Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы воспитания






Закономерности воспитания

Принцип — регулятив, основанный на необходимости следо­вать определенным закономерностям и законам для гармониза­ции деятельности с реальностью.

Принцип (от лат. рriпсiрiuт — начало, основа) — это основное ис­ходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, опреде­ляющее его отношение к действительности, нормы поведения и дея­тельности.

В философии принцип — первоначало, руководящая идея, основ­ное правило поведения. В логическом смысле принцип есть централь­ное понятие, основание системы, представляющее обобщение и рас­пространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе.

Действие принципов объективно обусловлено. В них отражают­ся фундаментальные закономерности существования явлений и процессов. Именно поэтому следование тем или иным принципам на практике обеспечивает результативность деятельности, устой­чивость, сохранение и воспроизводимость ее качества (сущности). Принципы как регулятив деятельности задаются на уровне внут­ренних установок, а также на внешнем плане с помощью табуирования или нормирования деятельности. Принцип как педагоги­ческую категорию отличают следующие характеристики:

- принцип — это руководящее требование, предписание, как действовать для достижения педагогической цели;

- это одна из форм нормирования деятельности педагога;

- принцип вытекает из понимания закономерностей и проти­воречий образовательного процесса;

- это внутреннее (а не навязанное извне) убеждение, приня­тое как руководящая идея, способ восприятия определенного круга педагогических явлений;

- принцип распространяется на определенную (ограниченную) область педагогических явлений или процессов;

- принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга;

- в разных педагогических системах один и тот же принцип может получать разное воплощение.

Под принципами воспитания понимаются «общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, пра­вил и рекомендаций» (А. В.Мудрик). Это положение вытекает из объективной природы воспитания, а также из субъективного по­нимания его ценностей и целей. Принципы воспитания педагоги стремятся обосновать, исходя из понимания смысла воспитания, руководствуясь природой и структурой педагогической деятель­ности.



Среди классических принципов воспитания, круг которых складывался веками, наиболее известны принципы:

природосообразности (Демокрит, Аристотель, А.Я.Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский);

культуросообразности (Г.Дистервег), народности (К.Д.Ушин­ский);

дифференциации (Платон, Аристотель);

активности, самодеятельности (Г.Дистервег);

гуманизации (А.Маслоу, К.Роджерс)

Они указывают на то, что в любой ситуации деятельность вос­питателя должна опираться на природные закономерности разви­тия, учитывать народные и культурные традиции, а также специ­фику отдельных групп. При этом за основу берется способность человека осознанно и активно развивать свою натуру. Фактически этот ряд принципов напрямую связан со знаниями об основных закономерностях развития человека.

В современных формулировках общих принципов обнаруживают развитие идеи сообразности (соответствия) деятельности воспитателя некоему образцу. Тем самым задается предельный масштаб воспитательной деятельности для выбора ее размерности (человек, культура, природа, система, цель, время, среда и др.). Именно об этом говорят принципы человекосообразности, системосообразности, хроносообразности, средосообразности, экосообразности, целесообразности.

Принципы могут отражать концептуальную специфику подхода к воспитанию (на философском, технологическом и других уров­нях). Так, гуманизм в качестве принципа воспитания ориентиру­ет на понимание человека как основной ценности во всех ситуа­циях воспитания. Принцип двудоминантности задает двусторонний характер процесса воспитания, определяя тем самым его структу­ру и логику развития в конкретных условиях. Коллективизм как принцип определяет характер основного субъекта воспитания и систему отношений, складывающихся между участниками этого процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.