Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производный спрос в совершенной конкуренции на рынке продукта и на рынке факторов производства






 

Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую при помощи этих факторов производства. Он увеличивается или уменьшается в зависимости от того, увеличивается или уменьшается спрос на готовую продукцию, созданную с помощью этих факторов.

Рынок производственных ресурсов выступает в двух основных видах:

1 Рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции;

2 Рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.

Особенностью рынка ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. В то время как на рынках ресурсов производства в условиях несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.

Для каждого типа и качества ресурсов производства имеются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На конкурентных рынках ресурсов производства цены на ресурсы зависят от спроса и предложения.

Совершенно конкурентный рынок ресурсов производства - это рынок, на котором выполняются следующие условия:

а)много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют в приобретении ресурсов заданного качества, которые поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;

б) каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю от наличного количества предложения ресурсов, т. е. каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы;

в) каждый продавец ресурсов реализует лишь незначительную долю общего количества предложения, тем самым не может существенно влиять на рыночное предложение;

г)продавцы ресурсов могут беспрепятственно войти на любой рынок, выйти с любого рынка. Владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы могут перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.

На рынке совершенной конкуренции MR=P, следовательно, MRP=MP * P. Затраты на покупку дополнительной единицы ресурса – это предельные факторные издержки (MRC – marginal resource costs).

На величину предельных издержек ресурса влияют цены предложения ресурса.

На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса постоянна. Поэтому на графике линия MRC имеет форму прямой, параллельной оси абсцисс и MRC=P (рис.36.3).

Фирма достигает максимума прибыли, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR).

Следовательно, спрос фирмы на ресурс на рынке совершенной конкуренции будет определяться равенством MRC=MRP=MP * P.

 

 

Рисунок 36.3 – Предельные факторные издержки на совершенно конкурентном рынке

 

Отсюда следует, что – это реальная цена ресурса, выраженная в единицах произведенной продукции.

На рис.36.4 видно, что при цене на рынке факторов производства Р1 фирма максимум прибыли получит при покупке фактора производства в объеме Q1, так как в точке Е1 достигается равенство MRP и MRC.

 

Рисунок 36.4 – Оптимальный объем ресурса для фирмы

 

Аналогичным образом найдем объем спроса фирмы при ценах Р2 и Р3. В результате мы получили координаты точек А, В, и С для функции спроса на фактор производства. Таким образом, кривая спроса на фактор производства будет совпадать с кривой предельного продукта фактора производства, и будет иметь отрицательный наклон (см. рис. 36.5).

Итак, теория предельной производительности является теорией спроса на фактор производства, так же как теория предельной полезности является теорией спроса на рынке готовой продукции.

Аналогично рынку готовой продукции смещение кривой спроса на ресурсы объясняется влиянием неценовых факторов.

 

Рисунок 36.5 – Кривая спроса на фактор производства

 

Например, рост цен на ресурсы-заменители приведет к тому, что при одной и той же цене Р1 фирма сможет купить больше ресурса. Это приведет к перемещению точки А в точку В, а значит, к увеличению количества приобретаемого ресурса с Q1 до Q2 (рис. 36.6).

 

 

Рисунок 36.6 – Смещение кривой спроса

 

Неценовые факторы спроса на ресурсы:

1 Изменение спроса на товары, произведенные с использованием данного ресурса;

2 Изменение производительности фактора производства;

3 Изменение цен на ресурсы-заменители;

4 Изменение цен на взаимодополняющие ресурсы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.