изменяющейся среде и пытающихся к ней адаптироваться. Вербальные ассоциации с «Кристаллизацией»: пластика и прямота, гармония, функциональность, эстетический опыт, " я" и другие, Эго в обществе. Десятая стадия: «Ворота смерти» Мандалы этой стадии часто включают изображение «колеса фортуны» и отражают страх изменений и преодоление привычных форм сознания. Нередко изображается напоминающий перекресток дорог диатональный крест, а также направленный вершиной вниз треугольник указывающий на погружение в бессознательное и потребность в обновлении. Если такие изображения сохраняются, эта может быть связано с переживанием тревоги, депрессии и нерешительности. Эти мандалы характерны для лиц, переживающих кризис середины жизни с характер, ной для него потребностью в переоценке жизненных приоритетов. Подобные изображения статичны и часто производят
Рис. 10. Карты S и Т (к девятой стадии: «Кристаллизация»)
Рис.11. Карты U и V (к десятой стадии: «Ворота смерти») впечатление жертвенности. Иногда они передают ощущение утраты физической целостности и напоминают о распятии. У автора такой мандалы можно предположить наличие мазохистических тенденций и переживания собственной беспомощности. Ощущение утраты физической целостности и мазохистические тенденции могут выражаться в разделении круга на четыре окрашенных в разные цвета сегмента, которые воспринимаются как отдельные, не связанные друг с другом элементы. Для того чтобы они воспринимались как части единого целого, необходимо присутствие пятого элемента в виде центра. В этом случае можно предполагать достижение вершины страдания — своего рода «пикового переживания». Мандалы этой стадии могут ассоциироваться с прикованным к колесу Иксионом, а также с «колесом сансары»: «Мандала жизненного цикла основана на четырех природных элементах — воде, земле, огне и воздухе. Над ними — справа и слева — расположены спасительные силы Будды, положительное колесо доктрины, которое нейтрализует отрицательные энергии колеса жизни» (Neumann, 1972, р. 238). Вербальные ассоциации с «Воротами смерти»: скорбящая мадонна, распятый Христос, Адонис, казненный Озирис, Иксион, унижение, поражение, чрево-могила, встреча со смертью, завершение, отвергнутость, депрессия, кататония, статика, изоляция, одиночество, покинутость, отчаяние, муки, импотенция, ригидность, череп, паралич. Одиннадцатая стадия: «Фрагментация» Данная стадия может быть результатом патологического процесса, например шизофрении, если ее проявления сохраняются в течение длительного времени. Мандала, характерная для этой стадии, представляет собой «разрезанный пирог»; каждый сегмент изображения при этом имеет разную окраску, а центральный элемент может отсутствовать.
Рис.12. Карты W и X (к одиннадцатой стадии: «Фрагментация») Окраска такой мандалы дисгармонична, и из-за отсутствия центра она не производит впечатления целостного изображения. Если считать, что каждый сегмент или цвет в рисунке отражает те или иные психологические качества и аспекты индивидуальной динамики, тогда подобное изображение говорит о неком разрушительном внутрипсихическом процессе либо проявлении саморазрушительных тенденций. Подобные мандалы также могут свидетельствовать об ощущении утраты физической целостности, при котором разные части тела воспринимаются как несвязанные друг с другом. Отсутствие центра иногда говорит о разрушении Эго. Дисгармоничные цвета вызывают ассоциации с костюмом клоуна или шута. Что характерно, во многих культурах шут или «дурак» — это тот, кто может позволить себе делать и говорить то, чего не могут другие. Иногда после создания мандалы этой стадии имеет место возвращение на пятую стадию с характерной для нее дефензивностью. Это вполне объяснимо, если учесть высокую вероятность разрушительных процессов и утраты ощущения психической целостности и границ " я" на стадии «фрагментации». «Положительным символом женственности и чрева является рот; поэтому губы могут ассоциироваться с женскими гениталиями. Основанием для такой символической связи фемининности со ртом как расположенным в верхней части тела чревом является, по-видимому, то, что рот является местом «рождения» дыхания и слова. Аналогичным образом разрушительные проявления женского начала, чрево как место погребения наиболее часто имеет в качестве своего архетипического выражения оскаленную пасть или рот с зубами. Это, в частности, характерно для африканских статуэток, где «оскаленное чрево» заменено устрашающей маской, а также для ацтекских изображений богини смерти, украшенных множеством ножей и острых зубов. Мотив vagina dentata наиболее характерен для мифов североамериканских индейцев. В мифах некоторых индейских племен присутствует образ плотоядной, обитающей во влагалище Ужасной Матери рыбы» (Neumann, 1972, р. 167-168). «Таким образом, когда богиня разгневана, она может закрыть чрева всех живых существ, и тогда жизнь замирает. Она — богиня-мать, хозяйка восточных врат — врат рождения; выступая же в качестве ужасной матери, она является хозяйкой западных врат, ведущих в подземный мир врат смерти» (Neumann, 1972, р. 170). Вербальные ассоциации с «Фрагментацией»: распятие, расчленение, утрата чувства «я», психоз, растерянность, амбивалентность, тибетский «Чод»-ритуал, дезинтеграция, гниение. Двенадцатая стадия: «Трансцендентный экстаз» Данная стадия связана с экстатическими переживаниями, следующими за опытом «фрагментации». В отличие от предыдущей стадии, здесь присутствует ощущение энергетического центра. Мандалы этой стадии могут представлять собой изображение фонтана; иногда изображаемые потоки воды или энергии вырываются за пределы круга через его верхнюю часть. Нередко изображается фонтан белого света. Вслед за опытом «фрагментации» на этой стадии наступает объединение разных элементов «я». Нередко изображаются переливы цветов, указывающие на переживание «пикового опыта». В некоторых случаях, когда такие мандалы изображаются многократно, это указывает на наличие маниакального состояния. Иногда они связаны с переживанием психологической трансформации. Пользуясь аналогией с алхимическим процессом, можно связать данную стадию с нахождением квинтэссенции (начал бытия). Нередки экстатические переживания, ощущение блаженства, напоминающее оргазм. Индивид находится в активном, а не рецептивном состоянии и воспринимает себя в качестве «генератора» энергии. В некоторых случаях вслед за этой стадии переживаются первая и вторая стадии, что указывает на переживание опыта «нового рождения». Вербальные ассоциации с «Трансцендентным экстазом»: белый свет, мерцание, переливы, фонтан, пронзание копьем, нирвана, идущая из центра пульсация, мужской оргазм, интернализация божественной энергии, бездеятельное деяние, пиковый опыт, любовь ко всему, ощущение собственного могущества, естественная красота, самоактуализация, воскресение, завершение. Рис. 13. Карты Y и Z (к двенадцатой стадии: «Трасцендентный экстаз») Рис. 14. Иллюстрации индивидуальных стадий
Список литературы 1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под редакцией А.И. Копытина СПб. Речь, 2005
|