Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационные конфликты






Среди западных психологов наибольшее внимание к описанию внутренних кон­фликтов мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа и после­дующих психодинамических концепций. Понятие психического конфликта в психо­анализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической теории. По этой причине оно фак­тически оказалось неинтегрированным в более широкую систему психологическо­го знания, сохраняя свою релевантность исключительно в рамках психоаналити­ческих рассуждений.

Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутрилич­ностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жиз­ненной ситуации индивида. Предметом его внимания стали конфликты, возникаю­щие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описа­ние этого вида конфликтов, принадлежащее Ле­вину, считается классическим. Напомним, что он рассматривал конфликт как одновременное воз­действие на индивида противоположно направ­ленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта этих конфликтов.

Первый случай конфликтаэто когда чело­век оказывается перед необходимостью выбо­ра между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами.

Не­пременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу, в противном случае конфликта бы не было, так как мы просто выбирали бы более значимое для нас или реализовали бы свои желания последова­тельно. Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай Бу­риданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог вы­брать между двумя равными по величине охапками сена. Эта ситуация, когда «хо­чется и того и другого», может, однако, приобретать достаточно драматический ха­рактер, если речь идет о выборе между чем-то или кем-то в равной мере необходимым или дорогим для человека. Например, в подобном положении оказывается молодой муж, мать и жена которого из-за не сложившихся между ними отношений ставят дорогого им человека перед невозможным для него выбором.

Второй случай конфликта близок по своей природе, но предполагает выбор меж­ду двумя в равной мере непривлекательными возможностями.

Как и в первом описанном типе конфликта, выбор «из двух зол меньшего» затруднен равной интен­сивностью мотивов избегания. Неудавшаяся семейная жизнь вынуждает мужчину мучительно решать — или поддерживать не сложившиеся тяжелые семейные отно­шения, или расстаться с ребенком, постоянное общение с которым в случае развода с женой станет невозможным.

Наконец, третий тип конфликта, по Левину, — это когда одна и та же цель (воз­можность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы», как об этом говорят в обыденной речи. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием «за и против» — соглашаться ли на более де­нежную, но неинтересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоя­щую покупку, и т. д. Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор — например, продолжать существовать в устроенном мире сложив­шихся отношений, стабильной работы, привычного образа жизни и при этом «жить не своей жизнью» или, потеряв все, начать сначала?

Типы конфликта Левина, описанные им в понятиях силового поля, были подвер­гнуты экспериментальному изучению и переведены в термины градиента цели. Ре­зультаты этого анализа суммированы Н. Миллером в следующих принципах, кото­рые он считает фундаментальными для понимания конфликтов между тенденциями Приближения и Избегания:

1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект, что обозначается как градиент приближения.

2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему субъект, означает градиент избегания.

3. По мере приближения объекта сила избегания увеличивается быстрее, чем сила достижения, т. е. градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения.

4. Сила тенденций достижения или избегания варьирует в зависимости от силы мотива, на котором они основываются, т. е. усиление мотива повышает об­щий уровень градиента.

Что стоит за этими градиентами приближения и избегания для практического понимания поведения человека в ситуации конфликта? Градиент приближения означает, что чем ближе человек к выбранной им цели, тем больше возрастает ее привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность другой из возмож­ных целей, от которой он удаляется. Градиент избегания, напротив, проявляется в том, что, когда человек покидает состояние некоего равновесия, сохраняющееся до делаемого им выбора, он приближается к одному из объектов и этот объект по мере приближения вызывает все более сильную реакцию отторжения, а второй, отверг­нутый, кажется все менее неприятным, что побуждает человека вернуться к исход­ному состоянию. Получается, что психологически легче выйти из ситуации выбора между двумя привлекательными возможностями, чем между двумя непривлека­тельными. (Если это так, то нам, пожалуй, следовало бы наделять нередко случаю­щиеся в нашей жизни ситуации выбора позитивным смыслом, а не негативным — «хочется и того и другого» вместо «не хочется ни того ни другого»).

Исходя из описа­ния Миллера, первый выбор реализуется легче второго. Для такой точки зрения есть бесспорные основания, например, при реализации позитивного выбора в дей­ствие вступают механизмы, защищающие и оправдывающие принятые решения. Однако в реальной жизненной ситуации все происходит не так просто. Человек вы­брал одну из привлекательных возможностей, в связи с чем другая должна, казалось бы, постепенно утрачивать свою привлекательность..На самом же деле, как нам из­вестно по собственному опыту, мы начинаем сожалеть об утраченном и, выбирая в пользу одного объекта, ко всем его плюсам начинаем прибавлять минусы потери другой возможности. Таким образом, возникает более сложный тип'конфликта, ког­да один и тот же объект вызывает стремление как к достижению, так и к избеганию.

Анализ ситуации, в которой индивид имеет сильные тенденции как к достиже­нию, так и к избеганию одного и того же объекта (возможности, ситуации и т. д.), имеет, по мнению Миллера, фундаментальное значение для понимания человечес­ких конфликтов. Почему же все-таки человек не достигает цели или не избегает ее?

Миллер связывает суть происходящего в данной ситуации с.тезисом, который гласит, что градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент дости­жения, а это в свою очередь означает возможность их пересечения. На определен­ной дистанции от цели тенденция приближения будет сильнее, чем избегания. Пока субъект находится в этом районе, он будет продвигаться по направлению к Цели. Однако чем он ближе он к ней, тем быстрее по сравнению с силой достижения будет увеличиваться сила избегания. В конце концов, он достигает точки, в которой сила избегания становится равной силе приближения, т. е. два градиента пересека­ются, и возникает остановка.

То же самое происходит в ситуации, когда субъект слиш­ком близок к цели, в связи с чем начинает действовать сила избегания, увеличивающаяся до точки равенства градиентов и дальнейшей остановки. Следствием этого становится то, что субъект будет колебаться в районе пересечения градиентов (за счет дополнительной стимуляции); если возникает изменение весов градиентов, то они не пересекаются и субъект решает задачу; борьба сильных тенденций вызывает более сильные колебания, чем борьба слабых (Miller, 1944).

Все описанные случаи конфликтов считаются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.