Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников






Заключения медиков и психологов

Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни школьника, передает новым поколениям ценности нации и поэтому основной акцент делается на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека.

На сегодняшний день много говорится о здоровьесберегающих технологиях, использующихся в современных школах, о техническом оснащении классов, о толерантной воспитательной среде, в которой обучается ребенок. Мы убеждены, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически, так как именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Даже в одежде каждый должен иметь возможность выразить свою индивидуальность, но, в то же время, определенные правила в школьной одежде соблюдать необходимо, ведь представления о культуре одежды формируются уже в начальной школе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход – минимизирующий риск для здоровья в процессе обучения.

В Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 48 Копейского городского округа вот уже второй год в начальной школе действуют университетские классы, обучение в которых ведется по методической системе Владимира Ивановича Жохова. Система ориентирована на потребности, индивидуальность и возможности каждой личности младшего школьника. Учебный день у ребят начинается с зарядки, что помогает не только настроить на «работу», но и служит гармоничному физиологическому развитию. Упражнения направлены на развитие мелкой моторики, координации, развитие ритма, так как утренняя зарядка проходит под музыкальное сопровождение.

На уроках у ребят наблюдается высокий темп работоспособности, увеличению познавательной мотивации в течение урока способствует и техническое оснащение: уроки сопровождаются яркими презентациями, музыкальными композициями, что позволяет учащимся лучше усваивать большое количество новой информации путем воздействия аудиальных и визуальных приемов. Четко прослеживается формирование и развитие лидерских качеств личности, так как в учебный процесс включены соревновательные моменты. И неудивительно, что дети не успевают уставать, потому что на уроках можно отвечать всем вместе, много двигаться, и если что – то не получается, то можно попросить помощи у одноклассников.

В период с октября 2008 по май 2009 учебного года и с сентября 2009 по май 2010 учебного года за младшими школьниками, обучающимися в университетских и общеобразовательных классах, нами были проведены комплексные мероприятия, направленные на определение психолого–диагностической оценки готовности детей к началу школьного обучения и адаптации первоклассников к школе.

Оценка готовности проводилась по программе Н.Я. Семаго, М. М. Семаго.

Обследование проводилось в октябре 2010 года и включало в себя 5 основных блоков:

    • оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания;
    • оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур, оценка моторных навыков при изображении цифр, определение сформированности понятия «больше - меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов;
    • оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности;
    • выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и удержания внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;
    • общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Результаты исследования представлены на рисунке 1 (учащиеся 1А класса обучаются по методической системе Владимира Ивановича Жохова).

Если проводить сравнительный анализ, то можно отметить, что уровень сформированности графической деятельности, удержание алгоритма деятельности, возможностей распределения и удержания внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности и общее развитие младших школьников 1А (университетский класс) класса уже на конец октября наблюдаются высокие показатели по отношению к учащимся других классов.

Адаптация к школе не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает длительное время, и тогда приходится говорить о социально–психологической дезадаптации. Выделяют несколько причин дезадаптации:

    • несоответствие функциональных возможностей детей к требованиям, предъявляемым существующей системой обучения (отсутствие школьной зрелости);
    • недостаточный уровень интеллектуального развития ребенка;
    • социальная незрелость, неумение общаться с окружающими;
    • неудовлетворительное состояние здоровья.

Также не менее важным в адаптационный период является определение общего эмоционального состояния первоклассников и их отношение к школе.

Хочется отметить, что процесс обучения в университетских классах построен на сохранении психологического здоровья учащихся, создании ситуации успеха (после каждого правильного ответа учащиеся награждают друг друга аплодисментами), взаимопомощь между одноклассниками способствует успешной адаптации и сплочению коллектива. Отмечается также, что учащиеся в таких классах адаптационный период проходят быстрее и в психоэмоциональном отношении легче, уже в конце сентября снижается ситуативная тревожность, эмоциональный фон у 90% ребят положительный, учебная мотивация сформирована, результаты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2008 – 2009 учебный год где в 1В младшие школьники обучаются по методической системе В.И. Жохова.

Класс Количество обсле- дованных Дезадаптация отсутствует Средняя степень дезадаптации Серьезная степень дезадаптации Нуждаются в помощи психоневролога
  Кол-во уч-ся Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
1 «А» класс     56 %   35 %   6 %   3 %
1 «Б» класс     61 %   19 %   13 %   7 %
1 «В» класс     71 %   17 %   8 %   4 %
1 «Г» класс     39 %   39 %   17 %   5 %
Общ. кол-во     58 %   27 %   10 %   5 %

Сводная таблица по параллели 1-х классов «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» 2009 – 2010 учебный год, где в 1А классе младшие школьники обучаются по методической системе В. И. Жохова.

 

 

Класс Кол-во обследован- ных Дезадап- тация отсутствует Средняя степень дезадап- тации Серьез- ная сте- пень дезада- птации Нуждаются в помощи психо- невролога
  Кол-во уч-ся Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %
1 «А» класс     91%   6%   3%    
1 «Б» класс     88%   6%       6%
1 «В» класс     77%   20%   3%    
1 «Г» Класс     46%   25%   13%   17%
1 «Д» класс     60%   20%   7%   13%
Общ. кол-во     75%   14%   5%   6%
                       

 

В течение 1 – 2 класса обучения по данной методической системе снизился уровень заболеваемости, возрастают функциональные возможности организма учащихся, ребята в среднем выросли за год на 6 сантиметров. Наблюдается сформированность у учащихся понимания культуры сохранения собственного здоровья, повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.